Поведение детей в общественных местах

Содержание

Конспект занятия «Правила поведения в общественных местах»

Ольга Гусева
Конспект занятия «Правила поведения в общественных местах»

Цель:

Расширение у детей представлений о правилах поведения в общественном транспорте, в кинотеатре.

Задачи:

1. Формировать осознанное отношение к правилам поведения в общественных местах.

2. Закреплять названия цифр и порядковый счет в пределах 5.

3. Побуждать детей к использованию в речи вежливых форм обращения.

4. Воспитывать уважительное отношение к незнакомым взрослым и сверстникам.

Материал: в группе из стульев моделируется салон автобуса, и зал кинотеатра, «билеты» в кинотеатр, атрибуты к игре «Автобус».

Ход занятия

Воспитатель:

Ребята, вы любите сказки. Тогда я вас приглашаю в кинотеатр, посмотреть сказку «Морозко». Так как кинотеатр находится далеко, то мы поедем с вами на транспорте. А вам хочется, узнать на каком же мы транспорте отправимся? Тогда отгадайте загадку.

Дом по улице идет,

На работу всех везет.

Не на курьих, тонких ножках.

А в резиновых сапожках.

Правильно, это автобус.

Прежде, чем отправиться на автобусную остановку, давайте поговорим о правилах поведения в автобусе.

Сейчас подумайте и скажите, какие вы знаете правила поведения в общественном транспорте? (ответы детей с аргументацией):

1. Ожидая транспорт на остановке, не выходить на проезжую часть — можно попасть под колеса.

2. При входе в автобус не торопиться и не толкать всех локтями.

3. Уступать место родителям с маленькими детьми, пожилым людям, инвалидам.

4. Не останавливаться у входа (если не выходишь на следующей остановке, а пройти в середину салона

5. Не сорить.

6. Не кричать, не следует громко смеяться, обсуждать свои проблемы, спорить во всеуслышание с друзьями, чтобы не мешать окружающим.

7. Не отвлекать водителя – может произойти авария.

8. Не есть мороженое, можно кого-нибудь испачкать. Лучше ничего не есть – прикусишь язык или уронишь на свою одежду.

9. Нельзя рисовать, писать на обивке сидений, резать их. Пассажирам неприятно ехать в таком транспорте, сидения будут испорчены.

Воспитатель:

Мы вспомнили правила поведения, а теперь попробуем применить их. Итак, отправляемся на автобусную остановку.

Ситуация: Дети идут по тротуару и два мальчика бросают фантики от конфет.

Воспитатель: Что же вы делаете? Ребята, красиво ли поступает тот, кто бросает на тротуар мусор.

(Ответы детей) (Рома и Саша подбирают фантики)

Воспитатель: Вот теперь, вы поступили правильно. Во всех общественных местах есть специальные мусорные корзины, давайте с вами мусор складывать в эти корзины. Тогда наш поселок будет всегда чистым и красивым.

А вот и наш автобус.

Скажите, пожалуйста, как правильно входить в автобус? (ответы детей). Воспитатель:

Правильно, необходимо встать справа или слева от двери, пропустить вперед родителей с маленькими детьми, инвалидов, пожилых людей. Дать сначала людям выйти и автобуса, а потом спокойно, никого не толкая войти в автобус.

Ситуация:

Герои ситуации: мамы с дочками, бабушка, остальные дети: мужчины и женщины. Задание: показать, как будут садиться в автобус и вести себя там.

После того, как дети войдут в автобус, предлагается еще одна ситуация: У окна свободное место, а с краю занято. Вы хотите сесть у окна….

Воспитатель: Наш автобус отправляется, следующая остановка «Магазин». Ребята, обратите внимание, что в автобус зашел пожилой человек.

Как должен поступить воспитанный человек?

Дети: Уступить место.

Воспитатель:

Осторожно, двери закрываются.

Следующая остановка наша — Кинотеатр «Мир»

При выходе из автобуса, кого вы пропустите вперед и кому поможете? (Ответы детей)

Давайте вспомним некоторые правила поведения в кинотеатре.

Для того чтобы попасть на кинофильм, мы должны купить билеты.

Можно ли опаздывать к началу киносеанса?

Разговаривать громко?

Разворачивать конфеты?

Дети: Нет.

Кассир:

Театр открывается!

К началу все готово!

Билеты предлагаются,

За вежливое слово.

Ребенок:

Добрый день!

Уважаемый кассир.

Я бы очень попросил,

Дайте лучшие места.

Вот мое «пожалуйста»

Игра «Вежливое слово».

Дети покупают билеты за вежливые слова.

Воспитатель:

Ребята, посмотрите на свои билеты и скажите какой у каждого из вас ряд и место. Дети называют (закрепление цифр и порядкового счета а пределах 5)

Воспитатель:

Я хочу вам напомнить, что если ваше место в середине ряда, а ряд уже заполнен зрителями, то проходить к своему месту нужно повернувшись лицом к сидящим.

Во время просмотра сказки можно разговаривать? Ногами стучать об кресло, вставать?

Дети: Нет.

(показ сказки «Морозко».)

Воспитатель:

Молодцы, ребята, вы не подвели меня, стали более воспитанными, культурными и нам, взрослым, никогда не придется за вас краснеть.

Конспект занятия «Правила этикета в общественных местах»

Тема занятия: «Правила этикета в общественных местах»

Цель: Формирование навыков культурного поведения детей в повседневной жизни.

Задачи:

1.Познакомить с правилами поведения в общественных местах.

2.Развивать умение правильно оценивать себя и других в различных ситуациях.

3.Воспитывать уважение к окружающим людям.

4.Прививать потребность в соблюдении правил этикета.

Ход занятия:

Вводная часть:

Сообщение темы и цели занятия.

Актуализация имеющихся представлений об этикете.

Основная часть:

Уточнить понятие «Общественные места»;

Познакомить с правилами культурного поведения

на улице;

в транспорте;

в магазине;

в библиотеке;

на дискотеке;

на лестнице;

в столовой;

игра «Мозговой штурм»

Заключительная часть:

Подведение итогов занятия.

Вывод.

Материал к занятию:

Воспитатель: Что такое “этикет”? Это каждый знает:

То нельзя и сё нельзя. Кто же возражает?

Пошутили мы, друзья, в этом нет сомненья.

А теперь серьёзное дадим определенье.

“Этикет – это правила поведения человека среди других людей.”

Воспитатель: Человеку многое надо знать: и на каком расстоянии надо находиться, когда беседуешь с разными людьми, и как к ним обращаться, и как вести себя за столом. Как одеваться, каким должно быть поведение в общественных местах. И многое другое. Люди придумали правила для всех случаев поведения и назвали их этикетом.

“Этикет – это правила поведения человека среди других людей.”

А как называют человека, который знает правила этикета и соблюдает их?

Дети:

— Его называют культурным.

— Его называют воспитанным человеком.

Воспитатель: В 16 веке такой человек назывался Вежей. Вежа- это знаток правил поведения.

-Для чего нужны правила поведения в общественных местах?

-Что они дают?

Вот на эти вопросы мы сегодня попытаемся ответить.

Будем учиться быть культурными?

Этикет-это не просто набор сухих правил, которые никому не нужны. Благодаря

им люди избегают конфузных ситуаций и чувствуют себя более уверенными,

потому что знают, где и как нужно поступить. Как еще давно было замечено

Б. Паскалем: » Все правила достойного поведения давным- давно известны,

остановка за малым- за умением ими пользоваться».Многие правила этикета мы знаем, но почему-то постоянно их нарушаем.

Сегодня мы и попытаемся в этом разобраться.

-Что мы называем общественным местом?

(общественное место — место, где люди собираются добровольно или обязательно, чтобы отдохнуть, решить какие-то дела, учится или работать).

-Какие общественные места вы знаете?

(кафе, улица, транспорт, школа, театр, музей и др.).

В общественном месте бывает немало людей разного возраста. Каждому из них

надо уметь общаться друг с другом. Все мы бываем на улице, среди прохожих,

в магазине- мы покупатели, в транспорте- пассажиры, в гостях- гости, в школе-

учениками.

Но где бы вы не находились, все правила сводятся к одному главному принципу:

«Уважай окружающих людей, не мешай им, не обижай их, оказывай помощь нуждающимся в ней».

Существуют общие правила поведения:

Нельзя кричать и громко разговаривать, сорить, есть на ходу.

Воспитатель: Выходя утром из дома мы попадаем в какое общественное место?

Правильно, на улицу. Какие правила поведения на улице надо соблюдать?

Правила поведения на улице

— Давайте вспомним вместе правила поведения на улице. (Соблюдать чистоту на улице! Переходить улицу на зеленый сигнал светофора! Не перебегать улицу в неположенном месте! Нельзя играть возле проезжей части дороги! Обгонять идущих впереди следует слева. Если тротуар узкий, надо попросить разрешения и пройти. При встрече дорогу уступает младший старшему, мужчина – женщине, при равных условиях – более вежливый человек.)

— Молодцы!

— А для чего необходимо соблюдать правила поведения на улице?

Правила поведения в общественном транспорте.

Какие правила поведения в общественном транспорте вы можете назвать?

• Ожидать общественный транспорт можно только на остановках.

• Прежде чем зайти, нужно выпустить тех, кто выходит из транспорта.

• Обязательно следует оплатить проезд, купив разовый проездной билет или предъявив проездной билет на много поездок.

• В транспорте надо вести себя достойно:

— не шуметь и не толкаться;

— уступать места пожилым людям и инвалидам, женщинам с тяжелыми сумками;

— не отвлекать водителя во время движения транспорта;

— держаться во время движения транспорта за поручни;

— вежливо спрашивать и вежливо отвечать на вопросы пассажиров;

— острые и неудобные для других пассажиров предметы надо хорошо упаковывать и аккуратно ставить, чтобы они никому не мешали.)

При поездке в общественном транспорте с дамой мужчина входит после нее, но выходит первым и подает своей спутнице руку. Не следует громко разговаривать в транспорте, смеяться, включать музыку. Совершенно недопустимо находиться в транспорте с мороженым или открытой бутылкой. Нельзя стоять в дверях, мешая входу и выходу других пассажиров. Если вы не можете сами передать деньги за проезд или прокомпостировать билет, попросите это сделать других. Неприлично через плечо заглядывать в книгу, газету или журнал, читаемый другим пассажиром. Неприлично пристально разглядывать своих попутчиков. В транспорте нужно стараться не наступать людям на ноги, не опираться на человека, стоящего рядом, не подталкивать его в спину. Если один из пассажиров случайно задел другого, надо извиниться. При выходе из транспорта мужчина должен выйти первым, а затем помочь своей спутнице.

Итак, в общественном транспорте, вы :

1)спокойные;

2)доброжелательные;

3)вежливые;

4)ненавязчивые;

5)нелюбопытные

Воспитатель: Каждый из нас почти каждый день бывает в магазинах, больших и малых, продуктовых или супермаркетах. И часто видим, как люди, попав в магазин, ведут себя недостойно. Иногда мы сами совершаем подобные ошибки.

Но существуют определенные правила.

Какие правила поведения в магазине вам знакомы?

В дверях магазина или учреждения прежде пропустите выходящих, а уж затем входим сами, таким образом, вы не станете причиной образования «пробки» внутри помещения. Делая покупку в магазине, нелишне помнить о том, чтобы не утомлять продавца мелкими капризами или затянувшейся нерешительностью.

Подходя к кассе, нужно иметь наготове приблизительную сумму денег, необходимых для покупки, а не искать их в кошельке или карманах в последний момент.

Правила поведения в магазине:

1. Кто кого должен пропустить: тот, кто входит в магазин» или тот, кто выходит?
Надо пропустить того, кто выходит из магазина.

2. Как правильно спросить: «Кто последний?» или «Кто крайний?»
Говорят: «Кто последний?»

3. Можно ли входить в магазин с собакой?
Нет, даже если собака небольшая.

4. Как обратиться к продавцу?
По имени-отчеству, которое указано на бейджике (специальная табличка на груди), со словами «будьте добры», «пожалуйста», «будьте любезны».

Правила поведения в кинотеатре во многом совпадают с театральным этикетом.

Просто так уж повелось, что поход в кино считается менее официальным мероприятием, а значит, и правила не так строги.

Во-первых, внешний вид. В кино не обязательно идти совсем уж нарядной, можно даже джинсы надеть. Только не забывайте, что одежда должна быть чистой и опрятной.

Во-вторых,в кинозал разрешается брать с собой попкорн или конфеты, но не нужно трапезничать слишком громко или мусорить.

Хлопать в кино не принято, также, как и громко смеяться и комментировать происходящее. Нельзя другим мешать смотреть кино своими замечаниями и шуточками.

И совсем уж нехорошо в самом начале заявить, что ты этот фильм уже видел, а потом подробно рассказать, чем все закончится.

В кинотеатре ты:

1) не соришь;

2) не шумишь;

3) не ведешь себя вызывающе;

4) не комментируешь фильм с видом знатока;

5) и уж ни в коем случае не болтаешь по телефону.

Таковы основные правила. Надеемся, что эта информация тебе пригодится.

И тогда тебя будут часто приглашать в кино или театр, ведь в любое место лучше идти в приятной компании.

1. Если вы решили пойти в театр или кинотеатр, но не один, то как лучше пригласить друга (подругу)?
Это необходимо сделать заранее, за несколько дней. Ведь у наших друзей могут быть другие планы.

2. Паре нужно в театре или кинотеатре пройти к месту. Кто идет первым?
Идет и ведет к месту мужчина, причем лицом к сидящим.

3.Что нельзя делать во время спектакля или просмотра кино?
Разговаривать, шуршать бумажками или программой, ерзать, кушать, делиться впечатлениями. Вставать и уходить во время представления.

Лестница. Раньше было принято, чтобы мужчина, поднимаясь по лестнице с женщиной, непременно шел впереди нее. В настоящее время определился несколько иной порядок: целесообразно и потому оправданно, чтобы мужчина стремился опередить даму только в тех случаях, когда лестница темная, крутая или шаткая. Если обстоятельства складываются иначе, впереди идет женщина. При спуске первым идет мужчина, за ним женщина. Если кто-то учтиво уступает вам дорогу, проходя мимо, либо слегка поклонитесь, либо скажите: «Благодарю вас». Если вы на узкой лестнице и навстречу идет пожилой человек, начальник или дама, нужно приостановиться и сделать небольшой шаг в сторону, пропуская идущего.

Когда на лестнице сталкиваются мужчина и женщина, идущие в разных направлениях, женщина не обязана отходить от перил, даже если это противоречит правилу «правостороннего движения», стороны лестницы с перилами — привилегия слабого пола, пожилых и детей.

Как вести себя в библиотеке

Библиотека — это место, которое посещает много людей! И правила поведения тут довольно жесткие.

В любой библиотеке есть гардероб. Оставь там верхнюю одежду и все ненужные вещи. С собой бери только то, что тебе пригодится: блокнот, ручку, читательский билет. Не оставляй в гардеробе ценные вещи! Мобильник и деньги возьми с собой.

В читальном зале соблюдай тишину! Ведь люди приходят в библиотеку не для того, чтобы пообщаться. Тебя могут даже попросить покинуть помещение, если ты станешь громко обсуждать ту или иную книгу.

Когда возьмешь нужные тебе материалы, отыщи свободное место и настройся на работу.

Помни: книги сохраняй в том состоянии, в каком они попали к тебе в руки! Не загибай уголки страниц (лучше воспользуйся закладкой), не роняй книги и не ставь на них другие предметы. Ни в коем случае не вырывай нужные тебе страницы или главы! Воспользуйся ксероксом, если не хочешь тащить фолианты домой.

Как вести себя на дискотеке

Дискотека — это место, где люди собираются, чтобы потанцевать. Однако существуют правила поведения, которые там необходимо соблюдать!

Позаботься о том, чтобы у тебя была удобная одежда. Ты ведь будешь активно танцевать, поэтому отдай предпочтение одежде, не стесняющей движения.

Танцы проходят в полутемном помещении, поэтому будет здорово, если твоя кофточка или надпись на ней будут светиться в темноте!

Не стой в сторонке во время дискотеки. Танцуй, только при этом не толкайся и не наступай соседям на ноги. Вряд ли кому-нибудь это понравится, уважай окружающих!

Время от времени выходи из зала проветриться и умыться. Так ты будешь чувствовать себя лучше и сможешь протанцевать хоть всю ночь!

1. Можно ли танцевать девушке с девушкой, а юноше с юношей?

1. Нет

2. Можно, если тебе не хватает пары

2. Должна ли девушка объяснять партнеру свой отказ потанцевать с ним?

1. Обязательно – чтобы не огорчить его

2. Не должна

3. Может ли девушка после отказа танцевать этот же танец с другим?

1. Да, надо танцевать с тем, кто нравится

2. Нет, этого не следует делать

  1. Как вести с партнером, если он плохо танцует или вообще не умеет танцевать?

1. Высказав претензию, перестать танцевать

2. Ни в коем случае не отказывать, а поучить его

5. Можно ли прерывать танец на середине?

1.Можно всегда

2. Прервать не имеют права ни молодой человек, ни девушка

Правила поведения за столом:

– Зачем нам нужны правила поведения за столом?(Ответы детей.)

Воспитатель: Чтобы другим было приятно сидеть с вами за одним столом, главный девиз: думай о других.

Некоторые девочки и мальчики любят делать все наоборот. Они знают, что при встрече нужно поздороваться, но этого никак не хотят делать; они знают, что перед обедом надо обязательно мыть руки, но они их не моют. Писатель Григорий Остёр специально для таких детей написал книжку «Вредные советы». Послушайте:

Если руки за обедом

Вы испачкали салатом

И стесняетесь о скатерть

Пальцы вытереть свои,

Опустите незаметно

Их под стол и там спокойно

Вытирайте ваши руки

Об соседские штаны.

– Почему так не надо вести себя за столом?

  • Как же необходимо поступить в таком случае?(Ответы детей.)

Правила

  • 1. Первыми за стол садятся девочки, а если вы в гостях, то – хозяин дома. Опаздывать неприлично не только в гости, но и в столовую.

  • 2. Не звените ложками. Сахар растворится, даже если тихо мешать. Выньте ложку из стакана и положите, но не в сахарницу, а на блюдце (тарелку).

  • 3. Когда я ем, я глух и нем. Сначала прожуйте, а потом говорите.

  • «Хлеба к обеду в меру бери. Хлеб – драгоценность, его береги».

  • 4. Шумно есть и пить не полагается, но и дуть на пищу не принято, брызги могут попасть на соседа. Если вам горячо, дождитесь, когда остынет.

  • 5. Не отодвигай свою грязную посуду в сторону соседа. Убери за собой посуду.

  • 6. Поблагодари того, кто тебя накормил.

1. Как надо есть хлеб, бутерброды?
Хлеб берут руками, кладут на салфетку или специальную тарелочку, едят, отламывай маленькими кусочками.

2. Если в гостях нам предложили блюдо, которое мы не очень любим, то действовать надо следующим образом.
Надо взять немного на пробу и поблагодарить угощающего.

3. Как едят пирожные, торты, пироги?
Кусочки бисквита едят, отламывая маленькие порции чайной ложечкой, слоеные пирожные и пироги едят, держа их в руках.

4. Как выйти из-за стола?
5. Из-за стола уходят, поблагодарив хозяев, за собой задвигают стул.

Игра «Мозговой штурм».

1) Выбери верный вариант ответа.

– Как правильно расположить руки, ожидая подачи очередного блюда:

а) спрятать под стол;

б) положить на стол, как на парту;

в) взять ложку и вилку и бить ею по столу, поторапливая работников столовой?

2) Выбери верный ответ, последовательность выхода из-за стола после еды:

а) побыстрее уйти, чтобы не мешать другим;

б) задвинуть стул;

в) убрать на мойку посуду;

г) поблагодарить работников столовой.

3) Выбери верный вариант ответа.

Как правильно брать хлеб из общей хлебницы, если она стоит от вас далеко:

а) вилкой;

б) руками через весь стол;

в) попросить, чтобы вам подали хлебницу.

— Ребята, о чем говорили сегодня на занятии?

— Как же нужно вести себя в общественных местах? (культурно, вежливо)

— Помните, где бы вы не находились: на улице, в общественном транспорте, в театре, вы не одни. Люди смотрят на вас и по вашему поведению судят о вас. Ведь всем нам хочется, чтобы наши друзья, соседи, знакомые всегда бы уважали нас. А весь секрет в том, что только к вежливому, воспитанному и доброму человеку люди относятся всегда хорошо, по доброму. Только такого человека все любят и уважают, и у него есть верные и надёжные друзья.

— Ребята, мне бы хотелось чтобы вы всегда помнили о том, как вести себя в общественных местах, И я надеюсь, что вы всегда будете пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.

— Спасибо за работу на занятии!

Учим детей культуре поведения в общественных местах

Правила для школьников

Школа — общественное место, и в ней — свои правила поведения, которым в ней учат и следят за выполнением. Их тоже неплохо обсудить дома.

Взрослые могут поделиться со своими детьми правилами дружбы — всегда нужно помочь товарищу: если умеешь что-то делать, научи и его этому; если нужна помощь — окажи её. Грубить, обзывать, высмеивать товарищей — это некорректное поведение. Нельзя драться и толкаться, добиваясь удобного места — эти правила тоже надо обсуждать в семье.

В школьном возрасте правил поведения прибавляется, и это тоже нужно отмечать и проговаривать. Если школьник едет в транспорте, то ему уже под силу уступить место пожилому человеку и снять со спины рюкзак, либо встать так, чтобы никого не задевать им.

Обучающие помощники

Чтобы процесс освоения ребенком культуры поведения в общественных местах проходил быстрее и эффективнее, можно использовать:

  • тематические мультфильмы. Во время или после просмотра можно обсудить с ребенком правильные или неправильные поступки героев.
  • Повседневные ситуации. Например, гуляя с ребёнком по парку, можно обратить его внимание на мусор: «Смотри, как здесь грязно. Даже неприятно идти. К сожалению, некоторые невоспитанные люди не пользуются урнами для мусора. Мы с тобой будем выбрасывать свои фантики и бутылочки в предназначенное для них место».
  • Готовые или собственные сказки, например, «Сказка о том, как Мишка здороваться научился». Полезно учить стихотворения с соответствующим содержанием.
  • Карточки или рисунки с правилами поведения в общественных местах. Их можно разместить в комнате ребенка.
  • Собственный пример. Для воспитания нужного поведенческого навыка у ребенка он нужен обязательно. В этот процесс надо вовлечь всю семью — бабушек, дедушек, сестер, братьев. Часто бабушки в транспорте стоят с вещами внучат, а те сидят и играют в телефон. Убедите родственников не делать этого, не портить детей.

Как видим, не так сложно воспитывать культурного ребенка. Однако следует помнить о том, что во всем важна умеренность. Если вы переборщите с нравоучениями, то есть опасность затюкать своего малыша. Никогда не читайте длинных нотаций и не кричите на ребенка, если он делает что-то не так, иначе он возненавидит ваши правила и начнет делать назло. Процесс формирования навыков поведения в обществе должен быть максимально естественным и постепенным.

Верьте в своего ребенка, чаще хвалите его, подавайте ему хороший пример и вместе с ним совершите этот очень важный для него путь.

Татьяна Богачева

Каждый из нас неоднократно был свидетелем неподобающего поведения ребенка на улице, в магазине или на остановке транспорта. Маленькие дети чаще всего устраивают истерики относительно своих желаний, подростки – шумят, портят имущество, мусорят, а то и курят, сквернословят. Все это издержки как домашнего, так и школьного воспитания.

Ребенок должен знать, как вести себя в магазине и других общественных местах

Эти дети просто не знают, что существуют правила поведения в общественных местах – и они должны их придерживаться.

Даже, если детям о них и известно – а в детском саду и в школе об этом говорят обязательно, часто они не понимают простых вещей:

  • культурные навыки – это основа жизни в обществе;
  • воспитанному человеку проще наладить отношения с другими людьми;
  • в конце концов, за нарушение правил поведения в общественных местах могут наказать их родителей, а для подростков с 14-ти лет наступает личная ответственность.

    Начинать обучение правилам поведения надо с первых лет

Обучение основам правильного поведения в обществе надо начинать первого года жизни – и это одна из ключевых задач родителей, аналогичная по важности интеллектуальному, духовному и физическому развитию. Навыкам, как себя вести рядом с чужими людьми, в таких общественных местах, как магазин, театр, музей, транспорт и даже детская площадка, надо обучать малыша так же, как и чистить зубы или завязывать шнурки.

Перечень правил поведения детей за пределами дома

Существуют официальные правила поведения детей – их перечень можно найти в детских и учебных учреждениях. Требования к поведению подростков, конечно, намного сложнее, чем для малышей, но основные, общие для всех, приведены в списке:

Правила поведения, разработанные Минобразования РФ

  • На улице и в общественных местах разговаривать без крика, не шуметь, не мешать другим людям.
  • Проявлять вежливость к взрослым людям, покровительствовать маленьким. Быть внимательным к людям с ограниченными возможностями.
  • Придерживаться чистоты в общественных местах – не мусорить, не плеваться, беречь зеленые насаждения.
  • Беречь общественное и чужое имущество.
  • Не совершать недостойных поступков и уберегать от них друзей. Это означает: не обижать и оскорблять других, не брать чужие вещи, не издеваться над животными и др.
  • Без сопровождения взрослых дети до 16 лет не могут находиться на улице после 21 часа вечера (во время каникул дети старше 12 лет могут гулять до 22 часов).
  • Посещение подростков зрелищных мероприятий разрешается не позже 21 часа 30 минут.

Эти подростки злостно нарушают правила поведения

Эти основные требования включают и целый ряд запретов для школьников и подростков:

  • Принимать участие в любых акциях, нарушающих порядок в общественных местах.
  • Распивать спиртные напитки, курить, сквернословить, играть в карты в общественных местах.
  • Заниматься торговлей и перепродажей.
  • Нельзя забираться в подвалы, на крыши, на железнодорожные вагоны.
  • Ездить на подножках общественного транспорта.
  • Самостоятельно купаться без сопровождения взрослых.
  • Хулиганить, бросая камни в проезжающий транспорт, накладывать разные предметы на рельсы.

Детям до 16 лет запрещено выезжать на скутере на дорогу

Для подростков существует также запрет ездить по дорогам на велосипеде до 14 лет, а на мопеде или скутере – до возраста 16 лет.

Чему родители должны научить своего ребенка

Существует также целый ряд неформальных требований, с которыми родители должны ознакомить своего ребенка буквально в первый выход в любое общественное место.

Например, при посещении зоопарка надо малышу объяснить, что нельзя лезть к клеткам животных, бросать что-либо в них, дразнить и шуметь, чтобы не напугать и не мешать другим людям.

Перед посещением театра надо объяснить детям, как положено себя вести

Также ребенка надо научить, как надо вести себя в театре, в кино и пояснить, почему правила поведения в этих общественных местах отличаются. Дети должны понимать, почему воспитанный человек не должен громко разговаривать в этих заведениях, шуршать фантиками, вставать во время представления или фильма. Детей интересует, почему в театре нельзя кушать и пить во время спектакля, а в кино можно купить попкорн и взять напиток. В музеях и на выставках нельзя трогать экспонаты, надо слушать экскурсовода и не мешать другим посетителям.

Дети должны уступать место пожилым людям

Правила поведения в общественном транспорте включают несколько аспектов. Во-первых, это элементарная вежливость. Ребенка надо научить, что принято пропускать вперед при входе женщин и пожилых людей, уступать им место, нельзя расталкивать пассажиров локтями. Во-вторых, воспитанный человек обязательно оплачивает проезд. Третье требование – не сорить в салоне, не загрязнять его надписями. В транспорте не надо громко смеяться, разговаривать, включать музыку, любым способом отвлекать водителя от дороги.

Найчите малыша пользоваться носовичком и салфетками

Другие требования к поведению в обществе включают такие моменты:

  • При кашле и чихании принято прикрывать рот.
  • Пользоваться носовым платком при насморке.
  • Не выходить на улицу небрежно одетым и непричесанным.
  • Аккуратно и тихо кушать в заведениях общественного питания, пользоваться салфетками.
  • Нельзя публично отзываться грубо или плохо о других людях или происходящих событиях.

Обучение вежливости

Это один из важных этапов развития культуры поведения и начинать обучение надо с первых слов малыша. Лучше всего это делать не поучениями, что, если хочешь что-то попросить, то надо сказать слово «пожалуйста», а показывать это ежедневно на своем примере.

Когда родители просят ребенка и при этом сами говорят слова вежливости, то малышом это будет восприниматься как норма и специально учить его не будет необходимости.

Основные слова, которые должен знать воспитанные детки, следующие:

  • спасибо;
  • благодарю;
  • пожалуйста;
  • прошу;
  • извините;
  • здравствуйте и до свиданья;
  • спокойной ночи;
  • доброе утро;
  • разрешите;
  • будьте добры;
  • будьте здоровы;
  • приятного аппетита;
  • приятно познакомиться;
  • можно вам помочь;
  • мне очень жаль;
  • угощайтесь и другие.

Другие правила поведения

Обучение вежливости у малышей можно превратить в интересную игру. Забыл сказать «пожалуйста» — плати штраф. Не деньгами, конечно, а каким-либо действием (10 приседаний, убрать игрушки, помочь чем-то) или ограничением (выключить мультики). Это касается и взрослых членов семьи. С них штрафы серьезнее – купить мороженое, сделать что-то по просьбе ребенка. Сделайте список вежливых слов и повесьте его на видном месте. Со временем привычка их употреблять будет доведена до автоматизма.

К законам вежливости относится телефонный и подарочный этикет: ребенок должен первым представиться, если звонит кому-то, поблагодарить за полученный подарок.

Нельзя кричать на улице и в общественных местах

Также, правила поведения в обществе требуют соблюдения таких норм:

  • стучаться перед тем, как открывать двери;
  • не шептаться при других людях, не говорить на непонятном им языке;
  • не перебивать, когда кто-то говорит;
  • не поворачиваться спиной, когда к тебе обращаются.

Поведение за столом

Это один из самых сложных в обучении раздел общественных правил. Многие взрослые не умеют вести себя за столом. А их дети во всем подражают им, так как не видят ежедневно другого примера. С самого детства обучайте ребенка основным правилам и запретам.

Обучение можно проводить в игровой форме

Надо:

  • мыть руки перед едой;
  • уметь пользоваться столовыми приборами;
  • пользоваться салфетками (а не вытирать рот руками, а руки – о скатерть или штаны);
  • брать адекватную порцию;
  • благодарить за трапезу.

Нельзя:

  • чавкать, кушать с открытым ртом;
  • говорить с полным ртом;
  • баловаться за столом;
  • ковыряться во рту;
  • критиковать блюда;
  • плеваться за столом.

Правила поведения детей в общественных местах

В общественных местах, будь то театр, музей, зоопарк или транспорт, дети постоянно сталкиваются с другими людьми. Благодаря соблюдению несложных правил поведения ребенка в обществе, формируются навыки культуры поведения.

Прежде всего, малыш должен запомнить, что в общественных местах разговаривают негромко, ни в коем случае нельзя кричать, если только на это есть веская причина. Особенно это правило касается музеев и театров. Ребенок должен отчетливо понимать цель прихода в то или иное культурное заведение. Для этого дома заранее обговаривается, как правильно вести себя в таких местах. Но одних разговоров мало, должна существовать целая система воздействия, чтобы ребенок постепенно учился правильному поведению. Например, необходимо с малых лет водить сына или дочь в театр, тогда, благодаря подсказкам родителей, они быстрее научатся хорошим привычкам.

Второе правило поведения детей в общественных местах гласит о том, что в театре во время представления неприлично шелестеть фантиками, что-то есть или пить. Для этого существуют буфет и антракт. Необходимо объяснить ребенку, почему, к примеру, в кинотеатре можно пить кока-колу и есть попкорн, а в театре нельзя. Малыш должен подробно и несколько раз услышать от взрослого о тех требованиях, которые предъявляются к посетителям в театре.

Наконец, третье правило поведения детей в общественных местах гласит о том, как вести себя в музеях и на выставках. Нужно объяснить ребенку, что нельзя входить с мороженым или напитками, а также запрещается трогать экспонаты руками. Во время экскурсии необходимо внимательно слушать экскурсовода. Чтобы заинтересовать ребенка, можно заранее рассказать ему о предстоящей выставке и сформировать у него потребность познакомиться с экспонатами лично. В этом случае малышу будет легче управлять своим поведением.

Поведение детей в общественном транспорте

Особое внимание стоит уделить поведению детей в общественном транспорте, так как многие школьники и подростки пренебрегают элементарными правилами вежливости в автобусах, троллейбусах и метро. Принятые нормы поведения в общественном транспорте:

  • При входе в транспорт необходимо пропускать женщин с детьми или пожилых людей;
  • Не нужно стоять у входа и загораживать проход пассажирам, готовящимся к выходу;
  • Необходимо всегда уступать место инвалидам, пожилым людям, женщинам с детьми и беременным;
  • Двигаясь в толпе пассажиров, нельзя помогать себе локтями, лучше попросить голосом, а не толкаться;
  • При чихании или кашле, необходимо закрывать рот руками или платком;
  • Нельзя пить или есть в общественном транспорте, так как можно случайно испачкать одежду соседнего пассажира или сиденье вагона;
  • Находясь в салоне, не нужно громко разговаривать или смеяться.

Эти правила очень просты и доступны каждому. Неплохо сопровождать их такими словами как «Благодарю Вас», «Будьте добры», «Спасибо» и «Пожалуйста».

Обучение детей поведению в общественных местах, как и любое другое воспитательное действие, требует педагогических усилий от родителей, воспитателей и учителей. Ребенок не знает правил, поэтому их ему необходимо объяснять, причем не раз. И не стоит забывать о том, что дети подражают взрослым во всем, а значит, лишь собственным положительным примером можно научить ребенка культуре поведения.

Видео с YouTube по теме статьи:

Выставка в Дом картин: один глаз на ребенка, другой – на картину

Идея написать этот текст пришла мне после того, как я отнесла свою работу на выставку «Я Моне, я Шишкин, я Малевич». К походу в Дом картин мы готовились заранее, всей семьей. Ну как же – мамина работа теперь висит в настоящей галерее! Четырехлетнего сына перед выходом из дома пытались настроить на духовный лад в надежде, что он хоть немного замедлится и не разнесет галерею на щепки. Сын согласно кивал, мы воодушевились. Переступив порог галереи, ребенок, скинув куртку и шапку, с диким воплем тут же исчез за поворотом. Муж ринулся за ним. Бабушка, воспользовавшись ситуацией, устремилась к картинам, всем видом показывая: пока я занята, ребенок – ваш, ничего не знаю.

Я пыталась держать дитя за руку. Ему хотелось говорить, есть, петь, писать и бегать одновременно. А тут – искусство! Через сорок минут супруг взвыл, мол, надо что-то делать, иначе насладиться картинами нам так и не удастся. До закрытия галереи осталось всего лишь пять часов – успеть бы! Решено было оставить дитя в покое. Мол, пущай бегает, все равно из галереи он никуда не денется. А тут еще и видеоинсталляция его заинтересовала.

На белом экране в центре одного из залов показывали любопытный фильм. На все пять минут сын завис, разглядывая спиралевидную лестницу в ржавых тонах. Правда, как только я расслабилась, ребенок, завернув за угол, обнаружил ноутбук, с которого транслировали кино. Я тут же вспомнила, что дитя уже лихо ориентируется в компьютерах: выключить фильм, подключиться к вай-фаю и выйти в ютуб, чтобы поставить любимые мультики про преступников – для него как дважды два. Вот это будет видео-арт – представила я удивление работников галереи. Подошвы моих сапог выдали искры – с таким разгоном я подпрыгнула к сыну, который уже тянул руки к ноутбуку.

Сын страдал. Вокруг столько интересного, а трогать ничего нельзя. Пытался сдвинуть голову льва – не получилось. Пытался взять у мамы пишущую ручку, но вовремя сообразив, что сын тяги к рисованию не имеет, а к вредительству, точнее к вандализму даже очень, я ответила категорическим отказом.

Когда к нам выплыла бабушка, радостно возвестив о том, что она полностью свободна, мы с мужем, потные и злые, наконец смогли насладиться выставкой. Да, без косящего глаза и боевой позы – наготове с низкого старта бежать спасать искусство от четырехлетнего спиногрыза.

Посещение супермаркета похоже на план Барбаросса: быстро, молниеносно, по возможности без потерь

Помню, я пребывала в немом изумлении, наблюдая в очереди маму с девочкой лет трех. Все десять минут мать медленно выбирала мясо, а девочка держалась матери, не спуская с нее глаз. Дивное волшебство, не иначе. Переступая порог магазина, лично я превращаюсь в антилопу в Африке – все время начеку.

Сперва наш юный лев выбирает тележку и хочет ее везти. Тут важно уследить, чтобы он не разнес корзиной ближайшие стеллажи с книгами, не передавил посетителей и не укатил остальные телеги в разные стороны. Охранник напрягается. Несколько человек пострадали, дико извиняешься, топаешь дальше. Надежда, что сын будет катить корзину, еще не угасла, и мы с мужем пока еще даже не включили рации.

Кстати, рация – просто находка для родителей буйных детей. Телефон – это долго и неудобно. Пока извлекаешь его из кармана, сын уже свернул за угол, и всё – беги к инфостойке давать объявление о том, что потерялся мальчик, глаза синие.

С рацией ты экономишь ценные секунды. Ее минус – только в незащищенных линиях. Можешь стоять в очереди, а из кармана вдруг послышится отборный мат: ребятки со стройки неподалеку переговоры ведут. Но это пустяк по сравнению с теми плюсами, что дает быстрый доступ к другому человеку.

Пока один из нас пытается лавировать с сыном и телегой между рядов, другой строго по списку покупает продукты, иногда вызывая Орла: «Аня, прием, лимоны брать?» – «Брать, приём». «Слушай, и мне возьми! И текилы не забудь», – обязательно вклинится какой-нибудь паренек, посмеётесь вместе.

Самое опасное место в магазинах – это аквариумы и алкогольный отдел

Рыб дитю надо обязательно пытаться извлечь, не забывая при этом исцеловать весь аквариум. Алкогольный обходим за три метра на всякий случай. Так и вижу иногда страшную картинку в рапиде: сын бежит вдоль рядов и рукой смахивает стеклотару – «Киндзмараули», «Вдову Клико», Hennessy. Я продаюсь в рабство и мою полы в магазине ближайшие года два.

Помню, в одном западном фильме меня удивила сцена, где малыши носятся по супермаркету и сносят с полок все подряд – ни один человек не делает замечание. Спрашиваешь у эмигрантов: «Что, правда»? Отвечают: детей никто не ограничивает в их праве оставаться детьми. Окружающие не косятся на ор и крики. Сотрудники не подбегают с красными щеками и не просят не трогать зеркало руками, потому что остаются пятна. Ты же не можешь объяснить этому охраннику, что самое большое счастье – когда твой ребенок стоит на месте. Поэтому пусть хоть вылизывает это ваше зеркало, абы был занят и не убегал в темные закоулки больших магазинов. Ведь потерять его ой как страшно. А тебе еще надо туалетную бумагу купить, шампунь и стеклоомыватель. А еще вы как назло в центре зала поставили полки с дорогим алкоголем.

«У тебя глаз дергается», – говорит муж. «В следующий раз я продукты покупаю, ты следишь за ребенком», – отвечаю. Все живы, здоровы, ребенок на месте. Ни одна рыба в аквариуме не пострадала.

Когда мы едем в транспорте, я каждый раз себе напоминаю, что нужно скрывать от ребенка пароль от вай-фая и информацию о том, где лежат деньги

Сын говорит громко, и пассажиры становятся свидетелями нашего разговора и личных деталей. «Тысяча чертей! – громко ругается малыш голосом Д’Артаньяна. – Мы забыли у бабушки пожарную машинку». Я краснею. Сидящий рядом дедушка узнает, чем его кормила бабушка на ужин, завтрак и обед. Сколько спектаклей ребенок посетил за последний месяц, вон там он занимается дзюдо, а дом наш – через три остановки. Я делаю: «Шшшшш, тише». Мне неловко. Меня учили, что в общественных местах нужно никому не мешать.

Помню, бабушке пришлось покинуть театр, потому что ребенок, как только поднялись кулисы в зале, стал громко, на весь обширный зал оперного театра спрашивать: «А это что? А почему он поет? А что он поет? А почему он с бородой? Ой, какой страшный. А это что за труба? А как называется? А купи мне такую. Ду-ду-ду». Как артист еще выдержал, не споткнувшись на ариях, не представляю. Но бабушка после первого акта ретировалась. Увы, хоть ребенку это все было любопытно, он, очевидно, мешал всем остальным.

И только в детских поликлиниках я веду безнадежные бои с персоналом

Когда проходящая мимо нас дама в халате отчитала сына за то, что он катает машину по стене, я взорвалась: «С какого, простите, вы делаете замечание моему сыну? Это место – для детей прежде всего. И выдержать многочасовую очередь в немом состоянии Будды способен только пожилой человек лет за восемьдесят. Ребенок желает играть, и это нормально!»

Но некоторые медсестры и врачи по привычке дергают: не бегай, не забирайся ногами на кушетку, не сиди здесь, не греми машинкой, сюда нельзя – тут новорожденные лежат. Нельзя, нельзя, нельзя. Не кричи, не мешай – и обязательно сравнивают с каким-нибудь усидчивым мальчиком, который уже третий час читает книжку. Но дети-то разные. Для меня спокойный ребенок сродни инопланетянину. Кажется, этот ребенок болен или плод моего воображения.

Шумное поведение – это плохо или нормально?

Прочла как-то у одного психолога (не могу, увы, уже найти источник), что испытывать тревогу за шалость дитя и навязывать ребенку нормы поведения в обществе с единым постулатом не мешать другим – это первый шаг к тому, чтобы вырастить неуверенную личность. Мне становится неловко перед окружающими за шум и беспокойство, а с другой стороны я думаю: стоит ли впихивать в дитя в нормы поведения, присущие взрослым людям, мешая ему наслаждаться детством? Может, оттого мы и вырастаем такие дерганные, злые, неулыбчивые?

Хотя, безусловно, портить шариковой ручкой обои в гостях и сносить алкогольные стойки в магазине не стоит.

Личный пример

Одних воспитательных разговоров и пояснений для того, чтобы детей и подростков обучить правилам поведения среди людей, будет недостаточно. Видя, что отец плюется на улице под ноги, или мама громко и некрасиво ругается в магазине – ребенок и сам будет вести себя так же, копировать поведение взрослых.

Личный пример — лучший способ обучения

Поэтому начинать воспитание ребенка надо с себя.

Большое влияние на детей, особенно подростков, оказывают сверстники, компания, в которой они проводят свободное время. Если Вы считаете, что ребенок попал в неподходящую компанию, руганью не обойтись. Наиболее эффективный путь, как отвернуть подростков от нежелательных друзей – показать им сбоку, как некрасиво и непрезентабельно они смотрятся в обществе, объяснить, почему они находят осуждение у других людей, и какое это будет иметь влияние на всю их последующую жизнь.

С детских лет ребенку надо объяснять, что такое хорошо, что такое плохо. Для этого играйте с ним в ролевые игры, прорабатываете различные сценки, показывая на примерах, как неприятно находиться рядом с невоспитанным человеком. Также, объясняйте это, пересматривая мультфильмы и фильмы. И помните – учить всегда легче, чем переучивать.