Ринолалия

Содержание

Ринолалия у детей: открытая, закрытая, смешанная. Причины речевого нарушения, лечение и коррекция

Безусловно, каждый мечтает, чтобы его наследник был самым здоровым. Появление диагноза в медицинской карте – словно нож, попадающий прямо в хрупкое родительское сердце. Без паники! Если ясно представлять, как нужно действовать, ситуация поправима. Если вашему ребенку поставили диагноз ринолалия – это не так трагично, как могло показаться на первый взгляд.

Что это такое

Начнем с основ. Ринолалия, по определению Соболевой Е.А., заключается в неестественном тембре и некорректном произношении из-за нарушений речевого аппарата в результате прямого соединения между носовой и ротовой полостью.

Когда мы проговариваем носовые согласные («м», «н»), мягкое небо опускается. Это позволяет нам спокойно вдохнуть воздух. Если же заменить их на ротовые гласные (допустим, «о», «а») – небо поднимается вверх, соприкасаясь со стенками глотки, куда тотчас же проникает воздушный поток.

Если этого смыкания не получается – увидим искажение речи.

Со стороны это заметно по следующим признакам:

  1. Звучание голоса, как при сильном насморке (что является ключевым отличием от дизартрии).
  2. Неспособность четко проговаривать и гласные, и согласные.

Классификация

Соболева Е.А. выделяет такие виды ринолалии.

Закрытая ринолалия – неспособность человека прогнать струю воздуха при произнесении назальных звуков. Она, в свою очередь, делится на таки подвиды:

  1. Органическая закрытая ринолалия – в случае, если причиной стало поражение носоглотки или же самого носа.
  2. Задняя закрытая ринолалия – когда виной нарушению увеличение слизистой, опухоли или искривления перегородки носика.
  3. Функциональная – базирующаяся на психосоматике. Например, привычке, оставшейся после излечения физиологических предпосылок.

Порой происходит обратная ситуация, при которой звуки слишком сильно назализируются. Это открытая ринолалия, к ней относятся:

  1. Функциональная открытая ринолалия – небо не повреждено, а просто-напросто не справляется со своими обязанностями.
  2. Органическая открытая ринолалия в некоторых случаях развивается внутриутробно. Это такие паталогии, как «заячья губа». Или при дисфункции небной части по вине паралича или при травмировании.

Некоторыми авторами упоминается еще и третья разновидность – смешанная ринолалия, сочетание черт и той, и другой.

Причины

Причины ринолалии у детей могут быть самыми разными.

Врожденная – то, что произошло во время беременности, влияет на отточенный механизм развития плода:

  • Болезни мамы – краснуха, принесенная дочкой подруги из садика, токсоплазмоз от поглаженной уличной кошки, даже банальный грипп.
  • Генетика – страшная штука: даже если у двоюродной бабушки мужа была расщелина, вы находитесь в зоне риска. Не говоря уже и о прямом родстве.
  • Гормональные сбои.
  • Работа на опасных предприятиях и контакт с сильной химией.
  • Пара выпитых рюмочек или десяток сигарет, от которых «ничего не случится» – и результат будет, как говорится, налицо.
  • Перегрузки матери, нервное напряжение и серьезные потрясения.

Приобретенная – травмы небной части после заболеваний или неудачного хирургического вмешательства. Малейший рубец, возможно, будет препятствием в дикции.

Отчасти профилактика ринолалии связана с бережным отношением матери к собственному здоровью во время вынашивания крохи. В этот ответственный момент вы ответственны за будущую жизнь. Так что немного здравого эгоизма в сочетании с оптимизмом – правильное решение!

Диагностика

Структура речевого дефекта при ринолалии будет различаться. Прислушайтесь к своему малышу.

  • Закрытая ринолалия характеризуется глухим произношением, как будто вся носовая полость чем-то забита.
  • Открытая – любые звукосочетания имеют назальный характер.
  • Смешанная – сочетает в себе обе вышеперечисленные формы ринолалии.

Чем опасно

Безразличие с таким диагнозом – не лучшая идея.

Если не принимать меры, прогнозы с таким заболеванием, увы, неутешительны.

  • При повреждениях лицевой области наблюдается отклонение от норм прироста веса. Любая еда будет просто-напросто вытекать из лишнего отверстия в области лица. Как следствие – малыши позже начинают ползать и ходить.
  • Следующий немаловажный фактор – повышение риска отоларингологических заболеваний в три раза. Без консультации лора – возможность слышать утрачивается полностью или частично, что впоследствие выражается в плохой обучаемости и задержках умственного развития.

Отмечены и другие неприятные симптомы:

  • Повышенное внутричерепное давление – а значит, здравствуйте, сильнейшие головные боли.
  • Карапуз будет острее реагировать на любые изменения, часто плакать и тяжело засыпать, поскольку ему будет свойственна повышенная возбудимость.
  • В более старшем возрасте отмечается лунатизм, склонность к унынию и низкий интерес к окружающему миру.
  • К школе ребенок уже четко будет осознавать, что с ним что-то не так. Ведь другие детишки говорят куда понятнее. Это будет вызывать чувство собственной «неправильности», породит комплексы и зависть по отношению к сверстникам. Некоторые носители данного отклонения становятся жертвой насмешек, глубже замыкаясь в себе и теряя связь с окружающим миром.
  • Сказывается это и на учебе: трудно отвечать у доски под улюлюканье и хохот толпы. А следовательно, готовьтесь к нежеланию учиться.

Коррекция

Лечение ринолалии основано на комбинации следующих средств:

  • Оперативное вмешательство.
  • Работа логопеда, отоларинголога и психотерапевта.

Решение о хирургической коррекции должен принимать врач, здесь от вас ничего не зависит. Но поспособствовать улучшениям – прямая обязанность родных.

Известный специалист Ипполитова А.Г. пишет, что логопедия – наилучший помощник в лечении ринолалии.

Упражнения и игры

Постановка звуков при ринолалии с детьми должна производиться в игровой форме. Вы здесь – не сторонний наблюдатель, а такой же участник, показывающий каждое действие на личном примере. Возможно применять такие упражнения:

  • Укладываемся на ровную поверхность. «Впомни-ка, мы с тобой однажды видели лягушку? Как она смешно надувает пузико! Давай-ка попробуем. Вдох – живот стал большой-пребольшой. А теперь квакушка станет сдувать пушинки с одуванчика. Медленно и аккуратно, чтобы не пропустить ни одну – фуух». Очень важно – не допускать резкого выдоха, ведь именно плавный «спуск» воздуха после диафрагмального наполнения кислородом необходим для коррекции фонационного дыхания. На животик можно положить небольшой шарик – маленькие любят смотреть за тем, как он скатывается, если животик опускается.

  • Ваш лучший друг – мыльные пузыри. Их выдувание – не только веселая забава, но и полезность.

  • Для отработки дыхания подойдет игра «Дегустатор». Пытайтесь вместе понюхать продукты в магазине и на кухне. Затем можно завязать глаза – и попытаться угадать, что есть что. Отличной наградой станет угаданная вкусняшка.
  • Грейте друг другу ладошки и щечки теплым дыханием. Задувайте свечки или спички. Дуйте на одуванчики. Пойте песенки без слов. Можно придумать еще тысячи аналогичных игр.

Вам предстоит ежедневно работать вместе с вашим чадом. Помните, что ему нужна поддержка и помощь – без чуткого родительского контроля он едва ли готов систематически выполнять рекомендации. Радуйтесь даже мельчайшим успехам, хвалите свое солнышко – и прогресс не заставит себя долго ждать.

Причины возникновения ринолалии и способы лечения

Ринолалия — это нарушение речи, проявляющееся в искажённом произношении звуков, связанное с дефектами строения и функционирования речевых органов.

Вследствие неправильного строения, в момент формирования звука, струя воздуха струя идёт не в том направлении, что приводит к искажению произносимого звука. Эту функцию обеспечивают мышцы нёба и стенок глотки, которые открывают или закрывают проход в носовую полость.

При этом голос ребёнка может приобрести гнусавость — кажется, будто он говорит через нос, либо, если воздух идёт только через рот, в речи искажены носовые звуки , и гласные — в этом случае говорят о недостатке носового звучания.

Следствием ринолалии является не только искажение звуков. Нарушается письменная речь, ребёнку сложно освоить лексику, грамматику, появляются проблемы психологического характера.

Виды ринолалии

Распространена классификация ринолалии на два вида по причинам появления: органическая — когда идёт нарушение строения речевого аппарата, и функциональная — нарушения функционирования речевого аппарата.

При возникновении ринолалии нарушения могут наблюдаться в носовой или ротовой полости. Поэтому существует три вида ринолалии: открытая, закрытая и смешанная.

Открытая форма наблюдается при постоянно открытом пространстве между ротовой и носовой полостью, когда воздух постоянно идёт через нос. Это приводит к тому, что все произносимые звуки имеют носовой оттенок.

Открытая форма встречается наиболее часто и имеет три подвида:

  1. Органическая открытая ринолалия возникающая на почве имеющихся нёбных расщелин, отсутствия или раздвоения маленького язычка, укорочённого мягкого нёба.
  2. Органическая открытая ринолалия проявляющаяся из-за наличия парезов (неполных параличей) и параличей мягкого нёба.
  3. Функциональная открытая ринолалия.

Закрытая ринолалия наблюдается при наличии препятствия, которое перекрывает пространство для воздушного потока через нос. Поэтому страдает произношение носовых звуков , , , и гласных.

Смешанная ринолалия — это соединение двух вышеперечисленных видов.

Если ребёнку ставят диагноз «ринолалия», независимо от формы проявления недуга родители должны сразу обращаться за помощью к специалистам. Наиболее благоприятный прогноз лечения даётся при функциональной форме. Закрытая ринолалия требует больше времени и усилий, способных привести к избавлению от существующих недостатков речи.

Иногда говорят о ринофонии. Под ней подразумевают избыточность носового оттенка голоса, которая возникает в случае недостаточного разграничения ротовой и носовой полости во время произношения звуков.

Причины возникновения

Причины ринолалии могут иметь врождённую и приобретённую природу происхождения. Врождённые причины возникновения ринолалии относятся к детям, имеющим:

  • расщелины (несрастания) мягкого и твёрдого нёба («заячья губа», «волчья пасть» и другие);
  • короткое мягкое нёбо;
  • мышечное образование над корнем языка;
  • параличи или парезы (ослабление) мягкого нёба, проявляющиеся в сложности поднятия и смыкании нёба с задней стенкой глотки;
  • вялость артикуляторных мышц, встречающаяся у часто болеющих деток.

Расщелины могут быть сквозные, которые захватывают не только нёбо, но и верхнюю губу. Они бывают односторонние и двусторонние. Несквозные несрастания бывают полные, значит доходят до области резцов, не затрагивая губы. Неполные расщелины характеризуются тем, что несрастание происходит в небольшом участке, например, только в области мягкого нёба.

Приобретённая форма ринолалии возникает при механических повреждениях тех же участков и лица. Кроме того, заболевание может развиваться из-за опухолевых новообразований блуждающего и языкоглоточного нервов.

Например, функциональная открытая появляется у человека после оперативного вмешательства — удаления аденоидов, различных опухолей и искривлений в области носоглотки, при искривлениях носовой перегородки и образовании полипов в носовой полости. В этом случае воздух практически не попадает в нос либо попадает туда в недостаточном количестве.

Закрытая ринолалия может возникнуть при аденоидах, повышенной функции мышц мягкого нёба, что приводит к изоляции носовой и ротовой полости друг от друга.

Приобретённая ринолалия у ребёнка может появиться в случае, когда женщина на ранних сроках беременности переболела вирусными заболеваниями (гриппом, краснухой, паротитом, дизентерией, токсоплазмозом), имела эндокринные нарушения, употребляла определённые лекарственные препараты, алкоголь и курила во время беременности. Некоторые исследователи отмечают наследственный характер таких аномалий (у дедушки и бабушки были расщелины).

На видео ниже врач очень подробно рассказывает о причинах возникновения и особенностях лечения ринолалии:

Симптомы ринолалии

Симптоматика заболевания зависит от его формы.

При открытой ринолалии у ребёнка происходит нарушение дыхательных функций. Жидкая пища, попадая в нёбную расщелину, вытекает через нос, что значительно усложняет процесс кормления. Кроме того, вдыхаемый уличный воздух не прогревается до необходимой температуры, поэтому дети страдают такими заболеваниями, как отит, пневмония, бронхит.

Вследствие открытой ринолалии, у детей наблюдается разный характер отставания в развитии. Например, такой ребёнок начинает говорить первые слова поздно — обычно после двух лет. Также у детей отмечается выраженная гнусавость голоса, затрудняется произношение звуков. За счёт того, что активным при разговоре является корень языка, а не кончик, дети большинство звуков произносят глухо.

Закрытая ринолалия сопровождается довольно неприятными симптомами — по задней стенке горла постоянно стекает слизь, образовавшаяся в верхних отделах дыхательных путей. Простудные заболевания в этом случае редко протекают без соплей, у ребёнка наблюдается хронический насморк. Нарушения в речи также присутствуют. Например, ребёнок произносит звук , а выходит .

По утверждению многих специалистов, дефекты речи приводят к развитию астенического синдрома и в некоторой степени влияют на психику ребёнка, такие дети становятся замкнутыми и тяжело идут на контакт.

  • Таким детям свойственно неправильное произношение большинства гласных и согласных звуков, их речь невнятная и невыразительная;
  • Их голос тихий, тембр тусклый и неестественный;
  • Если ребёнок старается тщательно выговаривать звуки, то начинает невольно гримасничать;
  • В младшем школьном возрасте у таких детей всегда возникают проблемы с письмом и чтением.

Диагностика нарушения

Как видите, симптоматика ринолалии сильно пересекается со многими известными заболеваниями. Поставить диагноз не так сложно, как определить вид нарушения. Чтобы точно диагностировать вид, необходимо обратиться к специалисту. Обследование больных проводится разными специалистами в области медицины:

  • челюстно-лицевым хирургом;
  • отоларингологом;
  • неврологом;
  • ортодонтом;
  • логопедом;
  • ортопедом;
  • психологом.

Методы исследования зависят от формы ринолалии. При выявлении различных видов ринолалии особое внимание уделяется рентгеновским снимкам носоглотки.

Чем раньше ребёнку поставят диагноз «ринолалия», тем быстрее можно начать лечение. Проводить коррекцию запущенной формы намного сложнее.

На обследовании у логопеда специалистом проводится оценка строения артикуляционного аппарата, произнесение звуков, понимание и использование слов, наличие аграмматизмов в речи.

Ринолалия (её открытая форма) диагностируется на основании исследования Гутцмана, когда при произнесении гласных звуков и ребёнку попеременно начинают закрывать или открывать носовые ходы. У детей школьного возраста специалист также исследует процессы письма и чтения, которые хорошо показывают наличие и уровень проблемы.

Методы коррекции

Лечение ринолалии включает целый комплекс мер, направленных на максимальное устранение речевых дефектов.

Если ребёнку поставлен диагноз врождённая ринолалия, то коррекция нарушения начинается с устранения дефектов анатомического происхождения. Таких детей с самого рождения начинают кормить с помощью зонда, который подбирают с учётом особенностей расщелины.

Также изготавливают специальный протез — обтуратор, для закрытия несрастания. Этот протез облегчает процессы питания, дыхания и говорения.

Позднее использование обтуратора менее эффективно, поскольку у ребёнка с возрастом начинает закрепляться неправильное положение языка. Обтуратор меняется с ростом ребёнка и используется до момента хирургического вмешательства, без которого, к сожалению, не обойтись.

Хирургическому вмешательству подвергаются челюстно-лицевые нарушения. Гнусавость при открытой ринолалии лечится как до операции, так и после.

Как правило, операция на расщелинах губы проводится на 2–3 месяце жизни ребёнка. Операции на нёбе проводятся после двух лет, если у ребёнка вылезли все зубки. У ослабленных детей оперирование откладывается на более поздний срок или проводится в несколько этапов.

Операции позволяют восстановить целостность речевого аппарата и правильное функционирование нёба.

Профилактика и упражнения

После того как ребёнку будут сделаны все операции по устранению видимых дефектов на лице и на проблемных нёбных участках, лечение вступает во вторую фазу.

На послеоперационном этапе специалисты разного направления проводят закрепление достигнутых результатов и продолжают коррекционную работу. Послеоперационное лечение включает:

  • физиотерапию;
  • ортодонтию;
  • психотерапию;
  • дыхательную гимнастику;
  • логопедический массаж.

Например, логопедом и дефектологом проводится работа, направленная на правильную постановку звуков, формирование фонематического слуха, расширение словарного запаса, развитие грамматических норм, внимания, мышления, памяти.

Также производится постановка произношения проблемных звуков, ротового и носового дыхания. Усилия направлены на избавление от назального оттенка в звучании голоса и формирование лексико-грамматического строя, фразовой речи.

На видео ниже можно увидеть работу логопеда и учителя по вокалу с ребёнком, которому поставили диагноз ринолалия:

Логопедический массаж направлен на размягчение послеоперационных рубцов.

Рекомендуемые врачами упражнения нужно проводить с ребёнком самостоятельно и регулярно, так как пропуск может вернуть его речь на прежний уровень развития. Существует несколько общепринятых упражнений для области язык-щека-губы, которые подходят для всех видов ринолалии:

  • «Удав» — ребёнок складывает язык в трубочку, а затем медленно высовывает его изо рта;
  • «Часы» — широко открывается рот, и язык повторяет движение стрелок часов, двигаясь по губам описывая окружность;
  • «Метроном» — язык движется из одного уголка рта к другому под счёт, при широко открытом рте;
  • «Лиана» — нужно высунуть язык изо рта, пытаясь достать им до подбородка;
  • «Игла» — при закрытом рте, нужно поочерёдно касаться языком внутренних поверхностей щёк.

В случае правильного лечения, постоянного взаимодействия с логопедом и тщательного выполнения всех рекомендаций, можно добиться неплохих результатов, при которых речь ребёнка с ринолалией практически не будет отличаться от речи его сверстников.

В настоящее время принята следующая классификация.

Врожденные расщелины верхней губы:

скрытая расщелина,

неполная расщелина:

а) без деформации кожно-хрящевого отдела носа;

б) с деформацией кожно-хрящевого отдела носа.

Полная расщелина.

В раннем возрасте применяется хирургическое лечение и в случае необходимости ортодонтическое наблюдение, что создает нормальные условия для развития речи.

Врожденные расщелины нёба:

1. расщелины мягкого нёба, которые бывают скрытые (субмукозные); неполные; полные;

2. расщелина мягкого и твердого нёба: скрытая; неполная; полная;

3. полная расщелина альвеолярного отростка, твердого и мягкого нёба: односторонняя; двусторонняя;

4. полная расщелина альвеолярного отростка и переднего отдела твердого нёба: односторонняя; двусторонняя.

Логопеду наиболее трудно обнаружить субмукозную (подслизистую), или скрытую, расщелину. Для ее выявления следует обратить внимание на заднюю поверхность твердого нёба, которая при утрированном произнесении звука а с широко открытым ртом слегка втягивается в форме небольшого треугольника. Слизистая оболочка в этой области истончена и имеет более бледную окраску. Нарушения нёба могут сочетаться с расщеплением губы. Частичные расщелины встречаются в несколько раз чаще полных а односторонние чаще, чем двусторонние. Продолжительность и объем лечебных мероприятий зависят от тяжести врожденной патологии, так как требуется длительное согласованное лечение у хирурга и ортодонта, расщелины обычно сочетаются с различными зубо-челюстными деформациями

Хирургическое лечение детей с несращением верхней губы и нёба осуществляется в несколько этапов. Несращение губы в зависимости от формы дефекта и состояния организма ребенка оперируется в сроки от 10 дней до одного года. Операции на небе, как правило, осуществляют до 6 лет. Работа по устранению остаточных дефектов верхней губы, носа и деформации неба проводится в возрасте от 7 до 14 лет. Одного хирургического лечения для полной реабилитации большинства детей с расщелиной губы и нёба недостаточно. Эти больные нуждаются в помощи со стороны ряда специалистов (стоматологов ортодонтов, ортопедов, оториноларингологов, логопедов, невропатологов, офтальмологов и др.).

Закрытая ринолалия образуется при пониженном физиологическом носовом резонансе во время произнесения звуков речи.

Причина закрытой формы — чаще всего органические изменения в носовом пространстве или функциональные расстройства нёбно-глоточного смыкания. Органические изменения вызываются болезненными явлениями, в результате которых затрудняется носовое дыхание.

Функциональная закрытая ринолалия наблюдается у детей часто, но не всегда правильно распознается. Она возникает при хорошей проходимости носовой полости и ненарушенном носовом дыхании. Однако тембр назальных и гласных звуков при этом может быть нарушен сильнее, чем при органических формах. Мягкое нёбо при фонации и при произношении назальных звуков сильно поднимается и закрывает доступ звуковым волнам к носоглотке. Это явление чаще наблюдается при невротических расстройствах у детей. При органической закрытой ринолалии прежде всего должны быть устранены причины непроходимости носовой полости. Как только наступает правильное носовое дыхание, исчезает и дефект. Если же после устранения непроходимости (например, после аденотомии) ринолалия продолжает проявляться, прибегают к таким же упражнениям, как при функциональных нарушениях.

Смешанная ринолалия Некоторые авторы (М. Зееман, А. Митринович-Моджеевска) выделяют смешанную ринолалию — состояние речи, характеризующееся пониженным носовым резонансом при произнесении носовых звуков и наличием назального тембра (назализованного голоса). Причиной является сочетание непроходимости носа и недостаточность нёбно-глоточного контакта функционального и органического происхождения. Наиболее типичными являются сочетания укороченного мягкого нёба, подслизистого его расщепления и аденоидных разрастаний, которые в таких случаях служат препятствием для утечки воздуха через носовые ходы во время произнесения оральных звуков. Состояние речи может ухудшиться после аденотомии, т. к. возникает нёбно-глоточная недостаточность и проявляются признаки открытой ринолалии. В связи с этим логопеду следует тщательно обследовать строение и функцию мягкого нёба, установить, какая форма ринолалии (открытая или закрытая) сильнее нарушает тембр речи, совместно с врачом обсудить необходимость устранения носовой непроходимости и предупредить родителей о возможности ухудшения тембра голоса. После операции используются приемы коррекции, разработанные применительно к открытой ринолалии.

Коррекционная работа требует воздействия на всю систему голоса и речеобразования. Патофизиологические исследования, выявляющие особенности дыхания, фонации и артикуляции у данного контингента, расширяют представление о структуре дефекта и позволяют выбирать более обоснованные и целенаправленные методы логопедической работы. Особенно важными являются ранние профилактические и комплексные коррекционные мероприятия, которые могут ослабить развитие дефекта и способствовать скорейшей социальной реабилитации лиц с врожденными аномалиями нёба.

Ринолалия: виды, причины, признаки, симптомы, лечение

Ринолалия у детей – неправильное произношение звуков из-за нарушения резонирования вследствие особого строения речевого аппарата. Для лечения болезни, кроме челюстно-лицевого хирурга, психолога, отоларинголога и ортодонта, привлекается логопед.

Причины ринолалии

Ринолалия бывает не только врожденной, но и приобретенной. Функциональная ринолалия в некоторых случаях провоцируется удалением аденоидов, полипами, искривлением перегородки носа, опухолями в районе носоглотки, подражанием гнусавой речи и неврологическими заболеваниями.

Симптомы ринолалии

При органической ринолалии диагноз ставиться еще в младенческом возрасте. Такие дети с первых дней имеют проблемы с питанием и дыханием, подвержены респираторным заболеваниям.

Формирование речи у детей с ринолалией затруднённо и происходит после 2 лет. Больной ребенок поздно произносит звуки, слоги и слова. Они нечеткие и малопонятные.

При открытой форме звуки имеют носовой тембр и неотличимы друг от друга. Закрытая ринолалия проявляется в нарушении произношения носовых звуков и их заменой на другие. Страдает и тембр голоса.

Заболевание вызывает и другие нарушения – дисграфию и дислексию, а также устойчивый психологический дискомфорт. Поэтому так важна диагностика ринолалии и ее лечение.

Диагностика ринолалии

Детский логопед, проводя обследование ребенка с ринолалией, оценивает строение носоглотки и степень нарушений голоса. Исследуется дыхание, произношение звуков, фонематика, состояние лексики, чтения и письма (в школьном возрасте).

На основании мед. диагностики и обследования речи составляется план занятий коррекционной работы ринолалии.

Коррекция ринолалии в логопедическом центре в Москве

Коррекционные работы с детьми при ринолалии нужно начинать при обнаружении проблемы, чтобы к подростковому возрасту добиться положительных результатов. В зависимости от формы логопедическая работа может быть основной или дополнением работы других специалистов.

Роль логопеда при ринолалии заключается в закреплении навыков звукопроизношения. Используется массаж, развитие нёбно-глоточного смыкания, выработка выдоха и звукопроизношения, устранение гнусавости, наработка словарного запаса и работа над лексической грамотностью.

  1. Коррекция при функциональной ринолалии. Положительного эффекта можно добиться благодаря занятиям с логопедом. Они включают массаж, дыхательную гимнастику, работу над выработкой правильного произношения звуков и слухового внимания.
  2. Коррекция при органической форме. Эффективность зависит от хирургического вмешательства, своевременностью операции и полнотой работы логопеда с ребёнком.

Ринолалия (гнусавость, ринофония, палатолалия)

Медучреждения, в которые можно обратиться

  • Общее описание

Общее описание

В последние годы медики всего мира все чаще сталкиваются с проблемой нарушения формирования речи у детей. У этого явления есть объективные причины (ухудшение экологии, вредные привычки родителей, что приводит к развитию анатомических дефектов у детей, отсутствие контактов с ребенком вследствие занятости родителей и так далее).

Существует несколько различных заболеваний, при которых у ребенка развивается нарушение речи. Одним из них является ринолалия. Этим понятием в медицине обозначают расстройства голосообразования и звукопроизношения, которые вызваны дефектами строения и работы органов речи.

Речь ребенка с ринолалией характеризуется сильным нарушением произношения звуков, недоразвитием грамматической и лексической стороны речи, нарушением письма.

Для выявления заболевания и выяснения его причин пациенту необходимо комплексное обследование у лора, челюстно-лицевого хирурга. Устранение ринолалии проводится с помощью хирургического и ортодонтического лечения, физиотерапии. Кроме этого пациенту необходима помощь логопеда и психолога.

Классификация ринолалии

Выделяют следующие основные формы заболевания:

  • открытая ринолалия — при этой форме заболевания воздух проходит одновременно через носовую и ротовую полости;
  • закрытая ринолалия — из-за наличия преграды воздух не может проходить через нос, что приводит к искажению произношения звуков;
  • смешанная ринолалия — и пациента наблюдаются симптомы сразу двух вышеперечисленных форм, из-за чего голос становится гнусавым и имеет носовое звучание.

По причинам возникновения различают следующие виды заболевания:

1. Органическая ринолалия. Делится на два подвида:

  • открытая органическая ринолалия — вызвана врожденными (редко приобретенными) дефектами развития носа или области ротоглотки;
  • закрытая форма — вызвана различными деформациями носа.

Открытая и закрытая ринолалия

2. Функциональная ринолалия. Также делится на два подвида:

  • функциональная закрытая ринолалия — часто является следствием неврологических заболеваний, воздух идет через ротовую полость;
  • функциональная открытая ринолалия — обычно возникает после перенесенных лор-заболеваний.

Кроме этого, по локализации различают следующие виды ринолалии:

  • задняя — является осложнением искривления носовой перегородки, полипов или хронического ринита;
  • передняя — развивается в результате разрастания аденоидов.

Этиология заболевания может быть разной. Врожденная форма ринолалии развивается из-за появления расщелин лица на начальном периоде эмбрионального развития.

Причинами развития таких тяжелых патологий могут стать нервные потрясения, эндокринные заболевания, вредные привычки, некоторые заболевания, перенесенные будущей матерью во время беременности.

Приобретенная форма может быть следствием механических повреждений носовой полости, деформации мягкого неба, травм блуждающего или носоглоточного нерва.

Причиной открытой формы болезни может стать удаление аденоидов или развитие пареза мягкого неба после перенесенной дифтерии. Врожденная открытая форма заболевания имеет настолько характерные симптомы, что может быть диагностирована сразу после рождения малыша.

При кормлении ребенка у него вытекает молоко через нос. Воздух из-за болезни недостаточно прогревается, что приводит к частым ринитам, отитам, пневмонии.

Органическая закрытая форма заболевания обычно развивается в результате повреждений носовой полости или носоглотки.

Клинические проявления зависят от формы заболевания. Открытая ринолалия проявляется нарушением дыхания. В результате жидкая пища начинает вытекать через нос, что сильно усложняет кормление ребенка.

Результатом открытой формы заболевания может стать отставание ребенка в развитии. Такой малыш поздно произносит свое первое слово, имеет гнусавый голос, ему трудно правильно произносить звуки. Большинство звуков ребенок произносит глухо. Это вызвано тем, что наибольшая нагрузка при разговоре выпадает на корень языка, а не на его кончик.

Симптомом закрытой формы заболевания является постоянное стекание слизи по задней стенке глотки, что сильно беспокоит ребенка. Малыш часто болеет простудными заболеваниями, у него развивается хронический насморк, нарушается произношение.

Многие специалисты считают, что подобные дефекты речи влияют на психику ребенка, делают его более замкнутым, по сравнению со сверстниками. Такой ребенок предпочитает больше времени проводить дома, он мало говорит и неохотно идет на контакт с посторонними людьми.

Обследование при ринолалии комплексное. В его проведении может участвовать большое количество различных специалистов (лор, психолог, стоматолог-хирург, фониатр, логопед и ряд других).

При логопедическом осмотре доктор обращает особое внимание на особенности строения и степень подвижности речевого аппарата пациента, выявляет нарушения голоса.

Для диагностики открытой формы заболевания проводят специальную пробу, суть которой заключается в том, что пациент произносит звуки «и» и «а» последовательно открывая и закрывая нос. При зажатых носовых ходах звуки становятся глухими, а крылья носа под пальцами специалиста сильно вибрируют.

Кроме этого, доктор проверяет произношение пациентом всех звуков, оценивает словарный запас, уровень грамматики и лексики. Если ребенок уже учится в школе, то оценивают уровень письма и чтения.

Из инструментальных методов чаще всего используют риноскопию, электромиографию, рентгенографию носоглотки, фарингоскопию.

На основании данных полученных в результате комплексного обследования пациента, доктор ставит окончательный диагноз и назначает коррекционную терапию.

Не стоит игнорировать проблемы, которые возникают у ребенка при ринолалии. При отсутствии своевременной терапии заболевание прогрессирует, что может вызвать развитие целого ряда осложнений.

Лечение ринолалии

Комплексная коррекция ринолалии включает в себя:

  • хирургическое исправление дефектов (при наличии показаний);
  • ортодонтическое лечение и профилактические мероприятия, направленные на недопущение повторных деформаций речевого аппарата пациента;
  • регулярное проведение санации очагов поражения для предотвращения нарушения слуха;
  • ЛФК;
  • помощь психотерапевта.

Хирургическое исправление дефектов при ринолалии

Как закрытую, так и открытую ринолалию у детей необходимо начинать лечить как можно раньше, чтобы завершить терапевтические мероприятия до начала пубертатного периода.

Основными направлениями логопедической коррекции ринолалии являются:

  • нормализация дыхания (как физиологического, так и речевого);
  • контроль над общим развитием речевых навыков у ребенка;
  • восстановление физиологически правильного смыкания глотки и неба;
  • предупреждение развития таких патологий, как дислексия и дисграфия;
  • формирование у пациента правильной артикуляции;
  • постановка звуков при ринолалии;
  • устранение гнусавости голоса;
  • закрепление полученных навыков.

Коррекционная работа требует большого терпения и выдержки, как от врача, так и от пациента, а также от его родителей, которые должны принимать активное участие в процессе терапии и заниматься с ребенком дополнительно по рекомендациям логопеда.

Доктор должен постоянно корректировать речь ребенка, следить правильно ли он дышит и артикулирует.

Эффективность коррекции ринолалии зависит от многих внутренних и внешних факторов. Результат лечения считается положительным, если ребенок избавляется от гнусавости в голосе и нормализует свою речь, четко выговаривая все звуки.

При подготовке к школе ребенка с ринолалией необходимо учитывать и психологические аспекты, подготавливая его к тому, что его может ожидать на занятиях. Во время учебы необходимо грамотно распределять загруженность ребенка, чтобы он не переутомлялся и успевал не только спокойно делать уроки, но и заниматься со специалистом по исправлению речи.

Прогноз ринолалии

Если лечение начато вовремя и доведено до конца, то прогноз благоприятный. При подборе программы коррекции необходимо учитывать возраст ребенка, уровень его развития и интеллекта. Материалы для занятий должны быть понятны и интересны ребенку. Только так можно добиться прогресса в лечении.

Кроме этого эффективность терапии зависит от следующих факторов:

  • насколько своевременно было начато лечение;
  • есть ли у ребенка сопутствующие патологии;
  • насколько удачно было проведено хирургическое вмешательство;
  • насколько ребенок развит интеллектуально, и каков его характер и ряд других.

Решающее значение имеет готовность родителей включиться в процесс и тратить большое количество времени на самостоятельные занятия со своим ребенком. Наиболее благоприятный прогноз имеет функциональная форма заболевания.

Логопедическое занятие при ринолалии

Профилактика ринолалии

Основными мерами профилактики данной патологии являются:

1. На этапе вынашивания ребенка:

  • отказ от вредных привычек;
  • соблюдение правил безопасности, избегание таких заболеваний, как грипп, токсоплазмоз, свинка, краснуха, которые могут привести к аномалиям развития плода.

2. Во время формирования речевых навыков:

  • своевременное купирование анатомических аномалий, которые мешают малышу нормально говорить;
  • не разрешать ребенку копировать людей с гнусавым голосом.

3. Не допускать развития приобретенной формы заболевания:

  • избегание механических повреждений лица, челюстей, носа;
  • недопущение переохлаждения организма;
  • избегание инфекционных заболеваний;
  • профилактика новообразований и кровоизлияний в мозг.

4. Регулярное посещение логопеда для проверки того, как формируется речь у ребенка. Эта простая мера поможет вовремя диагностировать возможные нарушения в развитии и начать лечение, что существенно улучшит прогноз заболевания.

Здоровья вам и вашим детям!

Ринолалия  ( «ринос» -нос, «лалия»- речь)- нарушение звукопроизношения и тембра голоса, обусловленное анатомо- физиологическими дефектами речевого аппарата, характерезуется своеобразным сочетением неправильной артикуляции звуков и голосовых расстройств. Ринолалия обусловлена неправильной работой нёбно-глоточного затвора.

Ринолалия.

Ринолалия проявляется в 3 формах:

1.Открытая. Может быть открытой органической и открытой функциональной ринолалией.

Причины открытой органической ринолалии:

  1. Врождённые расщелины. Возникают в результате нарушения развития эмбриона.
  2. Травмы или перфорации твёрдого нёба.
  3. Операционные перфорации (например при онкологии).

Причины открытой функциональной ринолалией:

  1. Гипокенез мягкого нёба( нарушение подвижности мягкого нёба). Возникает при частых заболеваниях носоглотки, слабостью нервных импульсов.
  2. Нарушение контроля за собственной речью при снижении слуха, или при подражании назальной речи.

1. Закрытая ринолалия. Может быть закрытой органической и закрытой функциональной ринолалией.

Причины закрытой органической ринолалии:

  1. Искривление носовой перегородки.
  2. Аденоидальные разрастания.
  3. Полипы (неврастающие в ткани).
  4. Утолщение слизистой оболочки носа (из-за хр.ринитов).

Причины закрытой функциональной ринолалии:

1.Гиперфункция мягкого нёба.Оно всегда приподнято и преграждает путь воздушной струе в носовую полость. Часто бывает при истерии.

1. Смешанная ринолалия. Обладает всеми вышеперечисленными особенностями открытой и закрытой ринолалии.

Этиология ринолалии.

Факторы , приводящие к появлению пороков развития лица и челюсти делятся на экзогенные и эндогенные.

Экзогенные факторы (внешние):

-травмы матери в первые месяцы беременности;

-облучение;

-гипоксия;

-токсикоз беременных;

-неполноценное и несбалансированное питание;

-гормональные нарушения;

-алкоголь;

-приём некоторых лекарственных препаратов (цитостатин, барбитураты,витамин А, кортизол);

-вирусы и др.;

Эндогенные факторы ( внутренние):

-патологическая наследственность;

-вредные привычки( алкоголь. наркотики, курение);

-возраст родителей;

Врождённые расщелины могут быть обусловлены полиэтиологическими факторами и возникают приблизительно на 6-7 неделе внутриутробного развития, когда не происходит сращения дуг.

Врождённые расщелины это не только косметический дефект.Они оказывают отрицательное воздействие на общее развитие ребёнка.

Характеристика физического развития и речи детей

Таким образом, при врожденной расщелине губы и неба в большей или меньшей степени нарушается питание ребенка, его физиологическое и фонационное дыхание, изменяется характер лицевой мускулатуры, стабилизируется неправильное положение языка в полости рта. Естественно, что все это оказывает влияние на формирование речи ребенка и вызывает тяжелое речевое расстройство — открытую ринолалию.

А.Г. Ипполитова характеризует открытую ринолалию при расщелинах неба своеобразным комплексом симптомов:

  1. Изменение положения и активности языка. Патологическое положение (поза) языка. Дети с врожденной расщелиной с самого рождения вынуждены инстинктивно приспосабливаться к своему дефекту. Это приспособление выражается своеобразным расположением языка в ротовой полости.

Ребенок рефлекторно сдвигает тело языка назад, благодаря чему продольная мышца языка сокращается и образует высокий подъем корневой части языка. Таким образом, вход в дыхательные пути сужается, что и предохраняет зев и стенки глотки от излишнего охлаждения. Дети с небной патологией стремятся осуществить более полное проглатывание пищи и усиливают работу корня языка, одновременно включая в этот процесс отдельные лицевые мышцы. Эта мышечная взаимосвязь прочно закрепляется и в дальнейшем сказывается на качестве лепета и оказывает влияние на формирование произношения.

Чрезмерное поднятие корня языка приводит к тому, что во время речи, выдыхаемая струя воздуха, встречая на пути через рот почти перпендикулярное препятствие, направляется в носоглотку и лишь частично попадает в ротовую полость. Часть воздуха, попавшая в ротовую полость, не всегда выдыхается, а задерживается там и резонирует. Нарушается фонационное дыхание. Это и создает назальный оттенок речи.

При стабильном положении корня языка кончик его оттягивается в середину ротовой полости. Движение всего языка затормаживается. При таком положении языка осуществление движений, нужных для артикуляции звуков, детям с расщелиной неба не удается. Иногда во время речи, пытаясь компенсировать свой дефект, ребенок сильно втягивает крылья носа, в артикуляцию вовлекаются мышцы лица.

Таким образом, язык стабилизируется в следующем положении: все тело его оттянуто кзади (западает назад, к глотке), а корень и спинка с силой приподняты кверху (отмечается повышенный тонус). Кончик языка обычно развит плохо, часто паретичен. В результате оказываются доступными только самые элементарные движения, которые между собой мало дифференцированы. Изменение положения языка является своеобразным приспособлением ребенка к своему дефекту.

2.Нарушение деятельности мышц, осуществляющих движение мягкого неба

Функция всех мускулов, поднимающих мягкое небо и образующих разделение носовой и ротовой полостей, резко ограничена не только при речи, но и при актах жевания и глотания. Мягкое небо либо пассивно, либо мало подвижно и не выполняет своей функции разделения ротовой и носовой полости. У детей с открытой ринолалией нарушается переплетение мышц неба по средней линии и их физиологическое натяжение, а также отмечается асимметрия мышц мягкого неба слева и справа. Эта асимметрия проявляется к 4—5 годам и с возрастом прогрессирует. Слизистая оболочка глотки становится бледной, вялой, атрофичной. Смыкание мягкого неба и задней стенки глотки не осуществляется.

3.Изменение взаимодействия мышц всего артикуляционного аппарата. Отмечается нарушение взаимосвязи артикуляторных и мимических мышц, что выражается в излишних движениях лицевых мышц в процессе артикуляции, наличии синкинезий, а в ряде случаев тикообразных и хореических движений лицевых мышц.

У поздно прооперированных детей с врожденной расщелиной даже после хирургического вмешательства такого рода трудности не исчезают. При сквозных расщелинах после хейлопластики остаются рубцы, ограничивающие подвижность мышц. Чем значительнее деформации губы, тем больше вовлекаются в артикуляцию звуков лицевые и мимические мышцы, что вырабатывает у ребенка стойкий стереотип напряженности речи.

Таким образом, наиболее ярким патологическим изменением при ринолалии является дефектное положение языка в полости рта и нарушение мышечной взаимосвязи всего артикуляционного аппарата, что ведет к функциональному нарушению праксиса артикуляционного аппарата.

Нарушение взаимодействия между артикуляционными и дыхательными мышцами приводит к специфическим проявлениям особенностей речевого дыхания.

4.Нарушение дыхания

Нарушение дыхания при ринолалии описывается в работах ряда исследователей (Г. Гутцман, З.Г. Нелюбова, Л. И. Вансовская).

Отмечается неправильное функционирование дыхательного аппарата. Расщелина неба, не оперированная долгое время, при отсутствии мер профилактики, приводит к снижению тонуса, вялости дыхательных мышц, что нередко находит свое выражение в поверхностном характере дыхания, уменьшении его объема, в нарушении как ротового, так и носового типов дыхания.

Смешанное ротоносовое дыхание, наблюдаемое у детей с врожденной патологией неба, способствует недоразвитию дыхательной мускулатуры, вызывает патологические изменения дыхательных путей, что в дальнейшем является одной из причин нарушения речи.

Нарушение функционального состояния дыхательного аппарата способствует скованности движений, снижению силы вдоха и выдоха. С другой стороны, у детей с расщелинами неба уже к 4-5 годам частота дыхательных циклов и глубина дыхания на 30 % больше, чем у здоровых детей, что является компенсаторной реакцией организма, а продолжительность выдоха значительно меньше.

Если в течение 1-2 года жизни у ребенка с не оперированной расщелиной страдает дифференциация ротового и носового выдоха, преобладает смешанный тип дыхания, то в дальнейшем, при отсутствии мер профилактики, дыхание становится поверхностным, ключичным. Л. И. Вансовская называет такой тип дыхания нерациональным и нездоровым.

У ребенка грудная клетка кверху уже, чем в середине и основании: ее расширение оказывается минимальным. Кроме того, вытягивание вверх плеч, ключиц и лопаток вызывает большое напряжение.

При ринолалии дыхание ускоренное, поверхностное и учащенное. Это связано с тем, что количество воздуха, выдыхаемого через нос, возрастает до 70-80 % от всего количества выдыхаемого воздуха. Выдыхаемый при речи воздух расходуется поверхностно, неэкономно и ускоренно: длительность выдоха — около 1,5-1,8 секунды.

  • Вдох во время речи Л.И. Вансовская описывает как поверхностный и учащенный. Осуществляется он через рот, так как при указанном типе дыхания совершенно невозможно быстрое выдыхание через нос. Помимо утечки выдоха через нос, поднятая грудная клетка сразу опускается и вызывает форсированное и неравномерное его распределение на протяжении произносимого слова и фразы. Уже к середине слова выдох иссякает (В. Н. Яковенко), звуки получаются слабые и смазанные. В целом дыхание в потоке речи Л.И. Вансовская характеризует как чрезвычайно хаотическое и со стертостью фаз вдоха и выдоха.

Наблюдается асинхронность грудного и диафрагмального дыхания, нарушается соотношение между вдохом и выдохом

Страдает направленность и плавность выдоха, а также ритмичность речевого дыхания. Такой тип дыхания создает особые трудности для реализации речи.

Нарушение голоса

Нарушение голоса при расщелине неба

М. Зееман выделяет нарушение голоса при врожденных расщелинах неба как самостоятельное расстройство — palatophonia или disfonia palatina. В настоящее время для названия вышеуказанных нарушений голоса при расщелине неба употребляется термин ринофония.

Характеристика речи при ринолалии.

Гласные звуки. Акустическая характеристика гласных искажается за счет носового резонанса, который усиливается вследствие изменения формы резонаторов и подъема спинки языка.

Выраженность носового оттенка каждой гласной связана с плотностью небно- глоточного смыкания, степенью сужения губ и изменением формы глотки (Л.И. Вансовская). Наименьший объем глотки наблюдается при артикуляции фонемы , а наибольший — при . Расширение глотки при отсутствии, укорочении или ограничении подвижности небной занавески приводит к увеличению просвета между краем мягкого неба и задней стенкой глотки. Клинически это выражается увеличением носового оттенка от к в последовательности . И хотя гласные, по сравнению с согласными имеют более высокую разборчивость, обнаруживается изменение всех трех признаков гласных: ряда, подъема и огубления. По мнению Л.И. Вансовской, они произносятся более закрыто, с потерей ряда и подъема, с излишним огублением.

Согласные звуки.

  1. Артикуляция согласных звуков сдвигается к месту отсутствующего небно-глоточного затвора, в результате чего звуки искажаются и приближаются к храпящему звучанию, иногда напоминающему отдельные звуки.
  2. Реже отмечаются звуковые замены, причем звуки-субституты являются также искаженными. Значительно нарушенными оказываются те согласные, которые требуют наиболее высокого ротового давления (Мс Donald). Утечка воздуха в нос приводит к понижению давления в полости рта (интерорального давления), в результате чего снижаются кинестезии и резко затрудняется образование направленной воздушной струи, необходимой для произнесения всех согласных. Часто направленная воздушная струя отсутствует и ее заменяет глоточный выдох.
  3. Открытый прикус, прогения, диастемы, дефекты альвеолярного отростка, короткая подъязычная связка, уменьшающая объем движений языка, массивные рубцы, образующиеся после хейлопластики, плотное прикрепление верхней губы к альвеолярному отростку — все это мешают контактам губ, губ и зубов, языка и зубов и препятствуют губно-губным, губно-зубным и язычно — зубным артикуляциям.

Ослабление направленной воздушной струи, патологическая позиция языка, изменение в строении артикулярного аппарата приводят к развитию компенсаторного искаженного звукообразования, при котором артикуляция щелей и смычек происходит на уровне глотки (фарингеальные артикуляции) или даже гортани (ларингеальные артикуляции).

Заднеязычные не формируются из-за невозможности образования смычки спинки языка с расщепленным небом. Чаще всего они образуются путем смыкания корня языка с задней стенкой глотки. Звук бывает также фрикативным глоточным. Звук получается путем сближения корня языка с задней стенкой глотки.

Переднеязычные ослабляются или замещаются на , заменяются гортанной или глоточной смычкой.

Фрикативные согласные подавляющее большинство детей заменяют глоточными, очень сходными по звучанию образованиями. Изредка встречаются боковые или двугубные замены.

М. Зееман отмечает, при ринолалии дети, в качестве определенного компенсаторного средства, образуют сужение на пути выдыхаемого воздуха в области гортани. При этом шипящие и свистящие звуки произносятся с резким неприятным оттенком. Звуки получаются резкими из-за трения воздуха о край напряженных голосовых складок, между которыми образуется шум при резком и коротком выдохе.

Нарушения носовых звуков при ринолалии выражаются чаще всего в замене неоформленной вокализацией. Звук бывает двугубным, заменяется на , , или совсем пропускают, а его мягкая пара чаще других звуков русского языка произносится правильно.

При небно-глоточной недостаточности согласные звуки почти никогда не достигают нормального звучания, поскольку для вибрации кончика языка нужен слишком сильный напор струи, которого, как правило, достигнуть не удается. Поэтому звук пропускается, заменяется одноударным или проторным.

Выделяют другой вид искажения — неопределенная артикуляция ряда согласных звуков с выраженной «смазанностью» и потерей идентификации. Такая речь называется вокализованной, так как звучат одни гнусавые гласные. Повышенная вокализация объясняется тем, что необходимый уровень подскладочного давления при небно-глоточной недостаточности может поддерживаться только за счет смыкания или сближения голосовых складок.

Проявлением действия приспособительных механизмов такого же характера, видимо, следует рассматривать озвончение глухих согласных за счет неполного разведения голосовых складок ( Л.И. Вансовская).

Нарушения слоговой структуры слова

— сокращения групп согласных звуков ( резком прекращении звучания согласного звука в позиции конца слова, опускании начального согласного звука, добавлении лишнего согласного в слог);

— перестановки звуков в слове;

— уподобление слога;

— сокращение числа слогов;

— увеличении числа слогов.

Механизм нарушений звуко — слоговой структуры слова обусловлен нарушением аэродинамики речеобразования, тяжестью дефекта звукопроизношения, нарушением фонематического слуха и дефектами моторного управления. Эти нарушения довольно стойки, по мере речевого развития детей количество ошибок значительно уменьшается, но спонтанно они не преодолеваются.

Рассмотрим подробнее каждый тип нарушений.

Сокращение групп согласных звуков — самое распространенное нарушение, грубо изменяющее структуру слога. Под сокращением групп согласных звуков в слове мы понимаем такие случаи, когда 2—3 звука стечения произносятся как один. При этом вместо группы согласных звуков в некоторых случаях дети включают в слово один из компонентов группы («платье — патье», «кран — кан»), в других — заменяют сочетание согласных каким-либо звуком, доступным для произношения («кран — манн», «книжка — хиха»).

Сокращения групп согласных, различающихся по способу образования, включают ошибки произнесения сочетаний согласных наиболее контрастных звуков (взрывной + сонорный, взрывной + фрикативный, фрикативный + сонорный). Данное ошибочное произнесение объясняется недостаточностью интерорального давления, вследствие чего ребенок не может мгновенно изменить силу ротового выдоха, необходимую для произнесения согласных звуков разного способа образования.

Сокращения групп согласных по месту образования звуков включают ошибки произнесения сочетаний согласных с переднеязычными звуками, требующими наиболее тонких дифференцированных движений кончика языка.

Резкое прекращение звучания согласного звука в позиции конца слова грубо нарушает звуковую структуру слова, так как при воспроизведении слова сокращается количество звуков.

Чаще всего дети не произносят конечный взрывной звук («строить — хои», «пустить — ухи») и аффрикат («месяц — мехя», «палец — фане»), что является следствием неравномерного распределения речевого выдоха на протяжении произносимого слова. Поскольку произнесение взрывного звука и аффриката на конце слова требует максимального усиления выдоха, а к концу слова воздух иссякает, ребенок резко прекращает произносить этот звук в позиции конца слова.

Опускание начального согласного звука грубо изменяет звуковую структуру слова, так как при этом сокращается количество звуков в слове («туман — уман», «волосы — ояси»). Этот вид нарушения чаще всего встречается у младших дошкольников и непосредственно связан с возрастом детей и несформированностью звуко-слоговой структуры в целом.

Добавление лишнего согласного звука в слог не изменяет слоговой контур. В этом случае происходит нарушение звуковой структуры слова за счет увеличения количества звуков. Чаще всего у детей наблюдается как бы расщепление смычно-щелевых звуков на составляющие его смычный и фри­кативный элементы («палец — палетф», «сцена — фтфена»).

! Важно. Как правило, все дети, добавляющие лишний согласный звук в слог, состоят на учете у невропатолога и имеют различные неврологические заболевания (ММД, резидуальная энцефалопатия, синдром гипервозбудимости и др.). При обследовании функции органов артикуляции у этих детей отмечаются меняющийся мышечный тонус языка, ограничение объема движений языка и губ, отсутствие переключения с одной ар­тикуляционной позы на другую, невозможность удержания артикуляционной позы, свидетельствующие о минимальных проявлениях дизартрии. Поэтому добавление лишнего согласного в слог объясняется дефектами моторного управления речепроизводства и произношения.

Подобный механизм нарушения наблюдается и в случаях перестановки звуков в слове (метатезис), когда при правильном воспроизведении слогового контура и количества звуков в слове нарушается последовательность звуков («дрова — двара», «труба — ртуба»).

Случаи, когда один или несколько слогов в слове уподобляются другому, понимаются как уподобление слога, т.е. дистантная ассимиляция. Этот вид нарушения встречается у незначительного количества детей с открытой ринолалией. В речи детей, уподобляющих слоги, наблюдаются множествен­ные дефекты звукопроизношения при ограниченном количестве возможных звуковых замен. Для звукового заполнения слогового контура дети и используют уподобление слога «карман — маман».

Сокращение числа слогов (слоговая элизия) — это случаи, когда ребенок не произносит слово в его полном слоговом составе, пропускает некоторые слоги, т.е. нарушается непосредственно ритмическая структура слова.

В одних случаях этот вид нарушения обусловлен расстройством функции ротового дыхания, детям не хватает длительности выдоха для произнесения слов сложного слогового состава («двенадцать — хена», «здание — хнани»),

В других он связан с одним из проявлений общего недоразвития речи: у детей грубо нарушено чувство ритма, обусловливающее усвоение ритмической структуры слова. При многократном проговаривании слова ребенок как бы подыскивает, подбирает правильный вариант слова («магнитофон — ахихон, махиа», «велосипед — эахи, эхипе»).

Увеличение числа слогов удлиняет слоговой состав слова. При анализе произношения детей можно заметить, что удлинение контура слова происходит за счет неправильного произнесения сочетаний согласных звуков. В одних случаях трудные для произнесения согласные звуки в сочетаниях дети заменяют доступными гласными, поэтому и происходит удлинение слогового состава слова («вслед — уеслед», «встань — уситань»),

В других случаях дети расчленяют сочетания согласных, что также увеличивает количество слогов в слове («морской — морофкой», «стройка — сакойка»).

Хирургическое лечение расщелин губы и нёба заключается в пластическом закрытие имеющегося дефекта посредтвом лоскута, взятого из соседних мягких тканей, или путём сшивания несросшихся частей. Срок оперативного вмешательства зависит от тяжести нарушения физиологических функций и от состояния ребёнка.

Зашивание расщелины губы- хейлопластика- проводится в первые дни жизни.

Опреацию по устранению расщелины нёба- уранопластику -большинство хирурго рекомендуют проводить ,как можно раньше, не позднее 2,5 — 3 лет, т.е. в том периоде, когда заканчивается прорезывание молочных зубов.

Коррекционная логопедическая работа с детьми с ринолалией

  1. коррекция физиологического и фонационного дыхания
  2. стабилизация работы органов артикуляционного аппарата
  3. нормализация баланса резонирования
  4. постановка звукопроизношения
  5. развитие фонематического слуха

Детям с нарушенной речью рекомендуется курс логопедического обучения в стационаре или амбулаторные занятия дважды в неделю. Занятия включают работу над фонационным дыханием, ротовым выдохом, артикуляционную гимнастику, массаж губ, неба и языка ( по показаниям), постановку звуков, выведение их на ротовой выдох в дыхательной гимнастике, автоматизацию поставленных звуков, а также упражнения для формирования звонкости, полетности голоса и устранении гиперназального оттенка и носовой эмиссии в отраженной и спонтанной речи.

Занимаясь с логопедом, ребенок проходит 2 этапа:

  1. Подготовительный. Он включает:

— постановку косто-абдоминального типа ды

— дифференциацию носового и ротового вдоха-выдоха,

— артикуляционную гимнастику, направленную на растормаживание мышц мягкого неба, перевод языка в передний отдел ротовой полости, расслабление его корня и активизацию кончика, а также на улучшение подвижности и переключаемости всех органов артикуляции, вокальные упражнения.

  1. Основной. Он включает формирование артикуляционных укладов гласных и согласных звуков, их постановку в последовательности

,, шипящие, свистящие и вибрант появляются у детей только к 4-5 годам.

— обязательное выведение поставленных звуков на ротовой выдох в дыхательной гимнастике, их автоматизацию на уровне слога-слова-словосочетания- предложения- связной речи,

— развитие фонематического слуха;

— необходимо сформировать у ребенка правильные место и способ образования звуков, чтобы имеющиеся у ребенка патологические стереотипы не закреплялись, создав тем самым предпосылки для развития правильного произношения звуков.

Самое главное в работе с детьми:

–установление контакта с ребенком, создание психологически комфортного климата на занятиях. Необходимо заинтересовать малыша, вызвать его симпатию и доверие, только в этом случае возможен положительный результат коррекционного обучения.

— лексический материал для автоматизации поставленных звуков должен соответствовать возрасту ребенка, должен быть понятным и интересным ему. Поэтому в работе должны быть использованы слова простой слоговой структуры, хорошо знакомые ребенку, состоящие в основном из уже усвоенных им звуков.

Ринолалия

Ринолалия — это состояние, которое характеризуется дефектами строения органов носоглотки, вследствие чего возникает искажение произношения звуков речи, а именно расстройство артикуляции и звукообразования различной степени выраженности. В просторечье данное состояние называют «гнусавость», то есть все звуки приобретают характерное носовое звучание. Нередко состояние бывает осложнено недоразвитием — как лексической стороны речи, так и ее грамматической составляющей. Еще одно распространенное осложнение — это различные нарушения психологического характера, а также затрудненная социализация пациентов с ринолалией.

Согласно данным статистики, дети страдают этим заболеванием значительно чаще, чем пациенты старшего возраста. Кроме различных отклонений от нормы акустических параметров, у пациентов наблюдаются различные отклонения аэродинамических условий в речеобразовании. Так как возникают особые условия, речевой аппарат вынужден к ним приспосабливаться, в результате чего и возникают вариативные искажения произношения.

Классификация ринолалии и её этиологические причины

По характеру патологических нарушений небно-глоточного смыкания можно выделить следующие формы патологии:

  • закрытая ринолалия, которая возникает вследствие пониженного в силу ряда физиологических причин носового резонанса;
  • открытая ринолалия, которая характеризуется свободным одновременным прохождением воздушной струи через нос и рот.

Среди этиологических причин возникновения данного патологического состояния можно выделить основные органические и функциональные расстройства. Так наиболее частые причины закрытой формы ринолалии — это функциональные нарушения небно-глоточного смыкания или органические нарушения носового пространства.

К органическим причинам возникновения закрытой ринолалии можно отнести различные заболевания или изменения, которые приводят к плохой проходимости носа и затрудненному носовому дыханию. Среди таких причин можно выделить следующие:

  • хроническая гипертрофия задних нижних раковин слизистой оболочки носа;
  • аденоидные разрастания;
  • полипы носовой полости и т.д.

Функциональная закрытая ринолалия часто отмечается у детей и наблюдается при нормальной проходимости носа.

Причины открытой ринолалии также могут быть органическими или функциональными. Органические причины можно условно разделить на врожденные и приобретенные. Врожденная открытая ринолалия органического происхожденияь в большинстве клинических случаев возникает из-за расщепления мягкого или твердого неба, которое носит врожденный характер. Приобретенная форма открытой ринолалии возникает вследствие паралича мягкого неба или при возникновении в силу различных причин отверстия между ротовой и носовой полостями.

Функциональная открытая ринолалия наблюдается у детей с вялой артикуляцией. Кроме того, нередко развивается у детей с истерией, подчас имеет характер не столько самостоятельного дефекта, сколько дефекта подражательного.

К органическим причинам открытой ринолалии можно отнести врожденные несращения лица и неба, а именно:

  • расщелина верхней губы;
  • расщелина верхней губы и альвеолярного отростка;
  • расщелина мягкого или твердого нёба;
  • подслизистые расщелины неба и т.д.

Вышеперечисленные патологии возникают еще в пренатальный период и являются следствием негативного воздействия на плод различных внешних и внутренних факторов. К таким фактором относят прием различных лекарственных препаратов (как правило, гормональных), инфекционные заболевания матери во время беременности, психические потрясения беременной, алкоголь, курение и сочетание нескольких факторов одновременно.

В данном случае выраженность ринолалии будет зависеть от величины и формы врожденного дефекта.

Симптомы и клинические проявления ринолалии

При открытой органической ринолалии, причиной которой стали различные врожденные аномалии, у малыша с самых первых часов его жизни страдают такие жизненно важные функции, как дыхание и питание. Как правило, сосательный рефлекс у таких детей сохранен, но кормление становиться затруднительным, так как ребенок не берет грудь, а при искусственном вскармливании смесь вытекает через нос, в результате чего новорожденный не получает необходимых ему питательных элементов и значительно отстает в развитии. Так как носовое дыхание нарушено, такие дети часто страдают хроническими воспалительными заболевания органов дыхания, что и становится причиной развития ринолалии. Кроме прочего, врожденные небные расщелины сопровождаются различными нарушениями прикуса, что только способствует возникновению проблем с речью. Нередко это связано с тем, что у таких детей сохранность интеллекта варьируется от нормы до весьма значимых задержек развития.

Развитие речи — как в долингвистический период, так и в период речевого развития — протекает аномально. Отсутствует характерный лепет. Или он очень тихий, едва различимый. Первые слова ребенок начинает произносить уже в возрасте более 2-х лет, его речь неразборчивая и невнятная, ее сложно понять окружающим.

При открытой органической ринолалии все звуки имеют выраженный назальный оттенок, у ребенка нарушена артикуляция и произношение звуков. Все согласные более напоминают звук «х», их невозможно отличить друг от друга. Голос тихий и глухой. Стараясь правильно произносить звуки, ребенок использует мимический аппарат или напрягает мышцы губ, крыльев носа или языка, что только усугубляет положение вещей.

Проблемы с речью отражаются также на слуховом восприятии и способности к фонетическому анализу обращенной речи. Кроме того, из-за ограниченности общения со сверстниками у таких детей достаточно бедный словарный запас и имеются проблемы с письменной речью. Совокупность подобных изменений может привести к тому, что у ребенка с открытой органической ринолалией логопеды вынуждены констатировать общее недоразвитие речи. В возрасте, когда ребенок начинает осознавать свой дефект, к изменениям со стороны речевого аппарата присоединяются различные нарушения психики и связанные с ними наслоения: замкнутость, раздражительность, стеснительность и т.д.

У пациентов с открытой функциональной ринолалией страдает, в большей степени, произношение гласных звуков. Согласные такой ребенок выговаривает достаточно хорошо, что связано с вполне достаточным для этого небно-глоточного смыкания. При закрытой функциональной ринолалии страдает, как правило, лишь тембр голоса, который приобретает неестественный, тусклый, «мертвый» оттенок.

Закрытая органическая ринолалия характеризуется искажением согласных звуков. Ребенок часто меняет звук «м» на звук «б», «н» на «д» и т.д. При такой форме патологии назальное дыхание затруднено, а потому ребенок постоянно дышит через рот, что приводит к тому, что такие дети подвержены различным воспалительным заболевания верхних дыхательных путей, а также часто страдают хроническими формами бронхита и пневмонии, которые имеют рецидивирующее течение.

Дифференциальная диагностика ринолалии

Диагностика ринолалии, как правило, не составляет трудности для специалистов, однако определенные проблмы возникают при определении вида ринолалии. Для того чтобы такая дифференциальная диагностика стала эффективной, пациенту необходимо пройти обследование у следующих узких специалистов:

  • отоларинголога;
  • дефектолога;
  • логопеда;
  • невролога;
  • ортодонта;
  • фониатра;
  • педиатра и т.д.

Обследование у узких специалистов позволяет выявить этиологию заболевания, максимально точно охарактеризовать характер патологических изменений и выраженность всех симптомов. Важное значение имеют следующие инструментальные методы диагностики:

  • рентгенография носоглотки;
  • риноскопия;
  • электромиография;
  • фарингоскопия и т.д.

Эти методики позволяют визуализировать характер патологических изменений и их выраженность у каждого конкретного пациента.

Безусловно, наиболее значимым является обследование у логопеда, который, используя ряд прогрессивных методик, сможет оценить следующие параметры:

  • строение артикуляционного аппарата;
  • его подвижность;
  • нарушения голоса;
  • параметры физиологического и фонационного дыхания и т.д.

Для диагностики открытой ринолалии используют методику Гутцмана, которая основана на том, что пациент произносит поочередно звуки «а» и «и», а врач при этом открывает и закрывает носовые ходы. При наличии патологических изменений очень явственно ощущается вибрация крыльев носа, а при зажатых носовых ходах звуки значительно заглушаются. Таким образом, возможна диагностика открытой формы ринолалии.

Мероприятия по коррекции ринолалии

Коррекция ринолалии должна иметь комплексный подход. Как правило, врожденные аномалии строения лицевого черепа подлежат хирургической коррекции. Дефекты врожденного характера устраняют при помощи пластической хирургии. Такие операции направлены на восстановление анатомического строения органов носа и глотки, а также устранение косметических дефектов. Кроме того, некоторым пациентам необходимы оперативные вмешательства по поводу удаления полипов носа, аденоидов и других патологических образований, мешающих нормальному назальному дыханию. Также требуется коррекция прикуса и деформаций верхней челюсти у врача-ортодонта. Кроме того, необходимы общеукрепляющие процедуры и санация ЛОР-органов, которая необходима для предупреждения нарушения слуха.

Логопедическая коррекция, направленная на устранение ринолалии, включает:

  • формирование правильной работы артикуляционного аппарата;
  • нормализацию дыхания — как в физиологическом, так и в речевом аспекте;
  • коррекцию произношения;
  • решение проблем с фонетическим восприятием, если таковые имеют место;
  • устранение назального тембра голоса;
  • предупреждение дисграфии;
  • закрепление навыков свободного общения;
  • работу над увеличением словарного запаса;
  • контроль общего развития речи и т.д.

Совокупность данных мероприятий позволяет социализировать ребенка и восстановить, в некоторой степени, речевые функции. Помимо прочего, ребенку, страдающему ринолалией, требуется помощь психологов.

Профилактика и медицинский прогноз ринолалии

Систематическая и достаточно длительная коррекция позволяет предполагать положительную динамику в течение заболевания. При этом материал, предназначенный для коррекции, должен соответствовать возрасту ребенка, быть доступным и понятным для восприятия.

Результативность лечения зависит от следующих факторов:

  • насколько своевременно начата терапия;
  • наличия сопутствующих патологий;
  • степени компенсаторных возможностей;
  • особенностей личности ребенка и сохранности интеллекта;
  • качества проведенных хирургических вмешательств и т.д.

Определяющее значение имеет речевая среда и готовность родителей помогать ребенку всеми доступными способами. Результаты работы могут оцениваться по степени нормализации речевой функции и по отсутствию назального говорения.

Функциональная ринолалия имеет весьма благоприятный медицинский прогноз. Профилактика заключается в том, чтобы еще в пренатальный период избегать факторов, которые способны спровоцировать наличие у ребенка врожденных дефектов. Если такие дефекты речевого аппарата все же имеют место, то необходима их своевременная коррекция.

Систематическое выполнение всех назначений врачей и логопедические занятия позволяют рассчитывать на хорошие результаты лечения.

Ринолалия — искажение звукопроизношения и тембра голоса вследствие нарушения нёбно-глоточного смыкания. Ринолалия встречается с частотой 1 случай на 760 человек. Некоторые авторы рассматривают ринолалию как форму механической дислалии, однако общепринятым в современнойлогопедии является выделение ринолалии в самостоятельное нарушение речи. Для обозначения ринолалии в литературе иногда используются термины «гнусавость» или «ринофония», однако оба этих понятия недостаточно полно отражают суть речевого нарушения, поскольку указывают лишь на специфическое нарушение голоса (назализацию), в то время как при ринолалии страдает артикуляционная и акустическая сторона речи.

Многообразие и сложность расстройств, лежащих в основе ринолалии, обусловливают необходимость участия в ее преодолении специалистов в области хирургической стоматологии, ортодонтии, отоларингологии, логопедии, психологии.

Классификация ринолалии

Механизм развития ринолалии связан с нарушением взаимодействия носовой полости и ротоглотки. В зависимости от особенностей этого нарушения принято выделять открытую и закрытую форму ринолалии. С учетом возможных причин (анатомических дефектов или нарушения функции речевого аппарата) каждая из форм может быть органической и функциональной.

Открытая ринолалия характеризуется наличием постоянного открытого сообщения между носовой и ротовой полостью, что обусловливает свободное прохождение воздушной струи одновременно через нос и рот в процессе речи и возникновение носового резонанса при фонации.

Закрытая ринолалия связана с наличием препятствия, преграждающего выход воздушной струи через нос. В зависимости от уровня расположении анатомического препятствия (полость носа или носоглотка) выделяют соответственно закрытую переднюю и закрытую заднюю ринолалию.

При сочетании непроходимости носа и недостаточности небно-глоточного кольца, говорят о смешанной ринолалии. В этом случае отмечается отсутствие носовых звуков и назальный оттенок голоса.

Причины ринолалии

По времени возникновения открытая органическая ринолалия может быть врожденной или приобретенной. Врожденная открытая ринолалия встречается у детей с расщелинами мягкого и твердого нёба («волчьей пастью»), расщеплением альвеолярного отростка верхней челюсти и верхней губы («заячьей губой»), укорочением мягкого нёба, раздвоением или отсутствием маленького язычка, скрытыми (субмукозными) расщелинами твердого нёба. Причинами врожденных расщелин лица может служить заражение беременной на ранних сроках гестации токсоплазмозом, гриппом, краснухой, паротитом и др. инфекциями; контакт с ядохимикатами и другими вредными веществами, курение, употребление наркотиков и алкоголя во время беременности, стрессы, эндокринные нарушения у будущей мамы. Критическим периодом для формирования расщелин лица служит 7-8 неделя эмбриогенеза.

Приобретенная открытая органическая ринолалия возникает в результате рубцовых деформаций, травматической перфорации нёба, параличей и парезов мягкого нёба, обусловленных ранением или опухолевой компрессией языкоглоточного или блуждающего нервов.

Случаи открытой функциональной ринолалии встречаются после удаления аденоидов или при постдифтерийных парезах мягкого неба. При этом наблюдается недостаточный подъем мягкого неба и неполное нёбно-глоточное смыкание при фонации.

Причинами закрытой органической ринолалии выступают различного рода анатомические изменения в носовой полости или носоглотке. Передняя закрытая ринолалия может быть связана с наличием искривления носовой перегородки, полипов носа, гипертрофии слизистой,опухолей полости носа. Задняя закрытая ринолалия вызывается аденоидами, полипами, фибромами носоглотки, ростом непарной глоточной миндалины и т. д.

Закрытая функциональная ринолалия возникает при гипертонусе мягкого неба, препятствующем выходу воздушной струи через нос. Данное состояние может развиваться вследствие аденоидэктомии, неврологических нарушений, а также на фоне копирования гнусавой речи окружающих.

Симптомы ринолалии

При открытой органической ринолалии, обусловленной врожденными расщелинами лица, с первых дней жизни у ребенка страдают жизненно-важные функции питания и дыхания. При кормлении ребенка молоко вытекает через нос, поэтому новорожденный недостаточно набирает массу тела и недополучает необходимые питательные вещества. Вдыхаемый воздух не успевает достаточно согреться в носовых ходах, т. к. через расщелину сразу поступает в нижние дыхательные пути. Дети с небными расщелинами и открытой ринолалией предрасположены к возникновению гипотрофии, отита, евстахиита, бронхита, пневмонии. Врожденные небные расщелины часто сочетаются с неправильным прикусом.

Состояние интеллекта у детей с открытой ринолалией может быть различным – от нормы до ЗПР и олигофрении различной степени. Часто у детей наблюдаются неврологические знаки: нистагм, птоз, гиперрефлексия.

Долингвистический период у детей с ринолалией протекает аномально: обращает внимание отсутствие модулированного и разнообразного лепета, тихая или беззвучная артикуляция звуков. Речевое развитие при ринолалии также запаздывает: первые слова ребенок нередко произносит после 2-х лет. Речь невнятная, невыразительная и непонятная для окружающих.

При открытой органической ринолалии грубо нарушается артикуляция звуков и звукопроизношение. Корень языка постоянно находится в приподнятом положении, а кончик языка – в пассивном, опущенном, в связи с чем большая часть согласных приобретает «заднеязычный» оттенок и напоминает звук . При открытой ринолалии все звуки имеют сильный носовой (назальный) оттенок, между собой практически не дифференцируются; голос становится глухим и тихим.

Стремясь произносить звуки более внятно, дети напрягают мимическую мускулатуру, мышцы губ, языка и крыльев носа, что приводит к возникновению гримас и еще больше ухудшает общее впечатление от речи.

Неточная артикуляция и искаженное звучание звуков сопровождается вторичным нарушением слуховой дифференциации и фонематического анализа, приводя к нарушениям письменной речи – дисграфии и дислексии. Ограничение речевых контактов у детей с ринолалией приводит к недостаточной сформированности словарного запаса и грамматической стороны речи, т. е. ОНР.

Если ребенок с открытой органической ринолалией осознает и переживают свой дефект, это вызывает у него развитие вторичных психических наслоений: замкнутости, раздражительности, застенчивости.

При открытой функциональной ринолалии страдает, главным образом, звукопроизношение гласных; согласные звуки остаются сохранными ввиду достаточного нёбно-глоточного смыкания.

Закрытая органическая ринолалия сопровождается нарушением произношения носовых звуков (, , , ), заменой на , на . При этом также страдает тембр голоса; из-за невозможности носового дыхания дети вынуждены дышать ртом. Дети с закрытой органической ринолалией склонны к простудным заболеваниям, развитию астенического синдрома. При закрытой функциональной ринолалии голос приобретает тусклый, неестественный, мертвый оттенок.

Диагностика ринолалии

Обследование детей и взрослых с ринолалией многопланово и проводится различными специалистами: отоларингологом, стоматологом-хирургом, ортодонтом, неврологом, фониатром, логопедом, дефектологом, психологом. Наиболее важными инструментальными исследованиями, позволяющими выявить причины ринолалии, служат рентгенография носоглотки, риноскопия, фарингоскопия,электромиография и др.

При логопедическом обследовании больного с ринолалией основное внимание уделяется оценке строения и подвижности артикуляционного аппарата, физиологического и фонационного дыхания, нарушений голоса. Для выявления открытой ринолалии используется проба Гутцмана – произнесение гласных и с попеременным закрытием и открытием носовых ходов. При зажатых ноздрях звуки заглушаются, одновременно логопед ощущает пальцами сильную вибрацию крыльев носа. Затем исследуется звукопроизношение всех гласных и согласных звуков, просодическая сторона речи, фонематические процессы, состояние лексики и грамматики; у школьников – состояние чтения и письма.

На основании медицинской диагностики и обследования устной речи намечается план лечебной и коррекционно-педагогической работы при ринолалии.

Коррекция ринолалии

При органических формах ринолалии требуется устранение анатомических дефектов: изготовление глоточного обтуратора, хирургическая коррекция деформаций лица (уранопластика, велофарингопластика, хейлопластика), аденотомия, полипотомия носа,септопластика, удаление новообразований глотки и пр. Главная роль в лечении функциональной ринолалии принадлежит физиотерапиии психотерапии. Медицинское воздействие дополняется дифференцированной логопедической работой. Особенности коррекционного процесса рассмотрим на примере ринолалии при нёбных расщелинах.

Логопедические занятия по коррекции открытой органической ринолалии проводят в до- и послеоперационной периоде. До операции проводится артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, логопедический массаж (пальцевой массаж фрагментов твердого нёба и вибрационный массаж мягкого нёба). На этом этапе необходимо работать над постановкой и автоматизацией доступных звуков (при сохранении их назального оттенка), развивать силу и гибкость голоса, расширять словарь ребенка, воспитывать слуховое внимание и фонематический слух и т. д.

Целью послеоперационной работы по коррекции ринолалии служит закрепление достигнутых навыков в новых анатомических условиях. С этой целью проводится массаж послеоперационных рубцов нёба, развитие полноценного нёбно-глоточного смыкания, выработка дифференцированного ротового и носового выдоха, коррекция звукопроизношения, устранение назального оттенка голоса, ликвидация пробелов в лексико-грамматическом строе и фразовой речи.

Прогноз и профилактика ринолалии

Функциональная ринолалия, как правило, имеет благоприятный прогноз и устраняется с помощью фониатрических упражнений и логопедических занятий. Эффективность преодоления органической ринолалии во многом определяется результатами хирургического лечения, сроками начала и полнотой логопедической работы.

Профилактика ринолалии заключается в предупреждении возникновения и своевременном устранении анатомических дефектов и функциональных расстройств речевого аппарата.