Тест интеллектуальная лабильность

Содержание

Ещё совсем недавно при приёме на творческую или ответственную работу, требующую высоких умственных способностей, претендентам предлагали пройти тест на IQ (коэффициент интеллекта). Однако было выявлено, что человек с повышенным показателем IQ не всегда способен принимать мгновенные решения и своевременно переключаться с одной задачи на другую.

Оказалось, что здесь срабатывает иной параметр — психофизиологический. Это интеллектуальная лабильность — скорость возникновения и передачи циклов возбуждения в нервной и мышечной тканях. Так что на сегодняшний день во многих компаниях при приёме на работу соискатели проходят тест на быстроту мыслительных процессов.

Что это такое

В психологии интеллектуальная лабильность — это способность быстро переключать внимание, уметь в короткие сроки решать как можно больше задач и как можно качественнее. В отличие от IQ, данный показатель не зависит от умственных способностей, которые обусловлены либо генетикой, либо постоянным развитием. Здесь главную роль играют процессы ЦНС. Скорость мысли определяется тем, как быстро происходит переключение между возбуждающим и тормозным импульсами, которые передаются от нейрона к нейрону, и насколько они уравновешены.

Чем быстрее человек отвечает на вызов извне, чем подвижнее у него нервная система, тем быстрее его мозг запускает психомоторные реакции в соответствии с полученными задачами и тем выше его интеллектуальная лабильность. От неё зависит успешность в процессе обучения и карьерном росте. Особенно в современном мире, когда требуется мобильность не только гаджетов и Интернета, но и мыслительных операций. Если сотрудники или учащиеся медленно приспосабливаются к новым обстоятельствам, обладая регидной нервной системой, вряд ли они добьются высоких вершин при сдаче экзаменов или при продвижении по карьерной лестнице.

Признаки

  • Повышенная концентрация внимания;
  • быстрая реакция на информацию извне;
  • способность моментально переключать внимание;
  • чёткий анализ сразу нескольких заданий;
  • высокая скорость выполнения поставленной задачи;
  • быстрый переход между заданиями;
  • кратковременность активной деятельности;
  • умение ориентироваться даже в запутанных и усложнённых условиях;
  • отсутствие ошибок, высокое качество выполненной работы;
  • умение учесть сразу несколько требований в синхроне.

Методика Костроминой

Психологи настаивают на том, что наряду с тестами на IQ в учебных заведениях и компаниях должна также проводиться диагностика интеллектуальной лабильности. Это позволит выявить учеников, студентов и сотрудников, которые многозадачны в своей деятельности и способны принимать не просто верные, но и быстрые решения.

Чаще остальных для этой цели применяется методика под названием «Интеллектуальная лабильность» (модификация С. Н. Костроминой). Она представляет собой тест, состоящий из вопросов и бланка ответов, разделённого на квадраты.

Инструкция:

  1. Рядом с № вопроса в скобках обозначен № квадрата, в который вписывается ответ.
  2. На один вопрос даётся не более 4 секунд.

Примечание. Формулировка вопросов может незначительно отличаться от оригинальной методики при сохранении их значимости и степени сложности. С ключами расхождений нет.

Для студентов и сотрудников

  1. (1) Записать начальную букву топонима «Санкт-Петербург» и конечную — «Симферополь».
  2. (4) Записать «пар», причём «а» должна оказаться в изображённой фигуре.
  3. (5) Пересечь 4-х угольник 2-мя вертикалями и 2-мя горизонталями.
  4. (6) Провести черту от 1 круга к 4, чтобы она шла ПОД вторым и НАД третьим.
  5. (7) Вписать «+» в треугольник. Вписать «1» в общую площадь фигур.
  6. (8) Поделить 2 окружность на 3 сектора, а 4 — на 2.
  7. (10) Вписать любую букву своей фамилии или имени (на выбор того, кто проводит тест) при условии, что сегодняшний день не является средой (день недели тоже можно менять).
  8. (12) Вписать в 1 прямоугольник «+», 3 перечеркнуть, в 6 вписать цифру «ноль».
  9. (13) Замкнуть точки прямой чертой, вставить «+» в наименьший по площади получившийся треугольник.
  10. (15) Обвести 1 согласную и перечеркнуть гласные.
  11. (17) Продолжить боковые стороны изображённой фигуры, пока не пересекутся. Точку, где пересеклись, назвать предпоследней (последней) буквой в названии улицы (города), где вы живёте.
  12. (18) Поставить «1» при условии, что в слове «антоним» 6 буква гласная.
  13. (19) Обозначить самый большой по площади круг, вписать «+» в наименьший из них.
  14. (20) Объединить 2, 4, 5, но не задев 1 и 3.
  15. (21) Вписать в промежуток галочку при условии, что указанные числа не одинаковы.
  16. (22) Поделить 1 линию на 3 сектора, 2 — на 2, 2 конца 3 — соединить с А.
  17. (23) Объединить нижний кончик 1 черты с верхним второй, верхний кончик 2 — с нижним 4.
  18. (24) Перечеркнуть нечётные, обозначить нижним подчёркиванием чётные.
  19. (25) Обвести фигуры, поделить их вертикалью.
  20. (26) Под А изобразить стрелочку вниз, под В — вверх, под С — обычную галочку.
  21. (27) Вписать между ромбиками «-» при условии, что «дама» и «дуброва» начинаются с одной буквы.
  22. (28) Вписать в левую клетку «0», в правую — «+», центральную разделить диагональю.
  23. (29) Нижними подчёркиваниями обозначить галочки, над первой надписать «А».
  24. (30) Вписать сумму 1 и 7 при условии, что в слове «купчиха» третья буква — не «и».
  25. (31) Заключить согласные в кружочек в слове «салют», перечеркнуть гласные в слове «дождь».
  26. (32) Если 54 кратно 9, вписать 4-х угольник в окружность.
  27. (33) Провести черту от 1 к 7, чтобы она расположилась ПОД чётными, но НАД нечётными.
  28. (34) Перечеркнуть кружочки без цифр, с ними — подчеркнуть снизу.
  29. (35) Под согласными обозначить стрелочку вниз, под гласными — влево.
  30. (36) Записать «мир», чтобы 1 буква заключалась в круг, а 2 в прямоугольник.
  31. (37) Указать стрелочками направления изображённых линий: горизонтальных — вправо, вертикальных — вверх.
  32. (39) Поделить 2 линию на 2 равных сектора, объединить оба конца 1 линии с центром 2.
  33. (40) Поделить нечётные и чётные вертикалями.
  34. (41) Над линией обозначить стрелочку вверх, под ней — влево.
  35. (42) Сделать так, чтобы «М» оказалась в прямоугольнике, «К» в окружности, «О» в треугольнике.
  36. (43) Сложить 5 и 2, что получилось — вписать в прямоугольник, их разность — в ромбик.
  37. (44) Перечеркнуть цифры, кратные 3, обозначить нижним подчёркиванием оставшиеся.
  38. (45) Обвести галочку, заключить «3» в квадрат.
  39. (46) Нижними подчёркиваниями обозначить буквы. Обвести цифры, делящиеся на 2.
  40. (47) Взять нечеты в квадратные скобки , чёт — в круглые ().

Бланк для взрослых

Бланк на 20 вопросов для подростков (12-15 лет)

  1. (1) Записать начальную букву топонима «Санкт-Петербург» и конечную — «Симферополь».
  2. (2) Записать 1, 6, 3. Обвести нечётные.
  3. (4) Записать «пар» в обратном порядке.
  4. (5) Изобразить прямоугольник. Поделить его 2 горизонталями и 2 вертикалями.
  5. (6) Изобразить 4 круга. Затем первый перечеркнуть, 3 обозначить нижним подчёркиванием.
  6. (7) Изобразить треугольник и прямоугольник, чтобы у них была общая площадь.
  7. (8) Записать «мел». Под согласными обозначить стрелочку вниз, под гласными — влево.
  8. (10) Вписать любую букву своей фамилии (имени) при условии, что сегодняшний день не является средой (день недели тоже можно менять).
  9. (12) Изобразить прямоугольник, вписать сумму 5 и 2. Затем — ромб, и в нём — их разность.
  10. (13) Изобразить 3 точки, при соединении которых образуется треугольник.
  11. (15) Вписать «ручка». Гласные перечеркнуть.
  12. (17) Поделить квадрат 2 диагоналями. Точку, где пересеклись, назвать предпоследней (последней) буквой в названии улицы (города), где вы живёте.
  13. (18) Поставить «1» при условии, что в слове «антоним» 6 буква гласная.
  14. (20) Изобразить треугольник, в нём — окружность.
  15. (21) Записать «82 365». Все нечётные перечеркнуть.
  16. (22) Поставить галочку при условии, что 54 кратно 9.
  17. (19) Вписать сумму 2 и 6 при условии, что в слове «купчиха» 3 буква не «и».
  18. (23) Вписать между ромбами «-» при условии, что «дама» и «дуброва» начинаются с одинаковой буквы.
  19. (24) Сделать так, чтобы «М» оказалась в прямоугольнике, «К» в окружности, «О» в треугольнике.
  20. (25) Вписать «салют». Обвести кружочком согласные.

Бланк для подростков

Интерпретация

  • До 4 невыполненных заданий — повышенная интеллектуальная лабильность;
  • 5-9 — посредственный уровень;
  • 10-14 — пониженная интеллектуальная лабильность;
  • 15 и более — критически низкая.

Ключи к методике

Ключи для теста «Интеллектуальная лабильность» (модификация С. Н. Костроминой) для взрослых

Ключи для теста «Интеллектуальная лабильность» (модификация С. Н. Костроминой) для подростков

Что касается теста на определение интеллектуальной лабильности для младших школьников, здесь мнения психологов расходятся. Во-первых, нет методики, разработанной исключительно для них. Во-вторых, в таком возрасте высшие нервные психические процессы ещё не настолько развиты физиологически, чтобы их как-то оценивать.

Развитие

Интеллектуальная лабильность — это полностью биологически запрограммированный процесс. Он зависит от нейрофизиологических свойств коры головного мозга, которые закладываются генетически. Поэтому есть мнение, что развить её невозможно. Однако некоторые предлагают для повышения этого показателя применять следующие методики:

  • дифференцированный подход;
  • тренинги;
  • задания на внимание и память.

Интеллектуальная лабильность — важное качество для современного человека любого возраста. Школьникам в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами предлагают решать комплексные тесты, включающие в себя вопросы из разных областей знаний. Сотрудники компаний должны молниеносно реагировать на задачи, поставленные руководством для того, чтобы выжить в условиях жесточайшей конкуренции. И лишь те, у кого скорость мыслительных процессов достаточно высока, способны успешно справляться со всем этим.

Интеллектуальная лабильность модификация с н костроминой. Интеллектуальная лабильность

Методика направлена на определение избирательности внимания, а также диагностику концентрации внимания и помехоустойчивости. Перед началом исследования подросткам дается следующая инструкция: «Среди буквенного текста имеются слова. Ваша задача заключается в том, чтобы, как можно быстрее просматривая текст, найти и подчеркнуть эти слова».

Время работы с бланком – 2 минуты. По завершении задания подсчитывается количество слов, выделенных испытуемым, и количество допущенных ошибок (пропущенные и неправильно выделенные слова). Методика применяется как в группе, так и индивидуально.

БЛАНК МЕТОДИКИ МЮНСТЕРБЕРГА

бсолнцевтргщоцэрайонзгучновостьъхэьгчяфактьуэкзаментрочягщ

шгцкппрокуроргурсеабетеориямтоджебьамхоккейтроиаафцуйгахт

телевизорболджщзхюэлгщьбпамятьшогхеюжипдргщхщнздвосприятие

йцукендшизхьвафыпролдблюбовьабфырплослдспектакльячсинтьбюн

бюерадостьвуфциеждлоррпнародшалдьхэшщгиернкуыфйшрепортажэкж

дорлафывюфбьконкурсйфнячыувскапрлличностьзжэьеюдшщглоджинэп

рплаваниедтлжэзбьгрдшжнпркывкомедияшлдкуйфотчаяниейфрлнь

ячвтлджэхьгфтасенлабораториягшдщнруцтргшчтлроснованиезхжьб

шдэркентаопрукгвсмтрпсихиатриябплмстчьйфясмтщзайэъягнтзхтм

КЛЮЧ

бсолнце втргшоцэрайон згучновость ъхэьгчяфакт ьуэкзамен трочягш

шгикппрокурор гурсеабетеория мтоджебьамхоккей троиаафцуйгахт

телевизор болджшзхюэлгшьбпамять шогхеюжипдргшхшнздвосприятие

йцукендшизхьвафыпролдблюбовь абфырплослдспектакль ячсинтьбюн

бюерадость вуфциеждлоррпнарод шалдьхэшшгиернкуыфйшрепортаж экж

дорлафывюфбьконкурс йфнячыувскапрлличность зжэьеюдшшглоджин эп

рплаваниед тлжэзбьтрдшжнпркывкомедия шлдкуйфотчаяние йфрлнь яч

втлджэхьгфтасенлаборатория гшдщнруцтргшчтлроснование зхжьб

шдэркеятаопрукгвсмтрпсихиатрия бплмстчьйфясмтшзайэъягнтзхтм

Исследование произвольного внимания (методика «Расстановка чисел»)

Испытуемым дается инструкция: «В течение 2 минут вы должны расставить в свободных клетках нижнего квадрата бланка в возрастающем порядке числа, которые расположены в случайном порядке в 25 клетках верхнего квадрата бланка. Числа записываются построчно, никаких отметок в верхнем квадрате делать нельзя».

Оценка производится по количеству правильно записанных чисел. Средняя норма – 22 числа и выше.

Методика удобна при групповом обследовании, которое рекомендуется проводить в присутствии психолога – экспериментатора.

Диагностика способности к обучению

Методика «Интеллектуальная лабильность» (модификация С. Н. Костроминой)

Методика используется с целью прогноза успешности в обучении и освоении нового вида деятельности и требует от испытуемых высокой концентрации внимания, быстроты реакции на предлагаемое задание, а также заданную скорость выполнения, что в совокупности отражает способность ребенка к кратковременной интенсивной деятельности. Кроме того, в методику включен ряд заданий, выявляющих умение ориентироваться на условия задания, выполнять и учитывать несколько требований одновременно, владеть точным анализом различных признаков.

ПРОЦЕДУРА ИССЛЕДОВАНИЯ

В течение ограниченного количества времени (3–4 секунды) обследуемые должны выполнить несложные задания на специальном бланке, которые зачитываются специалистом. Бланк представляет собой разграфленный на 25 пронумерованных квадратов лист. Каждое задание имеет строго заданный квадрат и должно выполняться именно в нем. Методика может применяться как фронтально, так и индивидуально.

При проведении исследования от экспериментатора требуется четкое произнесение задания и номера квадрата, поскольку номера заданий и квадратов на бланке не совпадают.

Испытуемым дается инструкция: «Слушайте внимательно задание и номер квадрата. Переспрашивать нельзя. Прочитанное мною задание не повторяется. Работаем быстро. Внимание! Начинаем!»

ТЕСТОВЫЙ МАТЕРИАЛ

Бланк для ответов к методике «Интеллектуальная лабильность»

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

Оценка производится по количеству ошибок. Ошибкой считается любое пропущенное, невыполненное или выполненное с ошибкой задание. Нормы выполнения:

  • 0–2 ошибки – высокая лабильность, хорошая способность к обучению;
  • 3–4 ошибки – средняя лабильность;
  • 5–7 ошибок – низкая обучаемость, трудности в переобучении;
  • 7 ошибок и более – малая успешность в любой, в том числе учебной, деятельности.

Методика не требует много времени для проведения исследования и обработки результатов, вместе с тем обладает высоким уровнем информативности и точности в прогнозировании успешности в обучении.

Методика

«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ЛАБИЛЬНОСТЬ»

или УМЕНИЕ ПЕРЕКЛЮЧАТЬСЯ

(в модификации С.Н. Костроминой)
Цель : Исследование лабильности, т. е. способности переключения внимания, умения быстро переходить с решения одних задач на выполнение других, не допуская при этом ошибок.

Материал : Специальный бланк для ответов, выдается каждому испытуемому.

Описание: Методика состоит из нескольких заданий, которые зачитываются экспериментатором. На решение каждого задания отводится от 3 до 5 секунд . Ответы испытуемого фиксируются на специальном бланке.

Инструкция : «Вам предлагается выполнить несколько несложных заданий, ответы на которые Вы будите фиксировать на специальном бланке. Время работы над каждым заданием ограничено несколькими секундами. Каждое задание имеет строго заданный квадрат и должно выполнятся именно в нем. Будьте внимательны. Работайте быстро. Прочитанное мною задание не повторяется. Внимание. Начинаем».

Текстовый материал

  1. (Квадрат 1) Напишите первую букву имени Сергей и последнюю букву первого месяца года. (3 сек.)
  2. (Квадрат 2) Напишите цифры 1, 6, 3. Нечётные цифры обведите в кружок. (3 сек.)
  3. (Квадрат 4) Напишите слово «ПАР» наоборот. (3 сек.)
  4. (Квадрат 5) Нарисуйте прямоугольник. Разделите его двумя вертикальными линиями и двумя горизонтальными линиями. (4 сек.)
  5. (Квадрат 6)Начертите четыре круга. Первый круг зачеркните, а третий подчеркните. (3 сек.)
  6. (Квадрат №7) Нарисуйте треугольник и квадрат так, чтобы они пересекались. (3 сек).
  7. (Квадрат 8) Напишите слово «мел». Под согласными буквами поставьте стрелку, направленную вниз, а под гласными стрелку, направленную влево. (4сек).
  8. (Квадрат 10) Если сегодня не среда, то напишите предпоследнюю букву слова «книга» (3 сек).
  9. (Квадрат 12) Нарисуйте прямоугольник, а рядом ромб. В прямоугольнике напишите сумму чисел 5 и 2, а ромбе разность этих чисел. (4 сек).
  10. (Квадрат 13) Нарисуйте три точки так, чтобы при их соединении получился треугольник (4 сек).
  11. (Квадрат 15) Напишите слово «ручка». Гласные зачеркните. (4 сек).
  12. (Квадрат 17) Разделите квадрат двумя диагональными линиями. Точку пересечения обозначьте последней буквой названия вашего города.(4сек).
  13. (Квадрат 18) Если в слове «синоним» шестая буква гласная, то поставьте цифру 1. (3 сек).
  14. (Квадрат 20). Нарисуйте треугольник, а в нем окружность. (4 сек).
  15. (Квадрат 21). Напишите число 82365. Нечетные цифры зачеркните. (4 сек)
  16. (Квадрат 22) Если число 54 делится на 9, то поставьте галочку (3 сек)
  17. (Квадрат 19). Если в слове «подарок», третья буква не «и», напишите сумму чисел 6 и 3. (3 сек)
  18. (квадрат 23). Если слово «дом» и «дуб» начинаются на одну и ту же букву, поставьте тире. (3сек)
  19. (Квадрат 24). Напишите буквы «М», «К», «О». Букву «М» заключите в квадрат, букву «К» – в круг, букву «О» — в треугольник (3сек)
  20. (Квадрат 25) Напишите слово «Салют». Обведите в круг согласные буквы (3сек)
  21. При проведении исследования от психолога требуется четкое произношение задания и номера квадрата, поскольку номера заданий и квадратов не совпадают.
  22. Оценка производиться по количеству ошибок. Ошибкой считается любое пропущенное, невыполненное или выполненное с ошибкой задание.

Норма выполнения :
0-2 ошибки – высокая лабильность, хорошая способность к переключению внимания;

3 – 4 ошибки – средняя лабильность;

5-7 ошибок – низкая интеллектуальная лабильность;

более 7 ошибок – малоуспешен в любой деятельности.
Примечание: Методика не требует много времени для проведения исследования и обработки результатов, вместе с тем обладает высоким уровнем информативности и точности в прогнозировании успешной деятельности.

Бланк для ответов

Бланк для ответов

Ещё совсем недавно при приёме на творческую или ответственную работу, требующую высоких умственных способностей, претендентам предлагали пройти тест на IQ (коэффициент интеллекта). Однако было выявлено, что человек с повышенным показателем IQ не всегда способен принимать мгновенные решения и своевременно переключаться с одной задачи на другую.

Оказалось, что здесь срабатывает иной параметр — психофизиологический. Это интеллектуальная лабильность — скорость возникновения и передачи циклов возбуждения в нервной и мышечной тканях. Так что на сегодняшний день во многих компаниях при приёме на работу соискатели проходят тест на быстроту мыслительных процессов.

Уровень интеллекта

Психическая работа мозга человека полностью зависит от уровня интеллекта, который содержит в себе способности к познанию, логике, анализу информации. У людей с высоким уровнем интеллектуальной лабильности имеются способности к качественному и адекватному реагированию на изменение обстоятельств, к приобретению новых и полезных навыков, а также к принятию нестандартных решений.

Профессионал, который использует свои сильные стороны на полную мощность, может скрыть и преодолеть недостатки, получая необходимый результат, а также переключая собственное внимание и действуя без ошибок.

Определение термина «лабильность»

Лабильность в переводе с латинского языка обозначает «скольжение, неустойчивость». Под термином принято понимать максимальную подвижность и неустойчивость психики, физиологического состояния или температуры тела. Также лабильность — это подвижность нервной и мышечной ткани, которая характеризуется величайшей частотой, с помощью которой ткань может возбуждаться в ритме раздражений.

Само понятие является довольно распространенным, как правило, им обозначают подвижность и переменчивость различных процессов в организме. В этом смысле лабильность не всегда является положительным качеством. В психологии данный термин определяет неустойчивость эмоциональных состояний и звучит как «эмоциональная лабильность».

Интеллектуальная лабильность

Она является одной из разновидностей лабильности, включает в себя способность молниеносного переключения внимания, а также быстрого перехода от решения одной задачи к другой без допущения ошибки.

Интеллектуальная лабильностьзависит от нейрофизиологических особенностей строения коры головного мозга. Это биологический детерминированный процесс, на который обучение и практика никак не влияют. На уровень интеллектуальной лабильности воздействует скорость возбуждения и торможения в нейронах, степень уравновешенности данных процессов.

Чем выше показатель лабильности у человека, тем мозг будет быстрее реагировать на полученную информацию и производить координирование психомоторных реакций. Можно сказать, что уровень лабильности является показателем определения скорости и точности восприятия, а также обработки получаемой информации.

Автор методики «Интеллектуальная лабильность» — Козлова В. Т.

В тесте целый ряд простых упражнений, которые проговаривает экспериментатор. Для того чтобы подумать над каждым заданием, испытуемому дается 4-5 секунд. Перед тем как приступить к решению, экспериментатор предупреждает о начале теста и о том, что нужно внимательно отвечать на каждый пункт, указанный на бланке. Перед началом проведения методики на интеллектуальную лабильность человек, на которого возлагаются полномочия экспериментатора, должен предварительно просмотреть все пункты и на протяжении всего теста четко и понятно проговаривать номера квадратов, где располагаются предложенные задания.

Тест на интеллектуальную лабильность проводится для того, чтобы спрогнозировать успешность в профессиональном обучении, освоении различных видов деятельности и оценке качества трудовой практики. Проводимый тест должен проходить с высокой концентрацией внимания и большой скоростью действий. Тест на интеллектуальную лабильность может проводиться как в группе, так и в частном порядке. За отведенное время испытуемые выполняют ряд несложных заданий, которые находятся на специальном бланке.

Методика интеллектуальной лабильностине является нормированной. В литературе по психологии для определения уровня интеллектуальной лабильности, как правило, приводят огромное количество критериев соотношения испытуемых по 4 различным категориям с разными показателями лабильности. Их выделяют с помощью объема неправильных ответов при решении теста.

Итоги прохождения теста

Оценку испытуемым начисляют по количеству неправильных ответов. К ошибочному результату относят сделанное с ошибкой или не сделанное, а также пропущенное задание. Тест хорош тем, что он требует немного времени для проведения и подведения итогов. После его прохождения можно точно спрогнозировать профессиональную пригодность каждого испытуемого.

Итог прохождения теста:

  • от 1 до 4 неправильных ответов — прекрасные данные к обучению, лабильность на высоком уровне;
  • от 5 до 9 — у испытуемого лабильность на среднем уровне;
  • 10-14 неправильных ответов — сложности при обучении, низкий уровень лабильности;
  • от 15 и выше — сложно обучаемый испытуемый.

Данной методикой рекомендуют пользоваться детям, начиная с 12-13 лет. Сравнивая и сопоставляя количество полученных неправильных ответов с количеством правильных, можно сделать вывод о том, какие параметры требуют развития (скорость или точность) при выполнении упражнений теста.

Цель : исследование лабильности, то есть способности переключения внимания, умения быстро переходить с решения одних задач на выполнение других, не допуская при этом ошибок.

Материал : специальный бланк для ответов, выдается каждому испытуемому.

Описание : методика состоит из ряда нескольких несложных заданий, которые зачитываются экспериментатором. На решение каждого задания отводится от 3 до 5 секунд. Ответы фиксируются на специальном бланке. Методика предназначена для взрослых.

Инструкция : «Будьте внимательны. Работайте быстро. Прочитанное мною задание не повторяется. Внимание! Начинаем!»

Тестовый материал.

(Квадрат 1. Напишите первую букву имени Сергей и последнюю букву первого месяца года (3 сек.).
Квадрат 2. Напишите слово ПАР так, чтобы любая одна буква была написана в треугольнике (3 сек.).
Квадрат 3. Разделите четырехугольник двумя вертикальными и двумя горизонтальными линиями (4 сек.).
Квадрат 4. Проведите линию от первого круга к четвертому так, чтобы она проходила под кругом № 2 и над кругом № 3 (3 сек.).
Квадрат 5. Поставьте плюс в треугольнике, а цифру 1 в том месте, где треугольник и прямоугольник имеют общую площадь (3 сек.).
Квадрат 6. Разделите второй круг на ТРИ, а четвертый на ДВЕ части (4 сек.).
Квадрат 7. Если сегодня не среда, то напишите предпоследнюю букву вашего имени (3 сек.).
Квадрат 8. Поставьте в первый прямоугольник плюс, третий зачеркните, в шестом поставьте 0 (4 сек.).
Квадрат 9. Соедините точки прямой линией и поставьте плюс в меньшем треугольнике (4 сек.).
Квадрат 10. Обведите кружком одну согласную букву и зачеркните гласные (4 сек.).
Квадрат 11. Продлите боковые стороны трапеции до пересечения друг с другом и обозначьте точки пересечения последней буквой названия вашего города (4 сек.).
Квадрат 12. Если в слове СИНОНИМ шестая буква гласная, поставьте в прямоугольнике цифру 1 (3 сек.).
Квадрат 13. Обведите большую окружность и поставьте плюс в меньшую (3 сек.).
Квадрат 14. Соедините между собой точки 2, 4, 5, миновав точки 1 и 3(3 сек.).
Квадрат 15. Если два многозначных числа неодинаковы, поставьте галочку на линии между ними (2 сек.).
Квадрат 16. Разделите первую линию на три части, вторую на две, а оба конца третьей соедините с точкой А (4 сек.).
Квадрат 17. Соедините конец первой линии с верхним концом второй, а верхний конец второй — с нижним концом четвертой (3 сек.).
Квадрат 18. Зачеркните нечетные цифры и подчерните четные (5 сек.).
Квадрат 19. Заключите две фигуры в круг и отделите их друг от друга вертикальной линией (4 сек.).
Квадрат 20. Под буквой А поставьте стрелку, направленную вниз, под буквой В стрелку» направленную вверх, под буквой С — галочку (3 сек.).
Квадрат 21. Если слова ДОМ и ДУБ начинаются одной и той же буквой, поставьте между ромбами минус (3 сек.).
Квадрат 22. Поставьте в крайней слева клеточке 0, в крайней справа плюс, в средней проведите диагональ (3 сек.).
Квадрат 23. Подчеркните снизу галочки, а в первую галочку впишите букву А (3 сек.).
Квадрат 24. Если в слове ПОДАРОК третья буква не И, напишите сумму чисел 3 + 5 (3 сек.).
Квадрат 25. В слове САЛЮТ обведите кружком согласные буквы, а в слове ДОЖДЬ зачеркните гласные (4 сек.).
Квадрат 26. Если число 54 делится па 9, опишите окружность вокруг четырехугольника (3 сек.).
Квадрат 27. Проведите линию от цифры 1 к цифре 7 так, чтобы они проходила под четными цифрами и над нечетными (4 сек.).
Квадрат 28. Зачеркните кружки без цифр, кружки с цифрами подчеркните (3 сек.).
Квадрат 29. Под согласными буквами поставьте стрелку, направленную вниз, а под гласными — стрелку, направленную влево (5 сек.).
Квадрат 30. Напишите слово МИР так, чтобы первая буква была написана в круге, а вторая к прямоугольнике (3 сек.).
Квадрат 31. Укажите стрелками направления горизонтальных линии вправо, а вертикальных — вверх (5 сек.).
Квадрат 32. Разделите вторую линию пополам и соедините оба конца первой линии с серединой второй (3 сек.).
Квадрат 33. Отделите вертикальными линиями нечетные цифры от четных (5 сек.).
Квадрат 34. Над линией поставьте стрелку, направленную вверх, а под линией — стрелку, направленную влево (2 сек.).
Квадрат 35. Заключите букву «М» в квадрат, букву «К» — в круг, букву «О» — в треугольник (4 сек.).
Квадрат 36. Сумму чисел 5 + 2 напишите в прямоугольнике, а разность этих же чисел — в ромбе (4 сек.).
Квадрат 37. Зачеркните цифры, делящиеся на 3, и подчеркните остальные (5 сек.).
Квадрат 38. Поставьте галочку только в круг, а цифру 3 — только в прямоугольник (3 сек.).
Квадрат 39. Подчеркните буквы и обведите кружками четные цифры (5 сек.).
Квадрат 40. Поставьте нечетные цифры в квадратные скобки, а четные — в круглые (5 сек.).

Обработка результатов и интерпретация:

Оценка производится по количеству ошибок. Ошибкой считается и пропущенное задание. Нормы выполнения:
0 — 4 ошибки — хорошая способность к обучению;
5 — 9 ошибок — средняя лабильность;
10 — 14 ошибок — низкая лабильность, трудности в переобучении;
15 и более ошибок — мало успешен в любой деятельности, в учебной в том числе.

«Интеллектуальная лабильность» (Козлова В.Т.)

Методика «Интеллектуальная лабильность», разработанная В.Т. Козловой

Методику рекомендуется использовать с целью прогноза успешности профессионального обучения, освоении нового вида деятельности и оценки качества трудовой практики.

Методика требует от испытуемых высокой концентрации внимании и быстроты действий. В течение ограниченного количества времени (3-4 секунды) обследуемые должны выполнить несложные задания на специальном бланке, которые зачитываются. Бланк представляет собой разграфленный на 25 пронумерованных квадратов лист. Каждое задание имеет строго заданный квадрат и должно выполняться именно в нем. Методика может применяться как фронтально, так и индивидуально.

Бланк для ответов к методике «Интеллектуальная лабильность»

Инструкция: «Слушайте внимательно задание и номер квадрата. Переспрашивать нельзя. Прочитанное мною задание не повторяется. Работаем быстро. Внимание! Начинаем!»

1. (Квадрат номер 1). Напишите первую букву имени Сергей и последнюю букву первого месяца.

2. (Квадрат номер 2). Напишите цифры 1, 6, 3. Нечетные обведите.

3. (Квадрат номер 4). Напишите слово «пар» наоборот,

4. (Квадрат номер 5). Нарисуйте прямоугольник. Раз­делите его двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями.

5. (Квадрат номер 6). Нарисуйте четыре круга. Первый круг зачеркните, а третий подчеркните.

6. (Квадрат номер 7). Нарисуйте треугольник и квадрат так, чтобы они пересекались.

7. (Квадрат номер 8). Напишите слово «мел». Под со­гласными буквами поставьте стрелку, направленную вниз, а под гласными стрелку, направленную влево.

8. (Квадрат номер 10). Если сегодня не среда, то напишите предпоследнюю букву слова «книга».

9. (Квадрат номер 12). Нарисуйте прямоугольник, а рядом ромб. В прямоугольнике напишите сумму чисел 5 и 2, а в ромбе разность этих чисел.

10. (Квадрат номер 13). Нарисуйте три точки так, чтобы при их соединении получился треугольник.

11. (Квадрат номер 15). Напишите слово «ручка». Гласные зачеркните.

12. (Квадрат номер 17). Разделите квадрат двумя диагональными линиями. Точку пересечения обозначьте пос­ледней буквой названия нашего города.

13. (Квадрат номер 18). Если в слове «синоним» шес­тая буква гласная, то поставьте цифру 1.

14. (Квадрат номер 20). Нарисуйте треугольник, а в нем окружность.

15. (Квадрат номер 21). Напишите число 82365. Нечетные цифры зачеркните.

16. (Квадрат номер 22). Если число 54 делится на 9, поставьте галочку.

17. (Квадрат номер 19). Если в слове «подарок» третья буква не «и», напишите сумму чисел 6 и 3.

18. (Квадрат номер 23). Если слова «дом» и «дуб» начи­наются на одну и ту же букву, поставьте тире.

19. (Квадрат номер 24). Напишите буквы «М», «К», «О», букву «М» заключите в квадрат, букву «К» — в круг, букву «О» — в треугольник.

20. (Квадрат номер 25). Напишите слово «салют». Обведите в круг согласные буквы.

При проведении исследования от экспериментатора требуется четкое произнесение задания и номера квадрата, поскольку номера заданий и квадратов на бланке не совпадают.

Оценка производится по количеству ошибок. Ошибкой считается любое пропущенное, невыполненное или выполненное с ошибкой задание.

Нормы выполнения:

0-2 ошибки — высокая лабильность, хорошая способ­ность к обучению;

3-4 — средняя лабильность;

5—7 — низкая обучаемость, трудности в переобучении;

больше 7 ошибок — малоуспешен в любой деятельности.

Методика не требует много времени для проведения исследования и обработки результатов, вместе с тем обладая высоким уровнем информативности и точности в про­гнозировании успешности в обучении, дает достаточно точный прогноз профессиональной пригодности.

Ключ к методике «Интеллектуальная лабильность»

Методика «Интеллектуальная лабильность», разработанная В.Т. Козловой

Методику рекомендуется использовать с целью прогноза успешности профессионального обучения, освоении нового вида деятельности и оценки качества трудовой практики.

Методика требует от испытуемых высокой концентрации внимании и быстроты действий. В течение ограниченного количества времени (3-4 секунды) обследуемые должны выполнить несложные задания на специальном бланке, которые зачитываются. Бланк представляет собой разграфленный на 25 пронумерованных квадратов лист. Каждое задание имеет строго заданный квадрат и должно выполняться именно в нем. Методика может применяться как фронтально, так и индивидуально.

Бланк для ответов к методике «Интеллектуальная лабильность»

Инструкция: «Слушайте внимательно задание и номер квадрата. Переспрашивать нельзя. Прочитанное мною задание не повторяется. Работаем быстро. Внимание! Начинаем!»

1. (Квадрат номер 1). Напишите первую букву имени Сергей и последнюю букву первого месяца.

2. (Квадрат номер 2). Напишите цифры 1, 6, 3. Нечетные обведите.

3. (Квадрат номер 4). Напишите слово «пар» наоборот,

4. (Квадрат номер 5). Нарисуйте прямоугольник. Раз­делите его двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями.

5. (Квадрат номер 6). Нарисуйте четыре круга. Первый круг зачеркните, а третий подчеркните.

6. (Квадрат номер 7). Нарисуйте треугольник и квадрат так, чтобы они пересекались.

7. (Квадрат номер 8). Напишите слово «мел». Под со­гласными буквами поставьте стрелку, направленную вниз, а под гласными стрелку, направленную влево.

8. (Квадрат номер 10). Если сегодня не среда, то напишите предпоследнюю букву слова «книга».

9. (Квадрат номер 12). Нарисуйте прямоугольник, а рядом ромб. В прямоугольнике напишите сумму чисел 5 и 2, а в ромбе разность этих чисел.

10. (Квадрат номер 13). Нарисуйте три точки так, чтобы при их соединении получился треугольник.

11. (Квадрат номер 15). Напишите слово «ручка». Гласные зачеркните.

12. (Квадрат номер 17). Разделите квадрат двумя диагональными линиями. Точку пересечения обозначьте пос­ледней буквой названия нашего города.

13. (Квадрат номер 18). Если в слове «синоним» шес­тая буква гласная, то поставьте цифру 1.

14. (Квадрат номер 20). Нарисуйте треугольник, а в нем окружность.

15. (Квадрат номер 21). Напишите число 82365. Нечетные цифры зачеркните.

16. (Квадрат номер 22). Если число 54 делится на 9, поставьте галочку.

17. (Квадрат номер 19). Если в слове «подарок» третья буква не «и», напишите сумму чисел 6 и 3.

18. (Квадрат номер 23). Если слова «дом» и «дуб» начи­наются на одну и ту же букву, поставьте тире.

19. (Квадрат номер 24). Напишите буквы «М», «К», «О», букву «М» заключите в квадрат, букву «К» — в круг, букву «О» — в треугольник.

20. (Квадрат номер 25). Напишите слово «салют». Обведите в круг согласные буквы.

При проведении исследования от экспериментатора требуется четкое произнесение задания и номера квадрата, поскольку номера заданий и квадратов на бланке не совпадают.

Оценка производится по количеству ошибок. Ошибкой считается любое пропущенное, невыполненное или выполненное с ошибкой задание.

Нормы выполнения:

0-2 ошибки — высокая лабильность, хорошая способ­ность к обучению;

3-4 — средняя лабильность;

5—7 — низкая обучаемость, трудности в переобучении;

больше 7 ошибок — малоуспешен в любой деятельности.

Методика не требует много времени для проведения исследования и обработки результатов, вместе с тем обладая высоким уровнем информативности и точности в про­гнозировании успешности в обучении, дает достаточно точный прогноз профессиональной пригодности.

Ключ к методике «Интеллектуальная лабильность»

Методика «Интеллектуальная лабильность», разработанная В.Т. Козловой

Методику рекомендуется использовать с целью прогноза успешности профессионального обучения, освоении нового вида деятельности и оценки качества трудовой практики.

Методика требует от испытуемых высокой концентрации внимании и быстроты действий. В течение ограниченного количества времени (3-4 секунды) обследуемые должны выполнить несложные задания на специальном бланке, которые зачитываются. Бланк представляет собой разграфленный на 25 пронумерованных квадратов лист. Каждое задание имеет строго заданный квадрат и должно выполняться именно в нем. Методика может применяться как фронтально, так и индивидуально.

Бланк для ответов к методике «Интеллектуальная лабильность»

Инструкция: «Слушайте внимательно задание и номер квадрата. Переспрашивать нельзя. Прочитанное мною задание не повторяется. Работаем быстро. Внимание! Начинаем!»

1. (Квадрат номер 1). Напишите первую букву имени Сергей и последнюю букву первого месяца.

2. (Квадрат номер 2). Напишите цифры 1, 6, 3. Нечетные обведите.

3. (Квадрат номер 4). Напишите слово «пар» наоборот,

4. (Квадрат номер 5). Нарисуйте прямоугольник. Раз­делите его двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями.

5. (Квадрат номер 6). Нарисуйте четыре круга. Первый круг зачеркните, а третий подчеркните.

6. (Квадрат номер 7). Нарисуйте треугольник и квадрат так, чтобы они пересекались.

7. (Квадрат номер 8). Напишите слово «мел». Под со­гласными буквами поставьте стрелку, направленную вниз, а под гласными стрелку, направленную влево.

8. (Квадрат номер 10). Если сегодня не среда, то напишите предпоследнюю букву слова «книга».

9. (Квадрат номер 12). Нарисуйте прямоугольник, а рядом ромб. В прямоугольнике напишите сумму чисел 5 и 2, а в ромбе разность этих чисел.

10. (Квадрат номер 13). Нарисуйте три точки так, чтобы при их соединении получился треугольник.

11. (Квадрат номер 15). Напишите слово «ручка». Гласные зачеркните.

12. (Квадрат номер 17). Разделите квадрат двумя диагональными линиями. Точку пересечения обозначьте пос­ледней буквой названия нашего города.

13. (Квадрат номер 18). Если в слове «синоним» шес­тая буква гласная, то поставьте цифру 1.

14. (Квадрат номер 20). Нарисуйте треугольник, а в нем окружность.

15. (Квадрат номер 21). Напишите число 82365. Нечетные цифры зачеркните.

16. (Квадрат номер 22). Если число 54 делится на 9, поставьте галочку.

17. (Квадрат номер 19). Если в слове «подарок» третья буква не «и», напишите сумму чисел 6 и 3.

18. (Квадрат номер 23). Если слова «дом» и «дуб» начи­наются на одну и ту же букву, поставьте тире.

19. (Квадрат номер 24). Напишите буквы «М», «К», «О», букву «М» заключите в квадрат, букву «К» — в круг, букву «О» — в треугольник.

20. (Квадрат номер 25). Напишите слово «салют». Обведите в круг согласные буквы.

При проведении исследования от экспериментатора требуется четкое произнесение задания и номера квадрата, поскольку номера заданий и квадратов на бланке не совпадают.

Оценка производится по количеству ошибок. Ошибкой считается любое пропущенное, невыполненное или выполненное с ошибкой задание.

Нормы выполнения:

0-2 ошибки — высокая лабильность, хорошая способ­ность к обучению;

3-4 — средняя лабильность;

5—7 — низкая обучаемость, трудности в переобучении;

больше 7 ошибок — малоуспешен в любой деятельности.

Методика не требует много времени для проведения исследования и обработки результатов, вместе с тем обладая высоким уровнем информативности и точности в про­гнозировании успешности в обучении, дает достаточно точный прогноз профессиональной пригодности.

Проведение теста «Интеллектуальная лабильность»для 6-9,10-11 классов,составленного М.Бершадским

Тест интеллектуальной лабильности

Лабильность (от лат. labilis — скользящий, неустойчивый) характеризует функциональную подвижность, скорость протекания элементарных циклов возбуждения и торможения в нервной и мышечных тканях. Чем выше скорость элементарных реакций, тем быстрее организм может реагировать на поступающую информацию и переключать внимание с одного объекта на другой. Лабильность является достаточно широким понятием, которое может проявляться в большой подвижности и изменчивости каких-либо организмических состояний и процессов. В этом смысле она далеко не всегда является положительным качеством. В частности, в психологии широко применяется понятие эмоциональной лабильности, которая проявляется в неустойчивости эмоциональных состояний, быстрой смене аффективных состояний, поэтому её рассматривают как один из признаков дискоординации высшей нервной деятельности1.

В данной работе описывается методика, предназначенная для диагностики одной из разновидностей лабильности ‒ интеллектуальной лабильности, ‒ которая является весьма информативной характеристикой когнитивной сферы ребёнка. Интеллектуальная лабильность определяется нейрофизиологическими особенностями строения коры головного мозга, поэтому является биологически детерминированным процессом, на который обучение практически не оказывает влияния. Она зависит от скорости возбуждения и торможения в нейронах, а также от степени уравновешенности этих процессов. Чем выше уровень лабильности, тем быстрее и дифференцированнее реагирует мозг на информацию, содержащуюся в ощущениях, и тем быстрее и координированнее психомоторные реакции. Таким образом, интеллектуальная лабильность определяет скорость и точность восприятия и переработки полученной информации и реакции на неё, поэтому от уровня её развития сильно зависят скорость, с которой ученик усваивает новое содержание обучения, полнота и точность усвоения. Поэтому результаты выполнения теста интеллектуальной лабильности традиционно рассматривают как важный показатель для определения обучаемости школьников.

В отличие от тестов Амтхауэра и Равена, тест интеллектуальной лабильности не является нормированным. В психологической литературе для него обычно приводятся численные критерии отнесения учащихся к четырём различным группам с различными уровнями интеллектуальной лабильности, которые выделены на основании количества ошибок, допущенных школьниками при выполнении теста. Для учащихся старших классов и взрослых эти группы характеризуются следующими интервалами числа ошибок и соответствующими им уровнями обучаемости:

    1. 0-4 ошибки ‒ высокая лабильность, хорошая способность к обучению;

    2. 5-9 ошибок ‒ средняя лабильность; средние способности к обучению;

    3. 10-14 ошибок ‒ низкая лабильность, трудности в обучении;

    4. 15 ошибок и более ‒ малоуспешен в любой деятельности.

Существуют два варианта теста интеллектуальной лабильности. Приведённые выше значения количества ошибок относятся к тесту для учащихся 10-11 классов. Этот вариант теста был адаптирован С.Н. Костроминой2 для учащихся основной школы (возраст от 12 до 15 лет). Число заданий было уменьшено с 40 до 20, кроме этого, дети выполняют рисунки в тесте самостоятельно. Для этих учащихся разделение на группы с разным уровнем интеллектуальной лабильности по мнению автора характеризуется следующими интервалами числа ошибок и уровнями лабильности и обучаемости:

  1. 0-2 ошибки ‒ высокая лабильность, хорошая способность к обучению;

  2. 3-4 ошибок ‒ средняя лабильность; средние способности к обучению;

  3. 5-7 ошибок ‒ низкая лабильность, трудности в обучении;

  4. более 7 ошибок ‒ малоуспешен в любой деятельности.

Многолетняя практика проведения данного теста показала, что последние две оценки трудностей излишне категоричны. Наблюдения и эксперименты показали, что уровень интеллектуальной лабильности не столько определяет качество достигнутого учеником итогового результата, сколько время, необходимое ребёнку для усвоения информации на требуемом государственным стандартом уровне. Обучение учащихся с разным уровнем интеллектуальной лабильности происходит с разной скоростью.

На рисунке «Зависимость скорости обучения от уровня интеллектуальной лабильности» представлен график зависимости результатов усвоения учениками новой информации от времени обучения для четырёх групп учащихся, выделенных на основании представленных выше результатов выполнения теста. К первой группе отнесены учащиеся с наивысшей интеллектуальной лабильностью, к четвёртой ‒ школьники, сделавшие более 15 ошибок.

Из рисунка видно, что к окончанию времени, отведённого программой на изучение темы, учащиеся, относящиеся к разным группам по уровню интеллектуальной лабильности, находятся на различных уровнях усвоения учебной информации. За это время лишь первая группа учащихся с высокой лабильностью успевает усвоить примерно 90% содержания. Группа учащихся со средним уровнем лабильности усваивает около 70% информации, что позволяет ученикам этой группы в дальнейшем воспринимать и понимать новую информацию и продолжать обучение.

У

Рисунок 1: Зависимость скорости обучения от уровня интеллектуальной лабильности

чащиеся же третьей и четвертой групп усваивают менее 70% содержания, поэтому для них дальнейший процесс усвоения новой информации становится бессмысленным, так как у них не сформированы когнитивные схемы, необходимые для её восприятия. Игнорируя этот факт в реальном учебном процессе, учитель обрекает учащихся третьей и четвёртой групп на неизбежное отставание от более лабильных учащихся, сопровождающееся потерей интереса к учёбе и формированием стойкого неприятия интеллектуальной деятельности или даже отвращения к ней. Включающиеся механизмы психологической защиты, пытающиеся сохранить положительный образ «Я» в сознании ученика, заставляют его негативно относиться к учебной и познавательной деятельности. Большинство поведенческих проблем, с которыми сталкиваются учителя в учебном процессе, вызвано попытками самоутверждения и самореализации ученика вне учебной деятельности, так как в ней он не может быть успешен.

Впрочем, последнее утверждение нуждается в уточнении. Все кривые научения, изображённые на рисунке «Зависимость скорости обучения от уровня интеллектуальной лабильности», асимптотически приближаются к уровню полного усвоения. Это означает, что ученики с низким уровнем интеллектуальной лабильности могут быть успешны в учебной деятельности, но для усвоения того же содержания им требуется значительно больше времени. Данный тезис был экспериментально подтверждён в многолетних исследованиях, проведённых американским психологом Б. Блумом, и положен им в основу технологии полного усвоения. Этот вывод заставляет изменить отношение к данным итогового тематического контроля, которые следует рассматривать не только как констатацию учебных достижений, но и как данные, необходимые для разработки корректирующих воздействий в ходе продолжающегося обучения. Так как время, отведённое программой на изучение темы, уже закончилось, то коррекционное обучение должно продолжиться во внеурочное время. Поэтому в Когнитивной технологии обучения предусматривается выделение дополнительного времени для обучения тех учащихся, которые не смогли усвоить содержание в основной учебный период.

Далее нужно перейти к тексту «Проведение и обработка результатов тестирования».

1Такая интерпретация эмоциональной лабильности дана в словаре психофизиологии.

3По данным Б. Блума лишь около 5% детей не могут достичь запланированного уровня обучения даже при большой продолжительности обучения.

4С описанием технологии полного усвоения читатель может познакомиться с помощью следующей работы: Кларин М.В. Технология обучения: идеал и реальность. ― Рига: Эксперимент, 1999. ‒ 180 с.

Почему в критической (конфликтной или просто необычной) ситуации один человек спокойно и рассудительно относится к происходящему, а другой реагирует слишком взволнованно и агрессивно? Оказывается, не всегда можно всё списать на тип и акцентуацию характера или уровень воспитания. В психологии и физиологии есть такое понятие, как лабильность — именно она во многом определяет, как люди ведут и чувствуют себя в обстоятельствах, отличных от обычных.

Что такое лабильность

В общем смысле слова лабильность — это подвижность, неустойчивость, изменчивость, мобильность. Термин был введён в 1886 году Введенским Н. Е. (русский физиолог, ученик Сеченова). Он отражает многие характеристики нервной системы:

  • скорость возникновения возбуждающего импульса;
  • скорость, с которой он достигает своей цели;
  • скорость возникновения обратной реакции — тормозного импульса;
  • частота раздражения ткани в ответ на нервный импульс;
  • время, за которое ткань восстанавливается после каждого цикла возбуждения.

Многие разграничивают данное понятие в разных сферах. Например, в психологии лабильность психики — это прежде всего неустойчивость настроения, эмоциональная гипервозбудимость, слишком резкая и порой неадекватная реакция на происходящее. В физиологии это расстройство вегетативной нервной системы, когда вызов извне провоцирует сбой в работе организма.

На самом деле многие учёные говорят, что понятие лабильности должно равноценно рассматриваться и в психологии, и в физиологии, так как отражает пограничное между ними состояние. Чтобы это наглядно продемонстрировать, приведём пример.

Ситуация. Человек неожиданно для себя узнаёт, что его уволили с хорошо оплачиваемой, любимой работы, которой он отдал много лет жизни.

Реакция человека, у которого с нервной системой всё в норме: расстроится, попытается выяснить причины, сделает выводы на будущее и пойдёт искать новую работу. Даже если его уволили несправедливо и в душе затаится обида, он не станет выяснять отношений и устраивать скандалы. Даже если это холерик, он может сказать что-то резкое, обозначить своё мнение, но не более. Объяснение: процессы возбуждения и торможения уравновешены.

Реакция человека с повышенной лабильностью: в зависимости от акцентуации характера начнёт либо истерически рыдать с заламыванием рук, либо устроит скандал. При этом у таких людей всегда будут наблюдаться симптомы расстройства со стороны вегетативной системы: испарина на лбу, скачок давления, тахикардия, тремор рук. Будет видно невооружённым глазом, что он не в состоянии себя контролировать. Несмотря на то, что приступ быстро проходит, последствием зачастую становится затяжная депрессия. Объяснение: скорость возбуждения слишком высокая, а вот процесс торможения за ним не успевает.

Реакция человека с низкой лабильностью: заберёт документы и спокойно уйдёт, не выясняя отношений. Причём это не будет показная демонстрация, ему на самом деле будет всё равно. Объяснение: скорость возбуждающего импульса крайне мала, чтобы последовал какой-то ответ на вызов извне.

В таких пограничных случаях говорят, что у второго человека — лабильная нервная система (моментально реагирующая на всё с низкой скоростью тормозящих импульсов), а у третьего — ригидная (не отвечающая на стимулы или не сопротивляющаяся им).

Виды

В зависимости от скорости процессов возбуждения:

  • низкая лабильность — характерна для ригидной нервной системы, когда реакция на внешний вызов минимальна;
  • высокая лабильность — моментальный ответ на него, причём сдерживающие факторы (импульс торможения, уровень воспитания, тип характера) не срабатывают.

В зависимости от проявлений:

  • импульсивная — ярко выраженная и на психологическом, и на физиологическом уровне;
  • умеренная (пограничная) — в зависимости от ситуации может проявляться достаточно сдержанно.

По степени запущенности:

  • лёгкая — наблюдаются незначительные, но заметные отклонения в поведении;
  • средней тяжести — диагностируются психические, и вегетативные проявления;
  • тяжёлая — развитие различных осложнений.

В зависимости от сферы проявления:

  • эмоциональная — это психическая лабильность, которая характеризуется прежде всего неустойчивостью настроения и слишком яркими реакциями на происходящее;
  • вегетативная — это физиологическая лабильность, при которой на первый план выходит сбой в работе различных систем организма.

Эти два типа отклонения редко существуют в чистом виде: чаще всего их симптоматика переплетается между собой и приводит к диагнозу, который зарегистрирован в МКБ-10. Органическое эмоционально лабильное астеническое расстройство (сокращённо — просто лабильное расстройство) лечится психиатрами, психотерапевтами и неврологами.

Отдельные типы лабильности

Тип 1. Интеллектуальная

Выделяют также интеллектуальную лабильность, которая отличается тем, что является положительной характеристикой нервной системы. Здесь высокая скорость процессов возбуждения играет человеку на руку: он моментально реагирует на поставленную перед ним задачу, быстро и безошибочно решает её и тут же переключается на другое задание. Такая многофункциональность, по мнению специалистов, в современном мире с его бешеным ритмом намного востребованнее и полезнее, чем уровень IQ.

Пример. Человек с высокой интеллектуальной лабильностью едет утром в метро. Со стороны может показаться, что он ничем особенным не занят. На самом деле он:

  • следит за движением электропоезда, чтобы не пропустить свою остановку, и оценивает окружение (когда нужно встать и уступить место);
  • слушает музыку;
  • в мыслях планирует свой день: что он будет делать на работе в первую очередь, а какие дела могут подождать;
  • пролистывает ленты в соцсетях, чтобы быть в курсе последних событий;
  • общается сразу с несколькими людьми в разных мессенджерах.

И всё это одновременно!

По теме: Тесты для определения интеллектуальной лабильности

Тип 2. Социальная

Недостаточно описанный тип, по поводу которого в психологии нет устоявшегося и однозначного мнения. Некоторые считают, что это следствие эмоциональной неустойчивости, а значит, несёт на себе его отпечатки. То есть социально лабильный человек не может выстраивать крепкие и длительные отношения (ни семейные, ни дружеские), так как вытерпеть его перепады настроения могут не все.

Однако другая группа психологов считает, что социальную лабильность нужно рассматривать совершенно в ином ключе — положительном. Человек, обладающий ею, может с лёгкостью заводить знакомства. И если в личном плане это не является достоинством, то в нетворкинге это просто бесценное качество.

Причины

Так как лабильность — пограничное явление, касающееся и психики, и физиологии, то и факторы, провоцирующие её появление, лежат именно в этих плоскостях.

Физиологические (вегетативные)

  • Болезнь Бюргера;
  • гормональная дисфункция;
  • дефицит полезных веществ, необходимых для нормального функционирования нервной системы;
  • интоксикация (медикаментозная, наркотическая, алкогольная, ядохимикатная);
  • нестабильное давление, его постоянные скачки;
  • осложнения во время или после беременности и родов;
  • перенесённые инсульт или инфаркт;
  • последствия неудачного наркоза;
  • раковые опухоли мозга, черепно-мозговые травмы;
  • тиреотоксикоз, гипотиреоз;
  • тяжёлые нейроинфекции: менингит, энцефалит, миелит, полиомиелит, столбняк, ВИЧ-инфекция, церебральная малярия и др.;
  • эпилепсия.

Вегетативная лабильность нередко развивается на фоне таких заболеваний, как:

  • болезнь Крона;
  • диабет;
  • кифосколиоз;
  • красная волчанка;
  • лимфогранулематоз;
  • рак на последних стадиях;
  • язва.

Психологические

  • Дистресс;
  • избалованность;
  • недостаток воспитания (человека с детства не учат держать в себя в руках, и со временем тормозные синапсы у него ослабевают до такой степени, что впоследствии, даже если он захочет остановиться в проявлении своих эмоций, он не сможет этого сделать);
  • психотравмы;
  • синдром дефицита внимания и гиперактивности;
  • чрезмерные эмоциональные нагрузки.

Интеллектуальная лабильность, по мнению специалистов, определяется в большей степени наследственностью. Некоторые даже считают, что по этой причине она не поддаётся коррекции, так как заложена на генетическом уровне. Однако тренинги и постоянное развитие памяти и внимания приводят к повышению показателей, что опровергает данную точку зрения.

Симптомы

Как уже было сказано, если нервная система человека лабильна, это будет проявляться на разных уровнях. Клиническая картина обычно заметна невооружённым глазом. В ответ на внешний вызов вегетативная НС активизирует системы организма как защитную реакцию. Так как импульсы торможения не успевают остановить возбуждающую волну, это моментально обозначается на физиологическом уровне.

В то же время на уровне психики происходит примерно то же самое. Центральная НС посылает в мозг задачу справиться с возникшей ситуацией. Он даёт в ответ мощную реакцию, которую тормозные синапсы остановить не успевают. Как результат — эмоциональный взрыв.

Иногда это идёт в едином комплексе, иногда вегетативная симптоматика преобладает над психической (или наоборот). Клиническая картина может быть следующей.

Психоэмоциональные признаки

На стрессовую ситуацию лабильная психика может отреагировать следующим образом:

  • вспыльчивостью, импульсивностью;
  • громким, безудержным, истерическим смехом;
  • истерическими припадками;
  • необдуманными поступками;
  • раздражительностью, злостью, агрессией;
  • резким скачком настроения;
  • речевой дисфункцией (заиканием, например);
  • слезами, плаксивостью, капризностью;
  • спонтанными, неожиданными реакциями;
  • чрезмерной эмоциональностью.

В перспективе частые срывы приводят к бессоннице, невротическим фобиям и паническим атакам. В момент проблемной ситуации всё может закончиться ещё плачевнее: будучи не в состоянии контролировать собственные эмоции, человек становится опасным для окружающих и для себя (возможен суицид).

Такие состояния нужно дифференцировать от психических расстройств. Главное отличие — лабильность настроения. То есть вне таких ситуаций человек совершенно адекватен. И почти всегда — переплетение с физиологическим симптомокомплексом.

Физиологические признаки

Если человек лабилен, в ответ на стрессовую ситуацию, наряду с эмоциями, он будет ощущать, как его организм включает защитные реакции, которые могут быть абсолютно ненужными:

  • давление либо резко подскакивает, либо так же быстро падает;
  • земля уходит из-под ног из-за головокружения и мушек перед глазами;
  • может начаться тремор или онемение конечностей;
  • наблюдается тахикардия до звона в ушах, кажется, что сердце вот-вот выпрыгнет из груди;
  • обнаруживается нехватка воздуха;
  • повышается потоотделение (появляется испарина на лбу, взмокают подмышки, становятся мокрыми ладони);
  • повышается чувствительность: звуки бьют по ушам, свет слепит глаза, едва заметное прикосновение причиняет боль;
  • развивается сильнейшая мигрень;
  • слышатся звуковые галлюцинации.

При этом вне таких ситуаций человек абсолютно здоров. Как только вегетативная НС убеждается, что опасности нет, возбуждающие синапсы затихают, и буквально за 5 минут состояние приходит в норму, словно ничего не было. Слишком частые подобные приступы могут привести к снижению либидо, синдрому раздражённого кишечника, ослаблению иммунитета, цисталгии и другим серьёзным заболеваниям.

Диагностика

Нередко людей, обладающих лабильностью нервной системы, близкие отправляют или к психологу (психотерапевту), или просто к врачу. Это неудивительно, ведь эмоциональные вспышки и физиология, которая проявляет себя в таких ситуациях, могут напугать кого угодно. Обычно подозреваются психические расстройства или скрытые заболевания.

На приёме специалисту мало собрать анамнез посредством беседы с пациентом. Он должен изучить карту болезней, чтобы увидеть, что каких-то хронических или наследственных отклонений у него нет. После этого человек наблюдается в течение 2-3 месяцев, чтобы выяснить, насколько устойчивы его взрывные реакции и как часто они себя проявляют.

Когда выясняется, что всё это происходит спонтанно и не систематично, предполагается диагноз (органическое эмоционально лабильное астеническое расстройство). Он подтверждается с помощью таких диагностических методов, как:

  • анализ сердечно-сосудистых рефлексов;
  • анализы мочи, крови, на гормоны;
  • тестирования;
  • ультразвуковая допплерография;
  • электрокардиография;
  • электроэнцефалография.

Лабильность должна быть подтверждена различными специалистами, так как затрагивает и психику, и функционирование организма. Над её диагностикой и коррекцией работают в единой команде (в идеале) кардиолог, психолог, невропатолог, психиатр, психотерапевт и эндокринолог.

Лечение

Устранить лабильность нервной системы — задача крайне сложная, так как затрагивает процессы возбуждения и торможения, которые трудно поддаются коррекции.

Первая задача лечения — устранить возможные причины. Если это неизлечимая хроническая болезнь или наследственный фактор, медицина что-либо сделать бессильна. Здесь помогут только психологи и психотерапевты. Они не могут устранить приступы, но учат людей справляться с ними прямо на месте. Как только человек почувствует приближение криза, он будет знать, что делать:

  • выпить мелкими глотками стакан холодной воды;
  • сделать глубокий вдох и задержать дыхание;
  • выйти на свежий воздух;
  • умыться;
  • уйти от людей;
  • срочно переключиться на другую проблему и т. д.

Иногда причину можно устранить (пролечить болезнь, избегать эмоциональных нагрузок) — и тогда лабильность постепенно исчезает.

В качестве медикаментозного лечения назначают транквилизаторы, антидепрессанты и прочие успокаивающие средства.

Лабильность — многозначное и неоднозначное понятие в психологии и медицине. Специалистам ещё только предстоит выяснить механизм её развития и степень опасности для здоровья человека.

Методика «Интеллектуальная лабильность»

Поделиться

Описание методики

Методика предназначена для исследования лабильности, то есть способности переключения внимания, умения быстро переходить с решения одних задач на выполнение других, не допуская при этом ошибок.

Методика состоит из ряда несложных заданий, которые зачитываются экспериментатором. На решение каждого задания отводится от 3 до 5 секунд. Ответы испытуемого фиксируются на специальном бланке. Методика предназначена для взрослых испытуемых. Обследование можно проводить как индивидуально, так и в группе, возможно использование магнитофона.

Процедура проведения

Инструкция

“Будьте внимательны. Работайте быстро. Прочитанное мною задание не повторяется. Внимание! Начинаем!”

Обработка и интерпретация результатов

Оценка производится по количеству ошибок. Ошибкой считается и пропущенное задание.

Нормы выполнения:

  • 0 — 4 ошибки — хорошая способность к обучению;
  • 5 — 9 ошибок — средняя лабильность;
  • 10 — 14 ошибок — низкая лабильность, трудности в переобучении;
  • 15 и более ошибок — мало успешен в любой деятельности, в учебной в том числе.

Стимульный материал

Тестовый материал

Литература

  1. Психологические тесты / сост. С. Касьянов. — М. : Эксмо, 2006. — 608 с. (С. 553-559)

Интеллектуальная лабильность статья на тему

Л.А. Иванова, преподаватель социальной психологии

БОУ Чувашской Республики СПО «ВСХТ» Минобразования Чувашии

ИНТЕЛЕКТУАЛЬНАЯ ЛАБИЛЬНОСТЬ

«Знания, умения и понятия — важные компоненты успеха во всех жизненных ролях, но они его не обеспечивают. Успех зависит также в не меньшей мере от установок, ценностей, чувств, надежд, мотивации, самостоятельности, сотрудничества, усердия и интуиции людей».

Спейди

Проблема интеллекта, интеллектуальных способностей, интеллектуального (умственного) развития в психологии относится к числу старейших. Порой представляется, что это «вечная» проблема, относящаяся к «инвариантному ядру» (выражение М. Г. Ярошевского) этой науки, т. е. к той системе категорий и проблем, которые подвергаются исследованию на всем протяжении ее возникновения, развития и существования. Более того, идеи относительно его происхождения и сущности высказывались учеными еще в период донаучного развития психологии (например, античными мыслителями Гераклитом, Парменидом, Платоном, Аристотелем др.).

Значимость проблемы интеллекта и умственного развития в первую очередь определяется той ролью, которую они играют в разрешении комплекса социальных и индивидуально-психологических проблем человека. Интеллект опосредует успешность деятельности, выполняемой человеком, от него зависит разумность его поведения и взаимоотношений с окружающими, социальная ценность и социальный статус индивида. Он является ведущим, стержневым качеством не только когнитивного, но и целостного личностного развития. С ним связаны направленность и установки личности, система ее ценностей и самоотношение, он формирует личностный облик. Интеллект играет важнейшую роль в структуре целостной индивидуальности. Без уяснения его сущности неполным является понимание человека как Homo sapiens. Вместе с тем интеллект остается многозначным понятием, отражающим способности человека к познанию, достижению целей, адаптации, решению проблем и многое другое. Помимо того, что этим понятием пользуются психологи, им оперируют также в философии, социологии, педагогике, кибернетике, физиологии и других областях научного знания. Кроме того, оно существует в обыденном сознании, является понятием житейским (отождествляемым с умом).

С проблемой подготовки специалиста в современных социально-экономических условиях тесно связана проблема целей и результатов образовательного процесса. Эта связь вытекает из тенденций развития образовательных систем. Одна из таких тенденций — переход от информационно-сообщающего обучения к моделирующему, которое позволяет отразить будущую профессиональную деятельность специалиста в системе его подготовки. И конечно, такой переход влечет за собой изменения как в понимании целей и содержания образования, так и в изучении моделируемой деятельности.

Сегодня человек, сталкиваясь с непрерывно растущим потоком информации, нуждается не только в получении определенной суммы знаний, но и в овладении общими принципами мышления, навыками умственного труда, умением использовать резервы своего интеллекта и творческий потенциал. В условиях постиндустриального общества особенно важными становятся не столько конкретные профессиональные умения и навыки, сколько общие способности приобретать знания, использовать их для решения огромного количества сложных задач, анализировать информацию, выделять существенное, мыслить критически. Способность продуктивно мыслить становится одной из самых значимых для адаптации в современном мире, где необходимо принимать разумные и нестандартные решения в быстро меняющихся условиях.

Мыслящие и образованные люди становятся большой ценностью и как товар на рынке труда, и в качестве «запаса прочности» любого современного общества и цивилизации в целом. Цель образования должна состоять в том, чтобы их было как можно больше. К сожалению, традиционная система образования и особенно система профессиональных отношений зачастую выдвигают не столько требования к умственной компетенции, сколько к коммуникативным навыкам, и это приводит к тому, что социальный успех оказывается, не так тесно связан с уровнем интеллекта, как это происходит в развитых странах.

До настоящего времени для системы профессионального образования в качестве цели выступала определенная совокупность знаний и умений, что и было зафиксировано квалификационными характеристиками («должен знать…», «должен уметь…») . Но для современного специалиста важен не столько сам факт обладания суммой знаний и умений, важна способность к переключению внимания, умение быстро переходить с решения одних задач на выполнение других, не допуская при этом ошибок. В современных условиях подготовка выпускников к многофункциональной производственной деятельности признается одной из актуальных проблем профессионального образования. Педагоги зачастую недооценивают возможности студентов в осознании собственного познавательного опыта и не владеют в должной мере психолого-педагогическими основами управления их учебной деятельностью. Научить студента эффективно учиться чрезвычайно важно по многим причинам, поскольку умение учиться:

с п о с о б с т в у е т развитию и самосовершенствованию личности через развитие познавательной сферы студента;

с о з д а е т фундамент для овладения научными знаниями высокого уровня сложности на всех этапах обучения, что формирует развитое мировоззрение;

п р и в о д и т к быстрым и качественным результатами обучения, а успех, как известно, порождает сам себе, создавая устойчивую мотивацию к учению на протяжении всей жизни;

я в л я е т с я почти единственной возможностью студента усвоить актуальные знания культуры, успевая за постоянными усложнением и ускорением научно-технического прогресса, обеспечивая востребованность приобретаемого опыта в различных профессиональных сферах.

Таким образом, обучение учению является центральной проблемой профессионального образования.

Инструментом, позволяющим определить это качество, являются тестовые задания, построенные на основе тестов на интеллектуальную лабильность . Методика составления и применения этих заданий ориентирована на развитие как логических, так и специфических умственных действий. Методику рекомендуется использовать с целью прогноза успешности в профессиональном обучении, освоении нового вида деятельности. Методика требует от испытуемого высокой концентрации внимания и быстроты действий. Обследуемые должны были за несколько секунд выполнить несложные задания, которые зачитывал экспериментатор. При исследовании, мы исходили из представления об интеллекте как потенциальной способности, которая может актуализироваться в мыслительных процессах, придавая им особое качество, проявляющееся в простоте, эффективности, оптимальности используемых методов для достижения поставленной цели, и тем самым влиять на успешность адаптации и деятельности. При тестировании всем респондентам в идентичной печатной форме предлагается система заданий. Объектами исследования стали студенты первого курса. В опросе участвовали 40 респондентов техникума. Возраст респондентов варьировал от 15 до 17 лет. Методика состоит из 40 несложных заданий, которые зачитываются экспериментатором. Методика требует от испытуемого высокой концентрации внимания и быстроты действий. На решение каждого задания отводится от 3 до 5 секунд. Ответы испытуемого фиксируются на специальном бланке. Оценка производится по количеству ошибок. Ошибкой считается не сделанное или пропущенное задание.

Приводятся следующие нормы выполнения:

0-4 ошибки — высокая лабильность, хорошая способность к обучению;

5-9 ошибок — средняя лабильность;

10-14 ошибок — низкая лабильность;

15 и более — мало успешен в любой деятельности, в учебной в том числе.

Методика требует мало времени для проведения тестирования и обработки результатов, вместе с тем она дает достаточно точный прогноз профессиональной пригодности. Поэтому ее рекомендуется использовать с целью прогноза успешности в профессиональном обучении, освоении новых видов деятельности.

Анализ полученных результатов показал, что:

17 респондентов допустили от 0 — 4 ошибок — высокая лабильность, хорошая способность к обучению;

14 респондентов от 5 — 9 ошибок — средняя лабильность;

5 респондентов от 10 — 14 ошибок — низкая лабильность;

4 респондента от 15 и более — мало успешен в любой деятельности, в учебной в том числе.

Таким образом, исследование, предназначенное для экспресс-диагностики лабильности мыслительных процессов у студентов первого курса, показало, что:

17 респондентов — высокая лабильность, хорошая способность к обучению;

14 респондентов — средняя лабильность;

5 респондентов — низкая лабильность;

4 респондента — мало успешен в любой деятельности, в учебной в том числе.

Рис.1 Уровень лабильности студентов 1-го курса

Список использованных источников

  1. Немов Р.С. Психология: Учеб.для студ.высш.пед.учеб.заведений: В 3 кн. – 3-е изд. — М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2006.
  2. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ.высш.пед.учеб.заведений. – 2-е изд.стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  3. Психологический словарь. / Под. ред. В.В Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др.; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии. Акад. пед. наук СССР. М: Педагогика, 2009.
  4. Смирнова Н.Л. Социальные репрезентации интеллектуальности (на примере российской выборки)//Психологический журнал. — 2007. — Т.15. — №6.
  5. Халперн Д. Психология критического мышления. — СПб., 2000.
  6. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. — СПб., 2005.
  7. Щебланова Е.И. Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма: Пособие для школьных психологов. — М., 2008.