Специальность врачей список

Содержание

Профессии связанные с медициной

Профессии медицинских работников всегда востребованы. Наверное, именно поэтому в медицинские ВУЗы всегда большой конкурс. А еще потому, что как ни крути, но болезни сопровождают нас всю нашу жизнь и только медики способны помочь справиться с подобными проблемами. Многие молодые люди, после получения аттестатов о полном среднем образовании, выбирают медицинское направление для дальнейшего обучения, но далеко не все знают, какую профессию из этой сферы облюбовать лично для себя. Что ж, попробуем помочь абитуриентам и сделать краткий обзор профессий, связанных с медициной.

Перспектива выбора профессии, связанной с медициной

Начиная с истории первобытного человека, медицина занимала очень важное место в развитии человечества. Это отрасль науки, которая занимается изучением физических воздействий людей и поиском лекарств от них, и в последние годы выбрала разные знания. Мотивации для изучения такой сложной и долгой карьеры, как медицина, много, потому что это наука, которая предлагает другие альтернативные дисциплины. Некоторым студентам интересно специализироваться на связанных профессиях, которые определенно касаются определенного сектора или области.

В последние годы карьера, связанная с науками о здоровье, расширилась и стала популярной среди людей, поскольку они охватывают и решают некоторые очень специфические вопросы медицины.

  • Медсестринство. Эта отрасль медицины специализируется на основных потребностях здоровья человека, независимо от функций врача. Профессиональные медсестры отвечают за непосредственный уход за пациентами.
  • Биомедицина. Эта дисциплина определяется как изучение биологических особенностей медицины. Область его знаний и практики очень широка, например: молекулярные, клеточные, биохимические и/или генетические механизмы. Эти исследования направлены на разработку новых лекарств или лечения заболеваний. Это ветвь, которая отвечает за патофизиологические процессы и их исследования.
  • Стоматология. Эта отрасль медицины несет исключительную ответственность за здоровье полости рта путем диагностики, лечения и профилактики заболеваний зубов, десен, тканей пародонта и т. д .Стоматологи имеют общие знания в области медицины, физиологии, анатомии, патологии и фармакологии и обучены назначать медицинские рецепты.
  • Офтальмология. Офтальмолог — это специалист по изучению заболеваний глаз. Другими словами, офтальмолога также можно назвать окулистом. Он ищет фармакологические, оптические и даже хирургические методы лечения заболеваний глаз.
  • Психиатрия. Эта дисциплина отвечает за исследования для понимания и лечения психических или психических заболеваний, поэтому очень важно, чтобы профессионал получил базовые знания по общей медицине.
  • Парамедик. Это одна из самых благородных профессий с точки зрения наук о здоровье (фельдшер, врач скорой помощи). Парамедицинские услуги — это больше, чем оказание первой помощи, речь идет о защите жизни человека от конечных последствий.
  • Диетология. Вероятно, это одна из самых популярных дисциплин сегодня. Диетолог — это тот медицинский работник, который отвечает за уход и корректировку привычек питания путем правильной организации потребления питательных веществ. Как правило, некоторые проблемы со здоровьем вызваны неправильным питанием, поэтому диетолог схематично работает с «тарелкой хорошего питания» и разрабатывает лучший план питания для своих пациентов.
  • Физическая терапия. Эта дисциплина, также известная как физиотерапия, отвечает за восстановление организма с помощью техник или других физических средств, таких как физические упражнения, электротерапия, магнетизм и т.д. Эта лечебная гимнастика обрабатывает лечение дегенеративных или инфекционного движителя либо несчастного случая или болезни генетических проблем. Физиотерапевт работает непосредственно с пациентом таким образом, что он помогает и стимулирует процесс восстановления подвижности, силы или, в зависимости от обстоятельств, уменьшения боли.
  • Хиропрактика. Эта наука занимается диагностикой и лечением заболеваний опорно-двигательного аппарата, а также направлена на использование различных методов мануальной терапии , чтобы исправить их. Профессиональный хиропрактик несет прямую ответственность за позвоночник, однако вы также можете сосредоточиться на остальных суставах.
  • Генетика. Исследования в области генетики считаются новейшей отраслью медицины, и за ней стоит много споров. Генетик работает непосредственно с генетическим кодом человека, чтобы обнаружить генетические или дегенеративные заболевания, а также получить жизненно важную информацию от человека, чтобы найти лекарство от некоторой болезни. Хотя генетика по-прежнему является специальностью, необходимо иметь медицинские знания, особенно на биологическом и химическом уровне, чтобы практиковать эту профессию.

Обзор медицинский профессий

Если абитуриента не страшат перспективы работы в области медицины, то перейдем к обзору различных медицинских специальностей, чтобы иметь конкретное представление о них.

Акушер-гинеколог

В современном мире практически не найдешь женщину, находящуюся в прекрасном положении и ожидающей появления малыша, которая не находилась бы под контролем профессиональных медиков. Весь процесс беременности от оплодотворения и родов, его правильное развитие и здоровье мамы проходят под пристальным вниманием и контролем акушера-гинеколога.

Но не стоит путать профессии акушера, гинеколога и акушера-гинеколога. Врач гинеколог занимается изучением и лечением болезней мочеполовой системы женщин. Акушер относится к медицинскому персоналу среднего звена. К его обязанностям относится помощь врачу и ассистирование в родовом процессе женщины.

Акушеры – гинекологи наблюдают пациентов во время беременности, до беременности при имеющихся проблемах с зачатием, присутствуют при родовом процессе и, в случае наступления осложнений, принимают меры для их устранения. В течение послеродового периода врач такой профессии проводит постоянный мониторинг женщины.

Терапевт, семейный врач

Врачи, специализирующиеся в сфере терапии, занимаются исследованием болезней различных систем: дыхательной, пищеварительной, сердечно-сосудистой, эндокринной, а также исследованием болезней, возбудителями которых являются вируcы и инфекции, и болезней печени и почек. Такие врачи называются терапевтами или врачами общей практики по причине того, что в их компетенцию входит изучение механизмов заболевания всех систем организма человека и его внутренних органов.

Терапевты наблюдают пациентов, диагностируют ранние течения заболеваний и, в случае необходимости, направляют к узким специалистам для составления тактики лечения. Другое название терапевтов – семейные врачи, так как под наблюдением именно такого врача с возраста своего совершеннолетия находится каждый россиянин.

Дерматовенеролог

Специалист, сферой которого является выявление и профилактика, установление взаимосвязи между патологиями человеческого организма и выявленной болезнью, правильно подобранная терапия разного рода венерических и кожных заболеваний, носит название «дерматовенеролог».

Для выбора тактики лечения дерматовенеролог в обязательном порядке проводит обследование, включающее сдачу необходимых анализов, в том числе на аллергическую пробу. При условии, что поражение кожи не связано с заболеванием, относящимся к области дерматовенерологии, для подбора и назначения лечения привлекаются врачи соответствующих профессий.

Эпидемиолог

Вопросами возникновения и распространения заболеваний в человеческом обществе занимается специалист медицинской сферы, получившей название «эпидемиология».

Эпидемиолог осуществляет эпидемиологический анализ и обследование очагов заболеваний, причиной которых являются инфекции. Организация мероприятий по предупреждению эпидемий и заболеваемость населения также входит в компетенцию эпидемиолога.

Хирург, уролог

При некоторых заболеваниях, патологиях организма и травмах помимо консервативных методов лечения требуется оперативное вмешательство. В таких ситуациях пациент переходит под контроль врача-хирурга. Грамотное проведение операций, лечение хронических и острых нарушений здоровья – главное направление в его деятельности в медицине.

По причине того, что недуги, требующие хирургического вмешательства, могут поражать разного рода органы и различные части тела, каждый хирург специализируется в определенной области, имеющей более узкую направленность лечения заболеваний (сосудистой, челюстно-лицевой, кардиологической и других).

Хирург, специализацией которого является область мужской половой системы, пространства, находящегося за брюшиной, и мочевой системы, является хирургом-урологом. Этот врач диагностирует, наблюдает, проводит обследования и необходимое операционное вмешательство в тех случаях, когда лечение медикаментами не приводит к требуемому результату.

Реабилитолог

Реабилитология – область, специализирующаяся на оказании не только медицинской помощи, но и психологической. Пациентами врачей – реабилитологов становятся люди, которые не могут самостоятельно справиться с тяжелым физическим и душевным состоянием.

Различают реабилитологов на практиков и теоретиков. Разработка методик восстановления, основываясь на многолетнем опыте специалистов из различных сфер медицины, в том числе психологии, входит в компетенцию врачей теоретиков. Тогда как практики эти разработанные методики используют при лечении пациентов.

Невролог/нейрохирург

Неврология – это сфера медицины, принципами которой являются изучение заболеваний нервной периферической и центральной нервной систем, механизмов и причин их развития, разработка оптимальных методик лечебных мероприятий. Врачи, работающие в этой сфере, называются неврологами.

Дисциплина неврологии тесно связана с такими областями медицины, как нейрохирургия, педиатрия и психиатрия, поскольку существование одной из наук порождает другую (например, связь неврологии и нейрохирургии).

Нейрохирург, в отличие от невролога, занимается лечением серьезных патологий при помощи оперативного вмешательства. Невролог же в лечении использует лишь консервативные методы лечения. Таким образом, обычно к нейрохирургу идут пациенты уже после посещения невролога с наличием на руках диагноза, предусматривающего лечение хирургическим путем.

Онколог/радиолог

Онкология – важный раздел медицины, который специализируется на выявлении и лечении онкологических заболеваний, их диагностике и реабилитации и наблюдении пациентов в стадии ремиссии. Врачи – онкологи после утверждения диагноза обсуждают и подбирают с пациентом оптимальный вариант и план лечения, которые улучшат его качество жизни.

Онкологи подразделяются на несколько специализаций в зависимости от вида онкологического заболевания. Рак может затронуть любой орган, и лечение одного органа будет отличаться от лечебной терапии другого.

Как правило, лечение раковых заболеваний – комплексное и состоит из составляющих лечебных процедур разной направленности и вида. Одной из таких составляющих является лучевая терапия. А онколог, специализирующийся на проведении такой терапии, называется онкологом-радиологом.

Офтальмолог

Специалистом по профилактике, диагностике и лечению заболеваний органов зрения является офтальмолог. Любые нарушения и расстройства зрения, патологии зрительной системы входят в его компетенцию. Регулярное посещение врача данной специализации позволяет выявить проблемы, связанные со зрением, на ранних стадиях, что позволяет максимально увеличить шансы на успешный исход лечения, ведь некоторые заболевания глаз могут повлечь за собой потерю зрения.

При обращении пациента за медицинской помощью офтальмологом проводится внешний осмотр, в который входит проверка реакции на свет зрачков, оценка внешнего состояния роговицы и глазного яблока, век, проверка зрения. При необходимости назначаются обследования, которые проводятся на специализированном оборудовании и позволяющие провести оценку состояния глаз «изнутри».

Генетик

Генетик работает непосредственно с генетическим кодом человека, чтобы обнаружить генетические или дегенеративные заболевания, а также получить жизненно важную информацию от человека, чтобы найти лекарство от некоторой болезни.

Фельдшер

Фельдшер несет ответственность за защиту, заботу и спасение жизни любого человека, подвергающегося риску. Не только его функция — быть врачом скорой помощи, но и оказывать эмоциональную поддержку пациенту с учетом обстоятельств.

Отоларинголог

Оториноларингология (отоларингология) – область медицины, специализирующаяся на профилактике, диагностике и лечении болезней и патологий горла, носа, ушей, шеи и головы. Врачей в этой сфере называют ЛОР-врачами или ЛОР-докторами.

Стоит посетить врачей этой направленности при травмах и заболеваниях ЛОР-органов, а также при появлении аллергических реакций (например, кашля или насморка), храпа, для нормализации слуха и устранения запаха изо рта.

Педиатр/неонатолог

Ребенок, в отличие от взрослого, по-другому переносит болезни и, поэтому, нуждается в особом подходе к лечению организма и подборе способов профилактики. В медицине выделена отдельная специализация – педиатрия, которая занимается профилактикой и лечением исключительно детей. Стоит заметить, что при наступлении у ребенка совершеннолетнего возраста, он переходит под наблюдение терапевта.

Педиатр тщательно следит за здоровьем каждого малыша, под его наблюдением проходит весь процесс формирования ребенка, начиная с рождения. Задача врача предупредить у малыша развитие болезни и своевременно назначить грамотное лечение.

Врач, который занимается детьми с новорожденного возраста до возраста, равного первым четырем неделям его жизни, называется педиатр-неонатолог. Такие врачи работают обычно при роддомах и следят за состоянием новорожденных малышей.

Стоматолог

Врач, специализирующийся на лечении болезней и повреждений челюстей и челюстно-лицевой области, зубов, называется «стоматолог». В компетенцию стоматолога входят различные функции по лечению и профилактике зубных и челюстных болезней в зависимости от направленности и узкой специализации профессии. А у стоматологов специализаций достаточно много, это ортодонты и ортопеды, хирурги и терапевты и другие.

В настоящее время профессия стоматолога достаточно престижна, популярна и по виду специализаций разнообразна.

Фармацевт/провизор

Наука, изучающая лекарственные препараты и их влияние на человека, изготовление, получила название «фармакология». А человек, занимающийся разработкой или изучением, созданием таких препаратов и их последующей реализацией, называется фармацевтом.

Не все фармацевты занимаются непосредственной реализацией медикаментов через их продажу в аптечной сети. Есть люди этой профессии, которые посвятили себя научным разработкам в сфере фармакологии. Они работают в исследовательских компаниях, фабриках и лабораториях по изготовлению и разработке медикаментов.

Профессии фармацевта и провизора путать не стоит. Провизоры, в отличие от фармацевтов, имеют право на испытательные работы, изготовление и последующее лицензирование лекарства. Тогда как фармацевт может лишь отпускать медикаменты в аптеках, заниматься их продажей, а изготавливать лекарства он в праве только в качестве помощника провизора.

Травматолог/ортопед

Среди профессий в медицине не так много универсальных специализаций. Одной из таких специализаций является профессия травматолога-ортопеда. Любая поликлиника имеет среди докторов специалистов такой направленности.

Диагностирование и профилактика, подбор плана лечения и лечебных мероприятий, методик заболеваний и патологий связок, костей, мышц и суставов – все это входит в компетенцию травматолога — ортопеда. Кроме этого, врачи такой специализации знают, как вылечить вывихи и переломы, ушибы и растяжения, гематомы и прочее. Устранение вредных для человека последствий электрического, радиоактивного, термического и химического воздействия, также входит в перечень обязанностей таких врачей.

Патологоанатом/судмедэксперт

Врача, специализирующегося на патологической анатомии, выявлении разного рода патологий тела человека, называют патологоанатомом. Хотя и патологоанатом является медиков, однако суть его работы не заключается в лечении людей. Вскрытие умерших и исследование кусочков ткани человеческих органов входят в компетенцию такого врача. Профессия очень важная, как и многие другие. Бывают случаи, когда продолжение операции невозможно без диагноза врача-патологоанатома, которому на изучение принесли часть ткани пациента.

Работа патологоанатома в чем-то похожа на работу судмедэксперта, однако профессии эти все же различны. Судебно-медицинский эксперт является врачом, получившим определенную подготовку в сфере судебной медицины и выполняющим функции эксперта по тщательному исследованию трупов и вещественных доказательств, проведению освидетельствования потерпевших.

Вместо заключения

Перспективы карьеры в медицине является чрезвычайно важным решением. Науки о здоровье имеют дело с физическим, а также психическим благополучием людей. Хотя некоторые из этих профессий не требуют университетского обучения в области медицины, нет никаких сомнений в том, что их природа заключается в том, чтобы заботиться о болезнях людей и лечить их. Быть врачом означает больше, чем ученое звание, это также обязательство защищать здоровье и целостность.

Список медицинских профессий

Какие бывают медицинские профессии? Для того чтобы выбрать подходящее направление обучения, целесообразно ознакомиться с тем, какие области медицины существуют и в чем заключается специфика каждой из них.

В разделе собраны подробные описания профессий, связанных с медициной. Данный материал, безусловно, поможет вам сделать правильный выбор.

Название Общий рейтинг профессии Средняя заработная плата* Востребованность** Конкуренция** Входной барьер** Перспективы**
Хирург 72 40 000 98 87 96 99
Фельдшер 44 24 000 80 40 80 50
Фармацевт 59 25 000 85 60 90 80
Терапевт 61 40 000 77 64 64 70
Судмедэксперт 47 25 500 42 50 71 72
Стоматолог-гигиенист 48 25 000 47 50 47 50
Стоматолог 66 50 000 72 82 88 96
Рентгенолог 47 30 000 50 50 61 50
Реабилитолог 53 50 000 54 58 71 64
Психотерапевт 56 35 000 41 61 44 74
Психиатр 60 30 000 53 68 42 78
Профессия акушер 64 30 000 81 72 84 81
Провизор 54 45 000 50 60 69 72
Пластический хирург 57 68 000 61 54 81 79
Патологоанатом 53 51 000 50 43 61 74
Отоларинголог 65 35 000 99 76 82 81
Оптометрист 48 40 000 47 50 68 57
Неонатолог 51 32 330 48 44 61 72
Нейрохирург 52 35 000 59 50 76 79
Нарколог 51 60 000 67 44 79 82
Медсестра в косметологии 54 30 000 50 61 40 50
Медицинская сестра 56 25 000 88 33 47 76
Косметолог 59 40 000 85 50 60 70
Гинеколог 63 50 000 88 48 67 89
Генетик 65 50 000 85 75 95 99
Врач-педиатр 59 45 000 67 62 68 77
Врач-анестезиолог 53 40 000 57 44 71 80
Врач 68 50 000 99 78 76 98
Венеролог 53 100 000 50 50 73 67
Акушер-гинеколог 53 45 000 52 50 71 79

* — по данным Федеральной службы государственной статистики за 2017 год.

** — экспертная оценка редакции портала по шкале от 0 до 100. Где 100 — максимально востребованная, наименее конкурентная, с низким входным барьером по знаниям и доступности их получения и наиболее перспективная, а 0 наоборот.

Медицинские профессии

В медики нужно идти только тем, кто готов к трудностям. Прочитайте про особенности мед образования и специфику обучения.

Специализаций для медиков немало. Сегодня медучреждениям в наибольшей степени нужны анестезиологи-реаниматологи и фтизиатры, наркологи и психиатры, врачи скорой помощи и клинической лабораторной диагностики – впрочем, если вы выберете какой-либо другой профиль медицинского образования, для вас тоже найдется работа.

Путь ко многим специализациям в сфере здравоохранения начинается с поступления на специальность «Лечебное дело». Кем именно вы хотите стать: эндокринологом, отоларингологом, а может быть, гастроэнтерологом? Сам процесс учебы в медицинском вузе и подробное изучение программы по различным предметам поможет вам сориентироваться и определиться.

Настоящий врач – высокообразованный человек. Он интересуется химическими процессами, происходящими в организме, и готов к смелым медицинским манипуляциям, основанным в том числе и на инженерных расчетах. Он строго соблюдает медицинский протокол, следит за тем, как лечение одних органов влияет на состояние других органов и систем организма, а также готов повышать квалификацию на протяжении всей своей карьеры.

Врач умеет совмещать в своем характере качества, которые, на первый взгляд, кажутся противоположными друг другу. Он эмпатичен – и стрессоустойчив, чистоплотен – и небрезглив. Он обладает как быстротой реакции, чтобы принимать меры, адекватные острым заболеваниям, так и терпением, чтобы вести долгие исследования или наблюдать за ходом длительного лечения.

Особенности медицинской профессии

Размещено на http://www.allbest.ru/

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Нижегородской области «Нижегородский медицинский колледж»

РЕФЕРАТ

на тему:

«Особенности медицинской профессии»

Работу выполнила:

студентка 1 курса

группы Г-11

Горюнова Мария Сергеевна

Проверила:

Балалейкина Ольга Николаевна

20.10.16

Введение

Медицина — это отдельная и очень важная сфера деятельности человека, которая направлена на изучение различных процессов в организме человека, лечение и предотвращение различных заболеваний. Особенность медицинской профессии проявляется в медицинской этике, деонтологии, биоэтике и ответственности за человека

Особенностью медицинской профессии является важное отличие профессии медицинского работника от других профессий типа «человек — человек». Работа врача и среднего медицинского персонала связана с высоким риском. Например, имея дело с инфекционными и психическими больными, медики работают в неблагоприятных условиях и должны предпринимать повышенные меры предосторожности.

Трудно назвать профессию, которая была которая была бы так ответственна, как профессия медицинского работника, которому доверяет человек свое здоровье, свою жизнь и жизнь своих близких. Каждый поступок, каждое слово медицинского работника имеет нередко исключительно большое значение для людей, ждущих его помощи. Чтобы быть способным нести с честью возлагаемую на него обществом высокую ответственность, он должен быть не только обучен своей специальности, но и воспитан в соответствии с ее требованиями.

Медицинская профессия относится к трудным профессиям. Еще имеется в медицине много неизвестного, много нерешенных вопросов, существует много тяжелых заболеваний с роковым исходом. Порой усилия медицинского работника оказываются бесплодными. Болезнь может оказаться смертельной. Иной раз жизнь больного может быть спасена, но он выходит из болезни с тем или иным дефектом, приводящим его в ряде случаев в отчаяние, иногда вызывающим у него необоснованную обиду на врача. Больной может оказаться неблагодарным и неправым в отношении медицинского работника будучи до конца добросовестным, может все же допустить и ошибку, которую нелегко переживает, даже если она оправдана обстоятельствами. Все это требует от медицинского работника большой стойкости, способности правильно оценить и свои действия, и отношение окружающих, умение подчинить личные чувства высокому долгу.

1. Деонтология и медицинская этика

Медицинская этика и деонтология — совокупность этических норм и принципов поведения медицинских работников при выполнении ими своих профессиональных обязанностей. Это одна из особенностей медицинской профессии, которая подразумевает правила поведения, отношения к пациентам

1.1 Деонтология

Медицинская деонтология — учение о должном в медицине, прежде всего о профессиональном долге врачей, всех медицинских работников по отношению к их пациентам. В профессиональной медицинской среде понятие медицинской деонтологии обычно употребляется как синоним понятия медицинской этики (врачебной этики, сестринской этики, фармацевтической этики)

Применительно к медицине под деонтологией понимают принципы поведения медицинского персонала, направленные на максимальное повышение полезности лечения и устранение вредных последствий неполноценной медицинской работы. При этом важное значение придается созданию определенного психологического климата в коллективе, где имеют значение отношение медицинского персонала к больному, отношения между членами коллектива независимо от их ранга. Деонтологические правила сложились в самых различных областях медицины: хирургии, акушерстве, онкологии, венерологии и др., но они имеют общие принципы и, безусловно, профессиональные различия. Однако имеются и общие правила, которым всегда необходимо следовать: а) каждый должен знать и строго выполнять свои обязанности; б) постоянно повышать свой профессиональный уровень; в) научить товарища тому, что знаешь сам; г) медицинская сестра должна быть универсалом (манипуляционной, перевязочной, процедурной и т. д.); д) не брезговать так называемой грязной работой.

Ни в коем случае нельзя обсуждать с больными выбор диагностических процедур, характер проведенных исследований, тактику лечения, необходимость оперативных вмешательств, выбор метода обезболивания и т. д. Больному нужно сообщать только аргументированные решения. Сомневаться — дело медика, но не больного. Иногда больной может отказаться от операции на основе дезинформации, сделанной из деонтологических соображений. Деонтология — существенная, практическая часть медицинской этики. Это наука о профессиональном долге медицинского работника по отношению к больным и здоровым людям. Она предусматривает выполнение медицинскими работниками совокупности этических норм в условиях профессиональной деятельности. Если клинические дисциплины (хирургия, внутренние болезни и др.) учат тому, чем лечить больного, чтобы восстановить его здоровье, то деонтология учит как обращаться с больным, чтобы применяемые лечебные средства и методы оказывали наиболее эффективное воздействие, а пребывание его в лечебном учреждении было не только полезным, но и наименее тягостным.

1.2 Медицинская этика

деонтология медицинский этика ответственность

Медицинская этика — это совокупность норм поведения и морали медицинских работников.

Своеобразие медицинской этики заключается в том, что в ней, все нормы, принципы и оценки ориентированы на здоровье человека, его улучшение и сохранение. Свое выражение эти нормы первоначально были закреплены в Клятве Гиппократа, которая стала отправной точкой для создания других профессионально-моральных медицинских кодексов. Этический фактор имеет в медицине традиционно большое значение.

Основные аспекты медицинской этики:

* медицинский работник и общество;

* нравственные качества и внешний вид медицинского работника;

* медицинский работник и пациент;

* медицинский работник и родственники пациента;

* медицинская тайна;

* взаимоотношения представителей медицинских профессий;

* усовершенствование знаний;

* этика эксперимента.

Главным этическим принципом в медицине является принцип — не навреди. Не причинение вреда, ущерба здоровью пациента — есть первейшая обязанность каждого медицинского работника. Пренебрежение этой обязанностью в зависимости от ущерба здоровью больного может стать основанием для привлечения медицинского работника к судебной ответственности.

Недопустимо нанесение морального или физического ущерба пациенту ни намеренно, ни по небрежности, ни по причине профессиональной некомпетентности. Медицинский работник не вправе безучастно относиться к действиям третьих лиц, стремящихся нанести пациенту такой вред. Действия медицинского работника по уходу за больным, любые другие медицинские вмешательства, сопряженные с болевыми ощущениями и иными временными негативными явлениями, допустимы лишь в его интересах. Риск, сопровождающий медицинское вмешательство, не может быть выше ожидаемой пользы. Произведя медицинские вмешательства, чреватые риском, медицинский работник обязана предусмотреть меры безопасности, купирования угрожающих жизни и здоровью пациента осложнений

Медицинский работник обязан оказывать медицинскую помощь, отвечающую принципам гуманности и профессиональным стандартам, нести моральную ответственность, превыше всего ставить сострадание, милосердие и уважение к жизни пациента. В сфере здравоохранения трудовая мораль стоит на первом месте, поскольку эта профессия связана с самым ценным, что есть на земле, — жизнью человека. Профессионализм является основой медицинского соглашения с обществом. А это требует, чтобы интересы пациентов были превыше интересов медицинского работника. Решения пациентов и их заботы должны превалировать настолько, насколько они соответствуют этической практике и не требуют предоставления неквалифицированной помощи.

Профессия среднего медицинского работника требует: сдержанности, умения владеть собой даже в сложных, непредвиденных ситуациях. Нельзя больному демонстрировать растерянность при оказании неотложной медицинской помощи. Больной в действиях среднего медицинского работника должен чувствовать спокойствие, уверенность и профессиональное умение выполнять манипуляции в пределах своих профессиональных компетенций.

Особенности медицинской этики заключаются в:

Принципе милосердия, который гласит: “Я принесу добро пациенту и не причиню ему вреда”. Милосердие подразумевает чуткое и внимательное отношение к пациенту.

Принцип автономии требует уважения к личности каждого пациента.

Принцип справедливости требует равного отношения медицинских работников и оказания равноценной помощи всем пациентам вне зависимости от их статуса. Этот принцип также определяет, что какую бы помощь не оказывал медицинский работник пациенту, его действия не должны нанести вреда пациенту.

Сопереживание и милосердие должны стать внутренним содержанием, стержнем медицинского работника, который должен выражать это своими поступками и повседневным поведением. Этические убеждения медицинского работника должны находить свое выражение не в громких заявлениях о любви к человечеству, а в повседневной работе, прежде всего, через общение с пациентами, их близкими, во взаимоотношениях с коллегами.

Принцип полноты оказания медицинской помощи подразумевает профессиональное оказание медицинской помощи и профессиональное отношение к пациенту, применение всего имеющегося арсенала здравоохранения для проведения качественной диагностики и лечения.

Ровное отношение ко всем больным, постоянство в поведении медицинских работников и обязательность в выполнении лечебных назначений усиливают доверие больных медицинский работникам.

Особую проблему в клинической деятельности медицинских работников представляет собой ятрогения — болезни или психогенные реакции, вызванные неправильным поведением медицинских работников, а также их действиями (последствия диагностических оперативных вмешательств, лекарственная болезнь и др.). В практике медицинского работника причинами ятрогении могут быть излишне подробная беседа с пациентом или его родственниками, особенно содержащая описание возможных осложнений, неблагоприятного прогноза или неумело проведенная санитарно-просветительная беседа. Кроме того, причиной ятрогении может быть выдача на руки пациентам истории болезни и других медицинских документов.

Медицинские работники не должны обсуждать данные о пациентах, их заболевании и личную жизнь. Это диктуется не только этическими соображениями, но и влечет за собой юридическую ответственность! Основным этическим принципом сестринского дела является уважение к жизни, достоинству и правам пациента. Этические обязанности медицинской сестры в процессе работы с пациентом — это определенный круг действий, безусловных для выполнения (например, уважать пациента и его право на самоопределение, т.е. выявление своей воли в отношении чего-либо; не причинять вреда; держать слово; сотрудничать с пациентом).

Эффективность труда медицинских работников повышается при правильно налаженном на основании сотрудничества лечении пациента. Медицинский работник должен стремиться быть профессионально грамотным, компетентным, независимым специалистом, обладающим необходимыми для данной работы личностными характеристиками, а также здоровьем. Чтобы осуществлять свои профессиональные обязанности, медицинскому персоналу очень важно поддерживать свое физическое и психическое здоровье, т.е. динамическую гармонию личности с окружающей средой, достигнутую посредством адаптации. Этический принцип приносить добро другому, действие, направленное на благо другого человека или общности, называется благодеянием. Это не только доброжелательность, бескорыстие, щедрость, но и понимание другого человека, сострадание к нему, соучастие в его судьбе.

1.3 Профессиональная тайна

Медицинская тайна одна из главных особенностей медицинской профессии. Не сохранение ее может повлечь очень серьезные последствия Медицинский работник должен сохранять в тайне от третьих лиц доверенную ему или ставшую ему известной в силу исполнения профессиональных обязанностей информацию: о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья пациента, диагнозе, лечении, прогнозе его заболевания, а также о личной жизни пациента, даже после того, как пациент умрет. Не подлежат огласке также сведения о физических недостатках, вредных привычках, имущественном положении, круге знакомств и т.п. Целью сохранения профессиональной тайны является предотвращение возможного причинения больному морального или материального ущерба. Медицинский работник обязана неукоснительно выполнять свои функции по защите конфиденциальной информации о пациентах, в каком бы виде она ни хранилась. Медицинский работник вправе раскрыть конфиденциальную информацию о пациенте какой-либо третьей стороне только с согласия самого пациента. Право на передачу медсестрой информации другим специалистам и медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь пациенту, предполагает наличие его согласия. Медицинский работник вправе передавать конфиденциальную информацию без согласия пациента лишь в следующих случаях, предусмотренных законом:

· в целях обследования и лечения гражданина, не способного из-за своего состояния выразить свою волю,

· при угрозе распространения инфекционных заболеваний,

· по запросу органов дознания и следствия, прокуратуры и суда в связи с проведением расследования или судебного разбирательства,

· в случае оказания помощи несовершеннолетнему в возрасте до 15 лет для информирования его родителей или законных представителей,

· при наличии оснований, позволяющих предполагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий.

2. Биоэтика

Особенность биоэтики заключается в том, что она подразумевает соединение человеческих ценностей и биологических знаний

Большое внимание к правам личности, в том числе и к правам пациента, привело к новому пониманию сути взаимоотношений между медицинским работником и пациентом. Все это послужило предпосылками к возникновению и развитию биомедицинской этики (биоэтики).

Изучая моральные, философские, теологические, правовые и социальные проблемы, рождающиеся по мере развития биологии и медицины, биоэтика тем самым является междисциплинарной областью знаний, она охватывает медицинскую этику и простирается за ее пределы. Центрально в биоэтике отношение к жизни и смерти, причем жизнь понимается как высшая ценность, поэтому иногда биоэтику определяют, как систему знаний о границах допустимого манипулирования жизнью и смертью человека.

Основные проблемы биомедицинской этики отчасти перекликаются, а иногда дополняют проблемы классической медицинской этики:

* право на жизнь;

* аборт, контрацепция, стерилизация;

* новые репродуктивные технологии;

* право на смерть, эвтаназия;

* медико-биологические эксперименты на человеке;

* генетика, генные технологии;

* трансплантация органов;

* психиатрия и права человека;

* моральные проблемы ВИЧ-инфекции;

* меж профессиональные отношения в медицине;

* проблемы социальной справедливости в медицине.

3. Ответственность медицинских работников по уголовному и гражданскому законодательству

Каждая профессия подвергается уголовной и административной ответственности, медицина не исключение. Медицинский работник круглосуточно несет ответственность за пациента, за каждое свое слово, действие сказанное или сделанное, эта особенность очень важна при работе с пациентами.

В законодательстве Российской Федерации ответственность медицинского работника, медицинского учреждения перед пациентом оговорена в целом ряде законов и подзаконных актов, начиная с «Правил предоставления платных медицинских услуг населению…» и заканчивая Уголовным Кодексом Российской Федерации.

Однако, прежде всего, хочется заметить, что ответственность (в том числе и уголовная) наступает не по факту совершения медицинской ошибки, а по факту совершения правонарушения или преступления. Таким образом, медицинская ошибка, не повлекшая за собой причинение вреда здоровью или жизни пациента, нарушение его гражданских прав, остается на совести медицинского работника и говорит скорее всего о некомпетентности.

В Уголовном кодексе в основном сохранился перечень правонарушений, за которые могут быть привлечены к ответственности медицинские работники: здесь и сейчас можно насчитать не мене 10 статей, так или иначе относящихся к медицинской деятельности, в частности ст. 124 — “Неоказание помощи больному”, ст. 109 — “Причинение смерти по неосторожности”, ст. 118 “Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности” и др. Однако применение к медицинскому работнику самых суровых уголовных санкций не дает пострадавшему пациенту ровным счетом ничего для дальнейшего лечения и реабилитации, поэтому современная доктрина медицинского права совершенно закономерно перемещает акцент с уголовно-процессуальных на гражданско-правовые меры ответственности за ненадлежащее врачевание.

Основные различия уголовной и гражданско-правовой ответственности заключаются в субъектах этой ответственности, перечне правонарушений и правилах установления вины. Рассмотрим их более подробно.

По российскому законодательству субъектом уголовного правонарушения может быть только физическое лицо (гражданин). При этом обвинение ему предъявляет не сам пациент, а государство в лице правоохранительных органов. В качестве наказания по приговору суда может быть назначено либо лишение свободы, либо денежный штраф в доход государства. Субъектом гражданско-правовой ответственности может быть, как отдельный гражданин, так и юридические лица (организации). Поскольку подавляющее число медиков являются работниками какого-либо учреждения, в соответствии со ст.1068 ГК РФ ответственность за их действия несет данное медицинское учреждение — работодатель.

Мера ответственности здесь — либо денежный эквивалент причиненного ущерба, либо выполнение ответчиком определенных действий, но уже в пользу не государства, а непосредственно пострадавшего пациента.

К уголовной ответственности может быть привлечено лицо исключительно лишь за те деяния (действия или бездействия), которые прямо запрещены УК РФ, причем с обязательным учетом содержащихся в тексте статьи обстоятельств. Например, в ст. 235 УК РФ имеется указание на то, что уголовному наказанию подлежит занятие частной медицинской деятельностью при отсутствии лицензии, но лишь при условии (!), что это повлекло по неосторожности причинение вреда здоровью человека. Следовательно, говорить о том, что какой-либо врач или медсестра совершает преступление лишь потому, что работает без лицензии не только юридически безграмотно, но и чревато применением других статей Уголовного кодекса к распространителю порочащих сведений.

Перечень гражданско-правовых правонарушений никем заранее не установлен — любое причинение вреда или нарушение обязательства (например, обязательства оказывать больным качественную и безопасную помощь) может служить основанием для наступления ответственности.

Следует особо подчеркнуть, что наиважнейшим отличием двух видов ответственности является принцип установления вины. Если в уголовном праве существует всем известная презумпция невиновности, то в гражданском, наоборот, презумпция вины причинителя вреда (ч. 2 ст.401 ГК РФ). Это означает что, в случае неблагоприятного результата лечения отсутствие вины медицинского учреждения должно доказываться им самим, иначе его вина будет признана установленной.

Таким образом, освоение этих основополагающих принципов современного законодательства позволит заранее подготовиться к грамотному решению регулярно возникающих правовых проблем в здравоохранении. Тем не менее, хотим мы этого или нет, законы в нашей стране никто не отменит, наоборот, они будут еще более усложняться. Поэтому вместо беспочвенных препирательств, выказывающих не только юридическую безграмотность, но зачастую и низкую культуру недалекого человека, не лучше ли самому медицинскому работнику и администратору прочитать хотя бы один закон РФ, причем не в угоду процессуальному оппоненту, а хотя бы потому, что этот закон действует в стране, где все мы живем и работаем.

Заключение

Выделяя особенности медицинской профессии можно сделать вывод, что сама медицинская профессия очень нелегкая и требует очень трепетного отношения к себе.

Вопрос о воспитании медицинского работника, которое не может быть оторвано от обучения будущего медицинского работника. В этом вопросе медицина соприкасается с педагогикой, как наукой об обучении и воспитании.

Чтобы быть способным нести с честью возлагаемую на него обществом высокую ответственность, медицинский работник должен быть не только обучен своей специальности, но и воспитан в соответствии с ее требованиями.

Выбирая профессию медицинского работника, мы должны быть готовы к некоторым трудностям.

Прежде всего к тому что нужно посвятить себя целиком работе.

Чтобы не случилось в семье, как бы тяжело не было после ночного дежурства от нас требуется хорошее настроение и готовность поддержать пациента улыбкой.

Любая конфликтная ситуация с пациентами — это наша недоработка.

Мы всегда должны понимать, что наши слова действия могут привести порой к очень серьезным последствиям.

Нужно самое главное соблюдать медицинскую этику и деонтологию, а также знать биоэтику, нести ответственность за свои действия, слова, поступки и конечно хранить медицинскую тайну.

Для меня это те самые особенности профессии, которые вместе характеризуют всю работу медицинского персонала без исключения.

Список литературы

Общественное здоровье и здравоохранение: учебник / В. А. Медик, В. К. Юрьев. — 3-е изд., перераб. и доп. — 2012. — 288 с.

«Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (в ред. Указа Президента РФ от 24.12.1993 № 2288; Федеральных законов от 02.03.1998 № 30-ФЗ, от 20.12.1999 № 214-ФЗ).

Уголовный Кодекс Российской Федерации 5 июня 1996 года

Холостова Е.И. Профессиональный и нравственный портрет медицинского работника. М., 1993

Деонтология в медицине. Под ред. Б. В. Петровского. — М., 1988. — Т. 2. — С. 390.

Приложение

«Почему я выбираю профессию медсестры»

«Уход за больными — это одно из самых сложных искусств. Сострадание может побуждать, но только знание подскажет, что делать»

(Мэри Аделейд Наттинг, первая в мире профессор по уходу за больными, 1925год)

Моя бабушка всю свою жизнь посветила медицине и работе медсестрой. Я с раннего детства видела и вижу то чем она занимается, ни однократно присутствовала на ее работе видела, что она делает что говорит, как относится к окружающим ее людям. ТО как она трепетно относится к каждому человеку, и мне нравится, что окружающие к ней тянуться, ей звонят пациенты интересуются, говорят о своих проблемах и она всегда выслушает и поможет. Видя это у меня всегда было восхищение об этой профессии и бабулей

И когда встал вопрос «Кем я хочу стать?» я без раздумья выбрала профессию медицинской сестры. Это благородная профессия, ответственная, душевная, эмоциональная, порой очень переживательная, нужно всегда быть уверенным во всех своих словах и поступках, а даже если вы сами не уверенны, пациенту вы всегда должны показать эту уверенность, поддержать, посочувствовать, успокоить.

В одном случае я лично не раз присутствовала и слышала — Сейчас многие сидят в интернете и когда у них что-либо начинает болеть, они заходят в браузер и начинают вычитывать что и как, а потом приходят на прием, и врач им говорит, что все хорошо, а они уверены, что болеют серьезной болезнью. Медицинская сестра должна в этом момент привести доводы и успокоить что на самом деле все хорошо или назначить вместе с врачом правильное лечение, а не в коем случае не грубить и не высказывать пациенту, что вот начитались и пришли сюда.

Выбирая такую профессию, я понимала на что шла, что порой будет трудно, не только физически, но и эмоционально, морально и я считаю, что с возрастом все те трудности, которые могут быть сначала на работе медицинской сестры исчезнут. Я считаю, что в каждой профессии вы всегда должны только совершенствовать себя в лучшую сторону. Я хочу помогать людям, и эта профессия пригодиться мне в жизни,

Медицинская сестра — это не только помощник доктора, но и самостоятельно работающий специалист, и в деле выхаживания больного она — главная

Медсестра старается понять пациента и терпеливо выслушать, когда он рассказывает о своих страхах и тревогах, а также стремиться эмоционально поддержать и утешить его.

Профессия медсестры требует не только навыков, но к ней в первую очередь должна лежать душа

Мое мнение, что главная цель работы медсестры — помощь больным людям.

Я очень хочу, что, когда я получу эту профессию и начну работать, такая работа мне принесет моральное удовлетворение, я хочу быть всегда готовой ко всем трудностям, милосердие и сочувствие будут моими главными качествами, а также внимательность, аккуратность, ответственность, хорошая координация движения, хорошая память, стремление к профессиональному росту, выносливость и хорошее здоровье.

Можно много рассуждать о медицинской сестре, она для меня добрый души человек, ответственный, внимательный — несущий высокую трудную службу

Я выбрала эту профессию потому что я хочу быть часть всего этого, я хочу помогать людям. И ни за что не отступлю от своего выбора, своей профессии, несмотря не на что!

Размещено на Allbest.ru

ПЕРВЫЙ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ имени И.М.СЕЧЕНОВА

Лечебный факультет

Кафедра безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф

Тема № ___Безопасность труда медицинских работников

ЛЕКЦИЯ

для студентов лечебного факультета

Обсуждена на заседании кафедры «__ «______________201 г. Протокол №____

Москва 2015

№ п/п Учебные вопросы Время (мин)
Введение
Особенности медицинской профессии
1.1. Характеристика угроз жизни и здоровью медицинских работников
1.2. Специфические профессиональные заболевания врачей
Система охраны труда и безопасности в медицинских организациях
2.1. Основные направления функционирования системы охраны труда медицинской организации
2.2. Основы лечебно-профилактического обслуживания работников медицинских организаций
Заключение
Всего:

Литература

ОСНОВНАЯ

3.Травкин А.К. Пожарная безопасность в медицинских учреждениях. – М., Инфра-М, 2007. – 438 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.

2. Федеральный закон РФ от 30декабря 2001 г. №197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации».

3. Федеральный закон РФ от 30 июня 2006 г. №90-ФЗ «О внесении изменений вТрудовой кодекс Российской Федерации».

4.Федеральный закон РФ от 21 ноября 2011 г.№ 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

7. Рофе А.М., Жуков А.Л. Теоретические основы экономики и социологии труда. – М.,:МИК, 1999. – 169 с.

Технические средства обучения

1. Мультимедийный проектор.

2. Компьютер (программное обеспечение Microsoft Power Point 2013).

Введение.

Труд – это эффективная форма человеческой деятельности, оказывающая положительное влияние на его здоровье и обеспечивающая социальное благосостояние.

В широком понимании труд представляет собой сознательную, целенаправленную и легитимную деятельность человека (людей) по производству (созданию) материальных или духовных благ (вещей, товаров, услуг, произведений науки, культуры, искусства и др.) способных удовлетворять определенные человеческие потребности и востребованных людьми.

Однако некоторые виды труда в сочетании с определенными условиями могут вызывать так называемые профессиональные заболевания. Чаще всего, развитию профессиональных заболеваний способствуют неудовлетворительная техническая оснащенность производства и недостаточное соблюдение санитарно-гигиенических норм.

Трудовой процесс (труд) чаще всего рассматривают по виду, тяжести, напряженности, режиму и связи человека с орудием труда.

Вид труда определяют по функциональным системам организма, на которые приходится основная нагрузка. Наиболее распространено деление на преимущественно физический и преимущественно умственный труд.

Физическим трудом называют деятельность, связанную с энергетическими затратами и преимущественной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и системы, обеспечивающие его функционирование. Физические динамические нагрузки организм человека чаще всего испытывает при передвижении тела и перемещении предметов.

Физические статические нагрузки возникают при поддержании рабочей позы, удержании груза и других напряжениях мышц.

Умственным трудом называют деятельность, связанную с приемом и переработкой информации и требующую преимущественного напряжения органов чувств, внимания, памяти, а также активации процессов мышления, эмоциональной сферы. Такой труд иногда разделяют на управленческий, операторский, творческий, преподавательский, студенческий и другие виды.

Тяжесть труда – характеристика трудового процесса, отражающая основную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и обеспечивающие его функциональные системы (дыхательная, кровообращения, выделительная и др.).

Чрезмерные физические нагрузки, особенно в течение длительного времени, вызывают первоначально утомление, а затем приводят к развитию специфических патологических состояний.

Напряженность труда – характеристика трудового процесса, отражающая преимущественно нагрузку на центральную нервную систему.

Режим труда – это чередование периодов работы и отдыха в течение определенного периода времени (рабочий день, сутки, неделя, год). Оптимальным режимом труда является такой, при котором работающий человек сохраняет максимальную работоспособность без ущерба для здоровья.

Производственная среда представляет собой совокупность физических, химических, биологических и психофизиологических (социально-психологических) факторов, в которой осуществляется трудовая деятельность человека.

Факторы трудового процесса и производственной среды могут быть полезными, индифферентными, а также, в зависимости от выраженности неблагоприятного действия на работающего человека – вредными и опасными.

Труд медицинских работников относится к числу социально важных, ответственных и сложных видов деятельности, которая связана с высоким уровнем нервно-эмоциональных и умственных нагрузок. Отдельные отрасли здравоохранения по риску возникновения профессиональных болезней могут сравниться с некоторыми ведущими отраслями промышленности. Как правило, профессиональные заболевания врачей протекают более длительно и тяжело по сравнению с представителями других профессиональных групп. В течение последних лет наиболее высокий уровень профессиональных болезней наблюдается среди медсестер, а среди врачей – у инфекционистов (фтизиатров), патологоанатомов и стоматологов.

Медицинский труд, как и любая профессиональная деятельность человека, представляет собой совокупность факторов трудового процесса и окружающей среды (производственной, медицинской, госпитальной, больничной, внутрибольничной).

Особенности медицинской профессии

В рамках модернизации здравоохранения активно меняется отраслевое законодательство, реализуется ряд новых проектов, в т. ч.национальный проект «Здоровье». Реализация поставленных целей в сфере охраны здоровья граждан во многом зависит от медицинских кадров, поддерживающих (либо не принимающих) осуществляемые реформы и проекты. Позиция медицинского корпуса в целом и его отдельных групп зависит от множества факторов, но ключевую роль играют интересы профессионального сообщества.

Одинаково важны материальные и нематериальные стимулы (достойная заработная плата, возможность повышения квалификации, самореализации, защищенность в случае заболевания или травмы, отношение к профессии в обществе и прочее).

В зависимости от предмета труда различают несколько типов профессий. Согласно этой классификации врач относится к типу профессии «человек – человек», предполагающей отзывчивость, наблюдательность, развитые коммуникативные способности, эмоциональную устойчивость.

По характеру труда выделяют два класса профессий. Профессии исполнительского класса связаны c работой по заданному образцу, соблюдением имеющихся правил и нормативов, следованием инструкциям, характеризуются стереотипным подходом к решению проблем. Профессии творческого класса предполагают анализ, исследование, испытание, контроль, принятие нестандартных решений, требуют независимого и оригинального мышления, высокого уровня умственного развития. Врачей традиционно относят ко второму классу профессий, медсестер – к первому. Однако в связи с развитием стандартизации в здравоохранении, увеличением количества правовых норм (приказов, инструкций, правил и проч.) акценты в профессии смещаются. В большинстве типичных ситуаций врач должен строго следовать правилам, инструкциям, стандартам. И только в клинически сложных случаях вправе выходить за их рамки (по заключению консилиума, клинико-экспертной комиссии и проч.). Таким образом, от современного медицинского корпуса требуется строгое следование «писаным» и «неписаным» правилам в сочетании с гибкостью и нестандартностью мышления и умением быстро находить и поддерживать контакт с пациентом.

Поэтому особым элементом структуры общественных отношений в профессии врача является личность врача.

Подавляющее большинство упоминаний о личности врача встречается в деонтологической медицинской литературе.

Этот традиционно деонтологический подход является хронологически первым и не утратившим значения до настоящего времени. Его можно обозначить как нормативно-регулирующий, так как он содержит основные требования к личности врача, выработанные обществом. Основные деонтологические требования к врачебной деятельности и личности врача сформулированы еще в известных заповедях Гиппократа, которые врачи принимают как профессиональную Клятву. В основе этих требований лежит традиционное представление о ролевых отношениях «врач – больной», являющихся элементом структуры общественных отношений. В этих отношениях врачу предписывается оказывать помощь больному, который вправе ожидать этой помощи. Для эффективного выполнения предписанной обществом роли врач должен обладать не только квалификацией и опытом, но и определенными личностными особенностями, способствующими установлению контакта с больным и обеспечивающими авторитет у больного.

Следует отметить важное отличие профессии медицинского работника от других профессий типа «человек – человек». Работа врача и среднего медицинского персонала связана с высоким риском. Например, имея дело с инфекционными и психическими больными, медики работают в неблагоприятных условиях и должны предпринимать повышенные меры предосторожности.

В зависимости от занимаемой должности и функциональных обязанностей врача риски условно могут быть разделены на высокие и средние. Группу высокого риска составляют стоматологи, хирурги, акушеры-гинекологи, инфекционисты, фтизиатры и др.

Врачебный труд – тяжёлый. По существующей шкале тяжести труда медицинские специальности расположены от второй до пятой категории (всего их шесть, причём шестая — наивысший уровень тяжести). К пятой категории тяжести труда отнесены специальности хирурга, анестезиолога, реаниматолога, врача скорой помощи, эндоскописта, рентгенолога, патологоанатома, судебно-медицинского эксперта. К четвёртой – участковые врачи, стоматологи, врачи терапевтического профиля, работающие в стационаре, дермато-венерологи, отоларингологи, акушеры-гинекологи, бактериологи, врачи функциональной диагностики. К третьей – врачи поликлиник, врачи-лаборанты, эпидемиологи, гигиенисты, физиотерапевты. Ко второй – статистики и валеологи.

Высокие требования, изначально предъявляемые к профессии врача, закреплены в специальном законодательстве. Общие обязанности закреплены в Трудовом кодексе РФ. Однако правовой статус личности, работника, лица определенной профессии характеризуется не только совокупностью определенных требований, обязанностей и ограничений, но и конкретными правами, а также гарантиями.

Система здравоохранения сегодня — это более трех миллионов работающих, тысячи медицинских организаций (лечебно-профилактических, аптечных, санитарно-эпидемиологических учреждений) десятки научно-исследовательских институтов, центров, высших и средних учебных заведений, в которых эксплуатируется различное оборудование, коммуникации,электроустановки, котельные, лифты, водопроводно-канализационное хозяйство, технологическое оборудование пищеблоков и прачечных, автотранспорт,сосуды, работающие под давлением, разнообразная медицинская техника; применяются ядовитые вещества и агрессивные жидкости. Во вредных и неблагоприятных условиях труда (инфекционные, психиатрические, онкологические учреждения и отделения; радиологическая, рентгеновская, физиотерапевтическая, патологоанатомическая лабораторная службы; операционные, стерилизационные, отделения гипербарической оксигенации и др.) заняты сотни тысяч работников здравоохранения. В связи с этим, особую значимость приобретает проблема охраны и укрепления здоровья самого медицинского работника, формирование его отношения к собственному здоровью и мотивации на здоровый образ жизни.

Тот факт, что профессия медика является самой гуманной среди всех прочих сфер человеческой деятельности, наверное, не станут отрицать даже педагоги, следующие в этой условной иерархии вслед за людьми в белых халатах.

Но то, что врачевание людей ко всему прочему еще и одно из опаснейших занятий на Земле, достоверно известно только самим «эскулапам».

По данным «Федерального центра гигиены и эпидемиологии», заболеваемость медицинских работников в нашей стране находится на 5 месте среди других профессиональных групп. Люди в белых халатах страдают от недугов, заработанных на профессиональном поприще, даже чаще, чем работники химической промышленности.

По оценке экспертов в структуре профессиональных заболеваний первое место стабильно занимают инфекционные — порядка 80 % всех профессиональных недугов, а несомненные лидеры по заражению врачей – вирусные гепатиты, составляющие почти 40 % всех приобретенных на службе болезней.

Результаты исследований показали, что профессиональные заболевания врачей протекают более длительно и тяжело по сравнению с представителями других профессиональных групп. В течение последних лет наиболее высокий уровень профессиональных болезней наблюдается среди медсестер, а среди врачей – у стоматологов, инфекционистов, патологоанатомов.

Профессия врач

Врач – это специалист, который лечит людей и предупреждает появление различных заболеваний, руководствуясь специальными знаниями и умениями. Профессия врача самая нужная и гуманная, поскольку нет ничего на свете ценнее жизни. От деятельности людей этой профессии зависят человеческие судьбы. Порой малейшее промедление в принятии решении может вызвать летальный исход у пациента.

Основная задача врача – оказать медицинскую помощь больному, определив настоящую причину заболевания, улучшить и сохранить здоровье человека.

Разновидности

Различают различные направления деятельности врача:

  • в терапевтической сфере задействованы специалисты, которые осматривают больных и назначают им необходимые медикаменты, прием которых будет способствовать выздоровлению пациентов. В тяжелых случаях врач назначает обследование или дает направление в хирургическое отделение;
  • хирургия всегда связана с оперативным вмешательством с целью устранить паталогические зоны и процессы, которые происходят в человеческом организме. Люди этой профессии спасли множество человеческих жизней;
  • патологоанатомическая направленность необходима для выяснения причины смерти умершего;
  • психологическая специализация позволяет контролировать эмоции, как стандартные, так и патологические, управлять ими.

Если вести речь о классификации врачебной деятельности, то можно выделить:

  • аптекарей, провизоров, фармацевтов, фельдшеров;
  • косметолог, массажист, проктолог;
  • санитарок, сиделок, психотерапевтов;
  • фтизиатров, ветеринаров, вирусологов;
  • токсикологов, бактериологов, офтальмологов;
  • гинекологов, акушеров, дерматологов;
  • окулистов, терапевтов, кардиологов;
  • рентгенологов, психоневрологов.

Отдельного внимания заслуживаю педиатры. Эти люди лечат детей с самого их рождения до совершеннолетия. Ведь следует наблюдать за психомоторным развитием, правильной осанкой, весом и ростом малышей.

Довольно востребованной считается профессия стоматолога – эта сфера является отдельным направлением в медицине. Зубная боль или кариес рано или поздно возникают у всех и тут без помощи врача просто не обойтись. Чтобы предупредить проблемы пациентам необходимо через определенный период показываться специалисту.

Среди стоматологов также можно встретить лекарей более узких направленностей: хирургов, терапевтов, ортодонтов, ортопедов, пародонтологов. Детский стоматолог заботится о правильном прикусе малыша, пломбирует зубки, взрослым врач делает операции на деснах, восстанавливает зубы

Здоровье пациента – главная задача врача, каким бы родом врачебной деятельности он не занимался.

История профессии врач

Издавна люди занимались врачеванием. В первобытных общинах каждый ее житель умел остановить кровь, наложить швы, предотвратить заражение, были даже попытки лечения зубов. Лечились они с помощью трав и других полезных растений. Доисторические раскопки рассказывают, что первобытные люди могли не только вылечить перелом, но и выполнить трепанацию черепа. Лекари просили помощи у духов, произносили заклинания, которые способствовали выздоровлению и даже поддерживали жертвоприношение.

Позднее появились знахари и шаманы. Эти люди были очень наблюдательны и знали секреты врачевания и целебные свойства растений.

Медицина сделала стремительный скачок вперед, когда древнегреческий медик Гиппократ смог объединить в одно целое все знания, полученные за всю историю человечества. Его интересовало не только то, как лечить заболевание, но причины его появления. По сегодняшний день каждый врач дает знаменитую клятву Гиппократа, в которой заключается основное предназначение лекарской деятельности.

Было приложено много усилий для совершенствования знаний относительно устройства органов человека. Эти исследования выполнялись путем вскрытия трупов.

В средние века инквизиция всячески пытается остановить развитие медицины, однако в восточных странах продолжают открываться медицинские учреждения, хорошие врачи пишут книги и передают свои знания молодым специалистам.

Открытие пенициллина – очень важный момент в истории медицины. Антибиотик помог справиться со многими заболеваниями, которые раньше считались смертельно опасными.

Сегодня в арсенале врачей современное диагностическое оборудование, которое позволяет определить правильный диагноз и победить болезнь. Однако многие недуги мутируют, приобретают новые формы, что не дает медикам останавливаться на достигнутом и заставляет искать пути решения новых проблем.

Профессиональный праздник

Врачи всего мира отмечают свой профессиональный праздник в первый понедельник октября.

Дата стала также торжественным событием для студентов медицинских учебных заведений и всех, кто хоть как-то связан с медицинской деятельностью.

Плюсы и минусы

Профессия врача сопровождается положительными моментами:

  • востребованность;
  • хорошие заработки при должной практике;
  • возможность заниматься исследовательской деятельностью;
  • осознание собственной важности;
  • благодарные взгляды пациентов.

Однако работа врача не обходится без сложностей:

  • большой период обучения;
  • негативные реакции пациентов, которым не подошло предложенное лечение;
  • ненормированный рабочий день;
  • необходимость беседовать с пациентом на его интеллектуальном уровне с целью выявления симптомов болезни;
  • самопожертвование, не жалея своего здоровья, для спасения человеческих жизней.

Противопоказания

Не каждый человек может быть врачом по призванию. Это относится в первую очередь к людям, которым свойственны

  • страх при виде крови;
  • брезгливость и жесткость;
  • пессимистическое настроение;
  • неуверенность в себе;
  • безответственность.

С точки зрения медицины докторами не могут быть люди, которые

  • плохо слышат или видят;
  • имеют инфекционные заболевания хронического характера;
  • обладают слабым вестибулярным аппаратом;
  • имеют нервно-психические заболевания;
  • с дефектами речи.

Требования к профессии

К врачам предъявляются следующие требования:

  • наличие высшего образования;
  • опыт работы;
  • знание психологии общения;
  • медик должен знать латынь;

Недавно в силу вступило новшество, согласно которому медработники РФ, которые работают с несовершеннолетними гражданами, должны при устройстве на работу предъявить справку об отсутствии судимости. При наличии факта нарушения закона кандидатура соискателя на должность врача рассматривается специализированной комиссией.

Должностные обязанности

Врач никогда не останется без работы. Каждый рабочий день медики всего мира

  • оказывают помощь;
  • определяют причины заболеваний;
  • занимаются диагностикой;
  • лечат;
  • предупреждают причины возникновения болезней;
  • консультируют;
  • рассказывают населению, как уберечься от недугов;
  • разрабатывают новые препараты и прогрессивные методы лечения.

Более подробно рассматривать обязанности можно исходя из специализации:

  • терапевты принимают в поликлиниках или больницах. Они осматривают пациентов, проводят диагностику и назначают лечение;
  • хирурги – проводят операции. Их работа очень ответственная и требует точных знаний и практики;
  • патологоанатомы – вскрывают покойников с целью выявления причин их смерти;
  • психиатрия и психология – осматривают пациентов и выясняют причину психологических отклонений и помогают восстановить здоровое эмоциональное состояние.

Ответственность врача

Кроме многочисленных обязанностей на врачах лежит огромная ответственность за жизнь и здоровье человека.

Медицинские работники обязаны качественно исполнять свои должностные обязанности.

Ведь одна ошибка в выборе медикаментов – может привести к смерти пациента, а такие действия требуют судебного разбирательства и караются законом.

Полномочия врача

Врач имеет право отказать пациенту в лечении, если он чувствует свою некомпетентность или не располагает необходимым для лечения оборудованием. В таком случае он должен передать больного более компетентному специалисту.

Отказаться от дальнейшего ведения пациента можно, если пациент нарушает правила внутреннего распорядка медицинского учреждения и не следует предписаниям доктора, при условии, что жизнь больного и окружающих его людей не находится в опасности.

Лекарь имеет право скрыть от пациента достоверные сведения относительно его болезни, если такая информация может ухудшить состояние здоровья больного.

Особенности профессии

Если вы твердо решили стать врачом, но пока не знаете, какую же специализацию выбрать, можно проанализировать свои физические данные.

Для хирургов свойственно наличие тонких и длинных пальцев. Так будет легче проводить операции.

Ортопедам нужна сила. Ведь вправлять суставы и позвонки – задача не из легких.

Главная особенность профессии – врач не должен » навредить пациенту».

Этикет практикующего врача

  • Врачебная этика начинается с клятвы Гипократа. Ведь именно в ней заложены основные принципы поведения.
  • Внешний вид должен вызывать доверие у пациента.
  • Хорошо поставленная речь. Специалист не может жаловаться пациенту на проблемы личного характера, нехватку денег или плохие условия труда.
  • Жесты должны помогать расположить пациента к открытому общению.
  • Врачу запрещено показывать больному, что Вы колеблетесь в принятии решения
  • Уважение к коллегам
  • Доктору запрещено разглашать личную информацию о обратившемся за помощью человеке третьим лицам.

Необходимые профессиональные навыки и знания

Каждый доктор должен хорошо разбираться в строении человеческого организма, а узкоспециализированные врачи обязано досконально разбираться в вопросах, которыми они занимаются.

Ему необходимо знать все об органах, которые ему вверено лечить и которые находятся рядом.

Врачу требуются иметь прекрасные знания об основных лекарствах: для чего нужны, как применять, противопоказания. Нужно быть в курсе огромного количества новинок.

Для того, чтобы установить контакт с пациентом, надо знать психологию. Умение создать доверительную атмосферу очень ценится во врачебной практике. Особенно такие знания помогают стоматологам, гинекологам, проктологам. При помощи нехитрых способов прием у врача для пациента не превратится в каторгу, будет благоприятно воздействовать на здоровье.

Личные качества врача

Посвятить свою жизнь врачебной деятельности рекомендуется людям, у которых развиты следующие качества:

  • интеллект;
  • интуиция;
  • наблюдательность;
  • терпение;
  • общительность;
  • уверенность в себе;
  • решительность;
  • эмоциональная устойчивость к стрессовым ситуациям.

Важно, чтобы врачами становились те, кому не безразличны окружающие люди; те, кто милосерден к чужому горю и хочет изменить мир к лучшему.

Карьера врача

Перед тем, как Вы сможете работать самостоятельно, Вам будет необходимо пройти нелегкий путь от интерна до ординатора.

При успешной работе Вам могут предложить должность заведующего отделением.

Вершиной карьеры является должность главврача.

Есть другой вариант – открыть собственную клинику. Набрать в штат квалифицированных сотрудников и работать во благо себе и людям.

Места работы

Человека, выбравшего профессию врач, часто называют медиком. Работать врачу можно в государственных больницах, либо в частных клиниках.

Такие специалисты нужны в

  • пунктах «Скорой помощи»;
  • травмпунктах;
  • оздоровительных учреждениях;
  • стоматологических клиниках;
  • родильных домах;
  • моргах;
  • ветеринарных клиниках;

Востребована профессия во всех учреждениях, где необходим медицинский работник ( школах, детских садах).

Сколько зарабатывают врачи

На заработок врача влияет множества факторов:

  • работаете ли вы в частной или государственной клинике;
  • специализация;
  • профессионализм.

В среднем доход врачей колеблется от 390 до 780 долларов. Однако, в мегаполисах престижных клиник эта цифра может быть намного выше.

Самые высокооплачиваемые медицинские профессии

Среди доходных и самых популярных специальностей можно выделить стоматологию и косметологию.

Немного меньше зарабатывают акушеры, урологи, гинекологи.

Хирурги так же имеют приличный доход, но их заработок уступает вышеперечисленным категориям.

Неплохо получают люди, которые стали терапевтами и педиатрами. Они постоянно востребованы.

Сегодня появилась востребованность в профессии врач – психолог, диетолог. Они также стоят в списке самых высокооплачиваемых.

Как стать врачом

Для того, чтобы работать врачом требуется много сил вложить в образование. Шесть долгих лет будет нужно осваивать анатомию и прочие составляющие медицины, два года придется посвятить ординатуре, где Вы освоите специализацию, которой Вы хотите посвятить себя. Потом приходит время практике, где опытные врачи помогут Вам отшлифовать свои знания и поделятся богатым опытом.

Медицинские профессии после 9 класса

При неполном среднем образовании Вы можете окончить средне-специальное медицинское учебное заведение и работать:

  • медсестрой или медбратом;
  • фельдшером;
  • зубным техником;
  • лаборантом в пункте переливания крови;
  • акушером.

При желании после получения среднего специального образования можно поступить в ВУЗ.

Рейтинг автора Автор статьи Александр Юрьевич Директор кадрового агентства Написано статей 271