Потребность в аффилиации

Онлайн-тестыТестыФилософия и психологияСоциальная психологиявопросы

1-15 361-375 376-390 391-405 406-420 421-435 481-483
391. Стандартизированное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для измерения социально-психологических переменных, называется:
• тестом
392. Степень приверженности в группе ее членов называется:
• групповой сплоченностью
393. Степень централизованности информационной сети определяется:
• наличием центральной позиции в сети, количеством каналов, связывающих одну позицию с другой
394. Стимулирующее влияние поведения одних людей на деятельность других, в результате, которого их деятельность протекает свободнее и интенсивнее, — это:
• фасилитация
395. Страна, где возникла теория «психологии народов» — …
• Германия
396. Стратегия взаимодействия – это:
• совокупность доминирующих особенностей поведения человека в отношениях с другими людьми
397. Стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому называется:
• конкуренция
• соперничество
398. Стремление индивида реализовать свой личностный потенциал представляет собой …
• потребность самореализации
399. Стремление субъектов взаимодействия идти на взаимные уступки и реализовывать свои интересы с учетом интересов противоположной стороны, называется:
• компромисс
400. Стремление субъектов взаимодействия к поиску альтернатив, полностью удовлетворяющих интересы обеих сторон, называется:
• сотрудничество
401. Стремление человека быть в обществе других людей — это:
• аффилиация
402. Стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей — это:
• самоактуализация
403. Суть «постулата о совместимости» В. Шутца заключается в том, что …
• совместимые группы более эффективны в достижении групповых целей
404. Суть подхода к исследованию личности, который был предложен А.Н. Леонтьевым, заключается в том, что личность рассматривается в неразрывной связи с:
• деятельностью
405. Суть постулата «относительной преемственности и непрерывности» В. Шутца состоит в том, что …
• сложившиеся в детстве поведенческие образцы всецело определяют способы ориентации взрослой личности по отношению к другим

«Теоретические основы социальной психологии»

Онлайн-тестыТестыФилософия и психологияСоциальная психологиявопросы

1-15 196-210 211-225 226-240 241-255 256-270 586-599
226. Стиль дисциплинарного руководства, где руководитель стремится и часто умеет учитывать все дисциплинарные факторы: организационные, материальные, личностные, коллективные, свои власть и авторитет:
• системный
227. Стиль дисциплинарного руководства, которая означает опору начальника на себя, на свои собственные силы, на предоставленную ему власть, на требовательность, контроль, строгость:

• оперативно-силовой
228. Стиль дисциплинарного руководства, которая подразумевает акцент на индивидуальной и групповой дисциплине подчиненных:
• демократическо-педагогический
229. Стиль руководства, где руководитель склонен к переоценке сил общественности, к некоторой робости в принятии собственных решений:
• либеральный стиль
230. Стиль руководства, где руководитель, склонный при принятии решений больше полагаться на свой опыт, доминирующим в его решениях является волевой момент:
• авторитарный
231. Столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия:
• конфликт
232. Сторонники такого авторитета стремятся закрепить его путем создания искусственных, бюрократических барьеров между собой и подчиненными, установления для себя различного рода привилегий:
• псевдоавторитет расстояния
233. Стремление во что бы то ни стало перечить мнению большинства и поступать противоположным образом, не считаясь ни с чем:
• нонконформизм
234. Стремление каким-либо образом благоприятствовать членам собственной группы в противовес членам другой группы:
• внутригрупповой фаворитизм
235. Стремление личности занять и удерживать определенную позицию в системе психологических отношений в коллективе:
• самоутверждение
236. Стремление руководителя всегда держать подчиненных на определенной дистанции, относится к псевдоавторитету:
• расстояния
237. Стремление человека быть в обществе других людей:
• аффилиация
238. Стремлении начальника путем демонстрации превосходства в правах держать подчиненного в постоянном напряжении перед возможностью наказания, относится к псевдоавторитету
• подавления
239. Стресс в психологии — …
• напряжение в результате затрудненных условий деятельности
240. Структура взаимодействия между партнерами по общению с включением элементов «Родитель», «Взрослый», «Ребенок» описывается:
• Э. Берном

новое слово узнала: аффилиативная потребность
Мотив аффилиации (от англ. Affiliation — присоединение, филиал — отсюда же) — стремление к установлению или поддерживанию отношений с другими людьми, стремление к контакту и общению с ними. Сущность аффилиации состоит в самоценности общения. Аффилиативное общение — это такое общение, которое приносит удовлетворение, захватывает, нравится человеку. Целью аффилиативного общения может быть поиск любви (или, во всяком случае, симпатии) со стороны партнера по общению, понимание, сочувствие и глубокая привязанность, уважение к собственной индивидуальности, а не выгода, польза, или какие-либо другие потребности личности, с аффилиативной мотивацией ничего общего не имеющие.
Аффилиативная потребность — потребность в общении (в том числе и общение с людьми незнакомыми или малознакомыми), в эмоциональных контактах, стремление быть среди других людей. Такое общение приносит удовлетворение, увлекает и обогащает обе стороны. При этом целью человека, стремящегося к аффилиации, является поиск если не любви со стороны своего партнера по общению, то, по крайней мере, его приятия, дружеской поддержки и симпатии.
Многие исследователи-персонологи утверждают, что фундамент детской личности закладывается в самый ранний период взаимодействия ребенка с ухаживающим за ним взрослым, при этом наиболее важную роль играет их аффективная связь. Потребность в любви, эмоциональной привязанности является одной из главенствующих потребностей, которая способна в значительной мере определять не только поведение, но и всю жизнь человека. Так, еще в психоанализе 3. Фрейда, а в настоящее время и в концепциях большинства психологов и психотерапевтов невроз понимается как нервно-психическое расстройство, в основе которого лежит неудовлетворенная, как правило в детстве, потребность в любви. Значимость удовлетворения любви и эмоциональной привязанности у ребенка в раннем детстве трудно переоценить.
Вроде ничего особо нового, но зацепило. Особенно этимология слова «филиал», ну и то, что во всех пояснениях подчеркивается, что эта самая потребность – одна из базовых.

Аффилиативное взаимодействие и поведение

Аффилиативное взаимодействие и поведение — сумма действий, направленных на установление, поддержание и развитие межличностных отношений с целью формирования близких, доверительных отношений; отличается от аффилиативного поведения наличием выраженной потребности в аффилиации, в частности, потребности в эмоционально-доверительном О. Формирование аффилиативных отношений возможно при наличии опр. мотива, стоящего за поведением, в частности мотива аффилиации. Термин «взаимодействие» означает последовательность направленных друг на друга действий, к-рыми обмениваются партнеры. На процесс развития аффилиативных отношений могут оказывать влияние особенности самораскрытия, уровень благожелательности, альтруизма, уверенности, а также личностные особенности собеседников, история развития отношений, их культуральные ожидания, а также достигнутый уровень О. По мнению В. Н. Куницыной, аффилиативное взаимодействие достигается при включении в О. таких характеристик, как легкость, доверие, понимание и притягательность собеседника (эмоциональное притяжение). При отсутствии любой из этих характеристик контакты людей превращаются в формальные, лишенные легкости и доверия, начинают «обрастать» подозрениями, барьерами и психол. защитами. На соотношение аффилиативных характеристик О. и на «вклад» (вес) в них каждой влияют причины взаимодействия, длительность и уровень развития отношений между собеседниками. Так, напр., легкость О. зависит от темперамента, целей и обстоятельств взаимодействия, времени и места, степени открытости и коммуникативных умений партнеров. Кроме того, легкость О. во многом определяется вербальной и коммуникативной компетентностью (культурой речи, ее выразительностью, словарным запасом, экспрессией). Однако не всегда глубокое и разностороннее понимание партнера, высокий уровень проницательности является гарантией успешного О. Многие считают, что проницательный партнер — это трудный партнер О. Лит.: Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. СПб., 2001; Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. СПб., 2003. И. В. Кузнецова

Психология общения. Энциклопедический словарь. — М.: Когито-Центр. Под общей редакцией А. А. Бодалева. 2011.

Аффилиация

Аффилиация – это тяга, потребность, стремление находиться в обществе людей, нужда индивида в создании тесных, доверительных, теплых, эмоционально окрашенных взаимоотношений. Это устремление к сближению с другими индивидами посредством дружбы, общения, любви. Характер взаимодействия с родителями в детстве, в юности со сверстниками лежит в основе формирования данного вида потребности. Тенденции к формированию этой потребности нарушается при возникновении различных провоцирующих факторах таких как: тревожность, неуверенность в себе. Близость и общение с другими людьми способствует снятию тревожных ситуаций.

Мотивация аффилиации

Аффилиационный мотив – это побуждение, психическая активность, которая направлена на установление или прекращение конкретных межличностных отношений. Такой мотив состоит из различных сил отдаления или приближения к индивидам. Например, индивид может обладать хорошими коммуникативными навыками, которые ему способствуют устанавливать неформальные отношения быстро, но при этом он может опасаться непонимания, неудачи и отвержения. Кроме этого, такой индивид может обладать высокой потребностью устанавливать не поверхностные (внешние) знакомства, а более глубокие, близкие, надежные, доверительные.

Мотивационный фактор потребность в коммуникациях (аффилиация) с определенным количеством времени становятся характерными для индивида и «перерождаются» в черты личности.

Аффилиационные мотивы становятся более актуальными в процессе общения людей. Такие мотивы чаще проявляются в качестве стремлений индивида наладить положительные, добрые взаимоотношения с другими индивидами. Внутренне он выступает в виде верности и ощущения привязанности, а внешнее его проявление – общение, стремление к сотрудничеству с другими индивидами, стремление находиться постоянно рядом с партнером по аффилиации.

Любовь к другому человеку – наивысшее духовное проявление таких мотивов. Превалирование у индивида аффилиационного мотива обуславливает стиль общения с другими индивидами, которое характеризуется непринужденностью, уверенностью, смелостью и открытостью. Выраженная мотивационная аффилиация внешне может проявляться в озабоченности субъекта установлением, поддержанием дружеских отношений или восстановлением расстроенных ранее взаимоотношений с другими субъектами.

Аффилиационный мотив вступает во взаимосвязь с тягой индивида к получению одобрения со стороны окружающих, с жаждой самоутверждения. Субъекты с доминирующим аффилиационным мотивом лучше относятся к другим субъектам и сами пользуются повышенной симпатией и уважением окружающих. Отношения у них строятся на основании взаимного доверия. Противоположным мотиву аффилиации является мотив отвергания, который проявляется в боязни быть отвергнутым, непринятым значимыми для него людьми. Превалирование такого мотива ведет к скованности, неуверенности, напряженности, неловкости.

Аффилиационный мотив – это комплексный мотив, состоящий из структурных элементов, которые могут актуализироваться в различные периоды онтогенеза. Уровень интенсивности структурного элемента аффилиативных коммуникаций (потребности в отношениях, эмоционально-доверительного характера) зависит от индивидуальных особенностей субъекта, его характерологических особенностей, стиля взаимодействия в семье, защитных механизмов, историй его взаимоотношений с определенными людьми, степени удовлетворенности отношениями.

Потребность в общении, эмоционально-доверительного характера, и направленность на аффилиативное поведение являются двумя составляющими аффилиационного мотива. А «боязнь неприятия» (отвержения) является достаточно независимой переменной. Она сама может определять специфичность общения и имеет более тесную взаимосвязь тревожными состояниями, неуверенностью, уровнем психологической защиты.

Мотив аффилиации непосредственно связан с родительским воспитанием ребенка и его стилем. Например, при доверительном стиле воспитания у ребенка формируются такие аффилиативные типы, как: самодостаточный, сбалансированный, общительный. И проявляется во взрослых состояниях, как активность, открытость, социальная смелость, отсутствие социальной ранимости, тревожных состояний и эмоциональной нестабильности.

В процессе динамики развития отношений изменяется иерархическая структура главных характеристик аффилиативной взаимной деятельности. Вначале знакомства основное значение придается легкости и эмоциональной притягательности партнера. Далее, в процессе дальнейшего развития отношений, формируется понимание и развивается доверие. Со временем понимание и доверие начинают занимать главенствующую позицию. Наряду с этим, огромным влиянием на развитие отношений обладает совместная деятельность и общность интересов.

Центральный мотивационный момент общения – это выбор ситуативного или постоянного партнера по коммуникациям. Самым распространенным условием выбора неизменного партнера по общению, является внешняя привлекательность и привлекательность по деловым и нравственным качествам.

Сегодня разработано множество различных методик для определения мотиваций аффилиации. Так, например, самой востребованной сейчас является методика мотивация аффилиации, разработанная Мехрабианом.

Измерение мотивации аффилиации имеет важное значение для определения уровня формирования и степени его развития таких мотивов, как «стремление к людям» и «боязнь быть непринятым, отвергнутым».

Потребность в аффилиации

Образование и поддержание взаимоотношений с другими индивидами преследуют совершенно различные цели. Например, цель произвести впечатление или доминировать над другими, цель оказать или получить помощь. Под термином аффилиация принято понимать конкретный вид социального взаимодействия, которое обладает фундаментальным и в то же время повседневным характером. Оно заключается в коммуникациях с другими индивидами (хорошо знакомыми или не очень, или вообще незнакомыми) в таком проявлении, которое обогащает все стороны общения и приносит удовлетворение. Уровень, который можно достигнуть, зависит не только от индивида, стремящегося к аффилиации, но и от партнера по общению.

Индивид, стремящийся к удовлетворению потребности в аффилиации, должен очень многого добиться. Вначале такой индивид должен дать возможность понять о своем намерении вступить в контакт, при этом сообщив предполагаемому контакту о его привлекательности в глазах такого индивида. Он должен сделать так, чтобы будущий партнер понял, что его рассматривают как равного и предлагают отношения, основанные на взаимности. Другими словами, индивид не просто стремиться к аффилиации, но и вместе с тем выступает сам таким партнером по аффилиации для соответственной потребности индивида, с которым вступает в контакт.

Неодинаковость в разделении ролей или стремление превратить партнера по аффилиации в средство, удовлетворяющее индивидуальные потребности, такие как потребность в уничижении или превосходстве, в зависимости или независимости, в слабости или силе, в получении или предоставлении помощи, наносят вред аффилиации, тем самым разрушая ее совсем.

Индивид, целью которого является аффилиация, должен добиться конкретной гармоничности в созвучии своих волнений и переживаний с переживаниями партнера, что являлось бы мотивирующим фактором для взаимодействия с обеих сторон, для ощущения удовлетворения и поддержания чувства персональной ценности.

Целью аффилиации индивида, стремящегося к ней, является поиск любви или принятия себя, дружеской поддержки, симпатии со стороны партнера. Однако в таком стремлении подчеркивается только один вариант проявления – получение, и пренебрегается другой – отдача. Поэтому целью мотива аффилиации должна являться взаимная и доверительная связь, в которой каждый из партнеров такой связи любит другого или относится к нему с приязнью, симпатией, дружеской поддержкой.

Существует множество невербальных и вербальных способов поведения, целью которых будет достижение и сохранение таких отношений. Мотивированность стремления к аффилиации обуславливается количеством и позитивным содержанием речевых оборотов, по продолжительности контакта глаз, по дружелюбности, численности киваний головой, по жестам и позе и пр.
Привлекательность может быть, как положительной, так и отрицательной. А в зависимости от соотношения данных видов привлекательности мотивы аффилиации индивидов могут быть охарактеризованы как, главным образом, связанные с надеждой на такую аффилиацию (НА) или страхом отвержения (СО).

Характеристика неуспешного или успешного результата действия аффилиации не заключается только в отрицательной или положительной привлекательности конкретной величины. Любой из альтернативных исходов действия также может заранее ожидаться с некоторой долей вероятности. Поэтому, каждый индивид исходя из прошлого личного опыта в области общения, располагает обобщенными надеждами касаемо того, получится ему установить взаимоотношения аффилиации с незнакомым индивидом или нет, иными словами обобщенными надеждами аффилиации или отвержения.

Тесная взаимосвязь между надеждами и действиями выделяет мотив аффилиации среди остальных мотивов, аналогичных по мотивам достижения. Когда возможным партнером по аффилиации выступает незнакомый человек, получается следующая ситуация: чем значительнее ожидание удачи, тем сильнее позитивная привлекательность и, напротив, чем значительнее ожидание неудачи, тем сильнее негативная привлекательность. Такое проявление называют обратной связью. Иными словами цепочку обратной связи можно представить следующим образом: любое ожидание влияет на ход поведения, ход поведения – на его исход (результат), повторяющиеся неудачи и успехи образуют соответственные ожидания, порождающие отличия в протекании поведения (действий), которые предопределяют неблагоприятный или благоприятный исход аффилиации. Исходя из этого, привлекательность неудачной или удачной аффилиации становится в конечном итоге постоянной величиной, которая и задает персональное профильное соотношение отрицательной и положительной привлекательности, иначе говоря, страха отвержения и ожидания аффилиации. Таким образом, образуется (если объект аффилиации незнакомый человек) линейная зависимость между привлекательностью и ожиданием для персонального мотива аффилиации – чем больше обобщенная надежда на успех превалирует над ожиданием неуспеха, тем больше позитивная привлекательность доминирует над негативной, и наоборот. Такое отношение привлекательности к ожиданию отличает аффилиационный мотив от мотива достижения, который характеризуется противоположным соотношением таких параметров – чем значительнее возможность успеха, тем менее становится привлекательным успех, чем больше возможность неуспеха, тем выше привлекательность удачи.

Необходимо отграничивать обобщенные ожидания от частных, связанных с конкретным индивидом, которого субъект, вступающий в аффилиацию, уже хорошо знает. В таком случае привлекательность и ожидание могут варьироваться вне зависимости друг от друга. Так, адекватная мотиву аффилиации привлекательность общения с любым хорошо знакомым индивидом бывает сравнительно небольшой, однако при этом сопровождается значительным ожиданием быстрого и легкого установления этого контакта, может быть и наоборот. Такое может происходить в таких случаях, когда субъект знаком с будущим партнером по близким отношениям, но у него есть сведения, позволяющие прогнозировать легкость или трудность вступления непосредственно в контакт. Например, будущий партнер обладает более значительным социальным статусом по сравнению с субъектом, стремящимся к аффилиации. Устойчивость линейной зависимости привлекательности от ожидания в случае мотивационной аффилиации, которая направлена на незнакомого индивида, эмпирическим путем не проверена.

Потребность в отношениях эмоционально доверительного характера является актуальной на протяжении всего жизненного пути индивида. Однако направленность на аффилиацию обладает тенденцией с возрастом уменьшаться, особенно это выражено у мужчин.

Аффилиация в психологии

Сегодня ведущую роль играют межличностные отношения, умения эффективно, быстро и грамотно взаимодействовать с различными людьми. Понимание основных принципов общения, особенно эмоционально-доверительного, имеет огромное значение не только для получения более оптимальных результатов деятельности различных социальных групп и коллективов, улучшения взаимоотношений между их членами, но также имеет огромное значение для каждого участника такого процесса. Это связано с тем, что через эмоционально-доверительное общение индивид обладает возможностью больше узнать себя, понять и, как следствие, стать менее одиноким в нашем изменчивом мире. Впоследствии важнейшее значение набирает качество контактов, а не их количество.

Взаимодействие аффилиативного характера – это сумма поведенческих реакций, выраженных в действиях, развитии и поддержании межличностных отношений, основной целью которых будет формирование достаточно близких и доверительных отношений. Такое взаимодействие отличается от поведения аффилиативного характера присутствием ярко проявленной потребности в аффилиации, в том числе и потребности в доверительном и эмоционально окрашенном общении.

Основными характеристиками, сопутствующими аффилиативному взаимодействию, являются доверие, легкость, эмоциональная привлекательность и понимание. Эти компоненты важны для становления доверительных и близких отношений, но в зависимости от развития отношения значимость каждого компонента меняется. При деловом общении эти компоненты могут присутствовать, но главным будет не их сочетание, а доминирование (значимость) одного из них. Например, во взаимодействии с начальством значимым компонентом будет понимание, а во взаимодействии с врачом – доверие.
Итак, аффилиация – это эмоциональная взаимосвязь индивидов с другими субъектами, которая характеризуется взаимностью принятия и расположения.

Учеными проведены исследования, которыми было выявлено, что студенты, предпочитающие профессиональный успех и высокий доход межличностным отношениям, в два раза чаще, считали себя очень несчастными. В свою очередь более тесные и близкие отношения избавляют от стрессов, депрессивных состояний. Ощущение себя счастливым тесно связано с доверительными отношениями с большим количеством людей, т.е. люди, имеющие доверительные отношения с 5-6 индивидами чувствуют себя более счастливыми, чем люди, имеющие доверительные отношения с одним человеком. Также необходимость в аффилиации возрастает при возникновении опасности для индивида или при стрессовой ситуации.

В психологии термином аффилиация обозначают изначальное желание индивида быть принятым другими людьми, которые его окружают, заслужить расположение. Блокировка данной потребности может вызывать ощущение отчужденности, одиночества, вызывает фрустрацию. И, наоборот, отношения, обладающие доверительностью, вызывают душевное удовлетворение, повышают жизнеспособность субъектов и групп. Поэтому люди расходуют так много средств и сил ради поддержания и установления тесных и доверительных отношений, а потом сильно страдают, если вынуждены порвать такие отношения.

Парадоксом такой ситуации становится то, что близкие люди в последствие могут выступать источником стресса и фрустрации для партнеров по аффилиации. Доказано, что люди, имеющие тесные и доверительные отношения, обладают более хорошим здоровьем и обладают меньшей подверженностью к преждевременной смерти, чем индивиды, имеющие более слабые связи.

Этническая аффилиация

Этническая аффилиация (групповая аффилиация) заключается в потребности представителей этноса быть в социуме представителей комплементарных этносов и ориентации на их поддержку. Так, например, жители Белоруссии стремятся к союзу с жителями России. Групповая аффилиация – это взаимоотношения между некоторыми группами, которые думают, что одна из них — это составная частью другой. Иначе выражаясь – это взаимодействие групп различного масштаба и объема, когда более малая группа, поглощается более большой, и начинает функционировать по ее правилам и законам.

В соответствии с нынешней теорией аффилиации, любому индивиду более или менее выражено, свойственна потребность принадлежать определенной группе. Для значительной массы людей в нестабильной ситуации переходного социума этническая и семейная принадлежность (восприятие себя членом социума или «семьи») становится более допустимым методом вновь ощутить себя некоторой частью целого, найти психологическую помощь и поддержку в традициях. Отсюда выходит повышенный интерес к этнической идентификации, нужда в консолидации этнической общности, попытки формирования интегрирующей национальной идеи и идеала в новых общественных условиях, обособление и сохранение национальной мифологии, истории, культуры и др. от воздействия других этносов.

Идентификация себя индивидом происходит не только по этническим приметам и признакам, поэтому непосредственно этничность может находиться на периферии мотиваций личности. На важность этнической принадлежности воздействуют не только беспристрастная социальная реальность (конфликты, миграции и т.д.), но и некоторые субъективные факторы, например, уровень образованности индивида.

Смысл этнической идентификации зависит от ситуации. В основном, этническое сознание индивида и групп не актуализировано в условиях существования в моноэтнической среде или постоянных этнических отношений. Фактором, который способен увеличить возможность возникновения этнических конфликтов и повысить значение этнической идентификации, является миграция. Закономерным является факт, заключающийся в том, что чувство этничности в основном развито у не преобладающих общностей.

Немаловажным является ощущение этнического единения, возникающее стихийно и формирующееся целенаправленно. Вера в наличие естественных связей между членами одного этнического социума гораздо важнее, чем реальное присутствие таких связей.

Итак, этническая идентичность — это важнейшая составная часть общественной идентичности индивида, постижение своей принадлежности к конкретному этническому социуму. В структуре этнической идентичности обычно выделяют два главных компонента: аффективный – оценивание качеств своей группы, значимость членства в группе и непосредственно отношение к членству; когнитивный – представления и знания об особенностях своей группы, постижение себя в качестве члена такой группы.

Этническая принадлежность начинает формироваться с 6-7 лет. В этом возрасте дети приобретают некоторые фрагментарные знания об этнической принадлежности. В 8-9 лет ребенок уже четко идентифицирует себя с этнической группой, на основании места проживания, языка и национальности родителей. В 10-11 лет – формируется в полном объеме этническая идентичность.

Солдатовой и Рыжовой разработана методика, предназначенная для исследования этнических тенденций к аффилиации. Для эмпирического основания исследования выраженности мотива этнической аффилиации они использовали три критерия, которые ранее были выделены Триандисом в качестве основы аллоцентрического личностного типа. Первый критерий – это подчинение своих собственных целей групповым. Второй – ярко выраженная идентификация с этнической группой, к которой принадлежит индивид. Третий – восприятие себя в качестве части группы, а не непосредственно группы, в качестве своего продолжения. Согласно перечисленным критериям они отобрали девять пар оценочных мнений в соответствии с принципом противопоставления направленности на группу и направленности на личность.

Опросник аффилиации

Методика мотивация аффилиации, предложенная Мехрабианом предназначена для диагностирования двух обобщенных мотиваторов, обладающих устойчивостью и входящих в состав мотивации аффилиации.

Опросник, предложенный Мехрабяном, в отличие от других опросников, был разработан на основе установления теоретических принципов. Он построил такой опросник, главным образом, на отличии двух тенденций аффилиационного мотива – тенденция к аффилиации (R1) и чувствительность к неприятию, отвержению (R2). Мехрабян интерпретирует такие тенденции в качестве обобщенных ожиданий отрицательного или положительного поддерживающего воздействия партнера по аффилиации. В тех случаях, когда партнеры ранее не были знакомы – брались за основу не переменные, отражающие привлекательность, а надежды (ожидания). В тех случаях, когда оба партнера были ранее достаточно хорошо знакомы – за основу бралась специфическая привлекательность. Для первого случая как раз и был разработан опросник. Для определения аффилиации во втором случае применялась специальная социометрическая методика, состоящая из 15 шкал. В факторном анализе ее результатов выделялись два структурных компонента: отрицательный и положительный поддерживающий смысл партнера по аффилиации.

При ближайшем рассмотрении опросника Мехрабяна можно сделать вывод, что понятие «ожидание» в данном опроснике практически отождествляется с негативными и позитивными подкрепляющими действиями контакта с партнером и ситуаций коммуникаций в общем.

Ожидание согласно Мехрабяну – это прогнозирующий фактор не того, в каком пределе субъект сожжет или не сможет добиться позитивного исхода аффилиации, а больше того, в каком количестве в конкретной ситуации отдается предпочтение, чтобы менее или более позитивный и негативный исход наступил сам собой или чтобы были произведены какие либо определенные действия. Так, например, испытуемому предлагают утверждения: «Для меня является важным иметь дружеские отношения» (стремление к аффилиации) и «Иногда я могу воспринимать критические замечания довольно близко к сердцу» (боязнь отвержения), которые очерчивают ситуации с предполагаемым подкрепляющим смыслом. С такими утверждениями испытуемый может согласиться или не согласиться. При этом нужно использовать девятибалльную шкалу оценок («очень сильно» – … «слабо»…). Степень выраженности согласия—несогласия определяет величину ожидания подкрепляющего значения.

В данном опроснике под понятием «ожидание» понимается: количество разных ситуаций, которые имеют подкрепляющий эффект, и степень проявления такого эффекта. Таким образом, следует сделать вывод, что автор опросника, основываясь на ограниченном наборе конкретных ситуаций, стремится определить в области аффилиации общую возможность подкрепления, которую окружающий мир гипотетически держит наготове для конкретного индивида.

Для того чтобы провести обработку данных проведенного исследования по опроснику Мехрабяна в каждой из шкал отдельно подсчитывается количество балов, которые получил тестируемый. Для этого есть специальный ключ. Для выведения результатов по каждой шкале применяют следующий метод. Пунктам опросника со знаком «+» приписывается определенное количество баллов в соответствии с переводной шкалой, со знаком «-» тоже приписывается определенное количество. Измерение мотивации аффиляции по Мехрабиану впоследствии было модифицировано М.Ш.Магомед-Эминовым.

Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

АФФИЛИАТИВНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ

Аффилиативная потребность — потребность в общении, в эмоциональных контактах, стремление быть среди других людей.

X. Хекхаузен под аффилиацией подразумевает определенный класс социальных взаимодействий между людьми, имеющих повседневный и в то же время фундаментальный характер. Основным содержанием аффилиации является общение людей друг с другом (в том числе и общение с людьми незнакомыми или малознакомыми), которое приносит удовлетворение, увлекает и обогащает обе стороны. При этом целью человека, стремящегося к аффилиации, является поиск если не любви со стороны своего партнера по общению, то, по крайней мере, его приятия, дружеской поддержки и симпатии (Хекхаузен X., 1986, с. 289).

Многие исследователи-персонологи утверждают, что фундамент детской личности закладывается в самый ранний период взаимодействия ребенка с ухаживающим за ним взрослым, при этом наиболее важную роль играет их аффективная связь. Потребность в любви, эмоциональной привязанности является одной из главенствующих потребностей, которая способна в значительной мере определять не только поведение, но и всю жизнь человека. Так, еще в психоанализе 3. Фрейда, а в настоящее время и в концепциях большинства психологов и психотерапевтов невроз понимается как нервно-

128 ■ Часть II. Младенчество (от рождения до 2 лет)

психическое расстройство, в основе которого лежит неудовлетворенная, как правило в детстве, потребность в любви. Данный пример является яркой демонстрацией значимости удовлетворения любви и эмоциональной привязанности у ребенка в раннем детстве.

Аффилиативная потребность

  • •11. Методы изучения психического развития ребенка 72
  • •Принципы психологической педагогики 81
  • •Глава 1. Когнитивные особенности 100
  • •Глава 2. Аффективная сфера 114
  • •Глава 3. Мотивационная сфера 124
  • •Глава 4. Особенности я-концепции 135
  • •Глава 5. Поведенческие особенности 144
  • •Глава 6. Социализация в ранние периоды онтогенеза
  • •Глава 1. Особенности процесса развития детства 174
  • •Глава 2. Когнитивные особенности 178
  • •Глава 3. Аффективная сфера 195
  • •Глава 4. Мотивационная сфера 206
  • •Глава 5. Особенности я-концепции 216
  • •Глава 6. Поведенческие особенности 227
  • •Глава 1. Когнитивные особенности 242
  • •Глава 2. Аффективная сфера 257
  • •Глава 3. Мотивационная сфера 267
  • •Глава 4. Развитие я-концепции 279
  • •Глава 5. Поведенческие особенности 296
  • •Глава 6. Детская агрессия 305
  • •Глава 1. Когнитивные особенности 319
  • •Глава 2. Аффективная сфера 335
  • •Глава 3. Мотивационная сфера 345
  • •Глава 4. Развитие я-концепции 357
  • •Глава 5. Поведенческие особенности 373
  • •Глава 6. Подростковая агрессия 383
  • •Глава 1. Когнитивные особенности 400
  • •14 Я содержание шшшшишншшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшш
  • •Глава 2. Аффективная сфера 414
  • •Глава 3. Мотивационная сфера 424
  • •Глава 4. Особенности я-концепции 440
  • •Глава 5. Поведенческие особенности 456
  • •Глава 6. Развитие профессионализма. Проблемы изучения 465
  • •Глава 1. Когнитивные особенности 480
  • •Глава 2. Аффективная сфера 492
  • •Глава 3. Мотивационная сфера 503
  • •Глава 4. Особенности я-концепции 518
  • •Глава 5. Поведенческие особенности 530
  • •Глава 1. Когнитивные особенности 546
  • •Глава 2. Аффективная сфера 563
  • •Глава 3. Мотивационная сфера 572
  • •Глава 4. Особенности я-концепции 586
  • •Глава 5. Поведенческие особенности 597
  • •Глава 6. Смерть и умирание 607
  • •1 История исследований развития
  • •Базовые определения развития
  • •Созревание и рост
  • •Синергетика
  • •30 К Часть 1. Основные теории развития
  • •32 Ш Часть 1. Обзор основных теорий развития
  • •Наследственность
  • •Активность
  • •8 Теории психического развития
  • •Биогенетический подход теории рекапитуляции
  • •Социогенетический подход концепция э. Эриксона
  • •Когнитивные теории
  • •Концепция ж. Пиаже
  • •Персоногенетический подход
  • •Ведущая деятельность
  • •Кризис развития
  • •10 Диагностика возрастного развития
  • •Фрагмент карточки физического развития
  • •12 Развитие личности
  • •78 Ш Часть I. Обзор основных теорий развития
  • •13 Принципы психологической педагогики
  • •1. Главным является неудержимость и творческий характер развития.
  • •14 Возрастная периодизация
  • •Развитие ощущений
  • •Развитие кожной чувствительности
  • •Развитие вкусовой чувствительности
  • •Развитие слуха
  • •Развитие зрения
  • •Развитие восприятия
  • •Предметное восприятие
  • •Стадии развития техники ребенка по Пиаже
  • •Развитие речи
  • •Период подготовления словесной речи
  • •Стадия «слов-предложений»
  • •Стадия двух-трехсловных предложений
  • •Развитие мышления
  • •I мышление
  • •Этапы развития мышления
  • •Обобщение
  • •Овладение речью
  • •Сравнение
  • •Развитие памяти
  • •Развитие внимания
  • •112 В Часть II. Младенчество (от рождения до 2 лет)
  • •Развитие непроизвольного внимания
  • •Развитие произвольного внимания
  • •Роль игры в развитии внимания
  • •Глава 2
  • •Комплекс оживления
  • •Развитие социальных эмоций
  • •Общение со взрослыми
  • •Развитие эмпатии
  • •Отрицательные эмоции
  • •Эмоциональные нарушения
  • •Развитии ребенка
  • •Глава 3
  • •Аффилиативная потребность
  • •Условия развития мотива аффилиации
  • •Потребность в безопасности, или базальное доверие к жизни
  • •Мотив достижения
  • •Глава 4
  • •Образ я и родители
  • •Я и незнакомцы
  • •Отражение «я-фактора» в речи
  • •Отношение младенца к себе
  • •Формирование половой идентичности
  • •Последовательность формирования я-концепции у младенцев
  • •Глава 5
  • •Развитие схемы тела
  • •Новорожденный ребенок
  • •Младенчество
  • •Манипуляторный характер действий
  • •Функциональный характер действий
  • •Развитие социального поведения новорожденного ребенка
  • •Речевое общение
  • •Синдром «госпитализма»
  • •Глава 6
  • •История вопроса
  • •Теория привязанности
  • •Подходы к изучению взаимодействия ребенка и взрослого на ранних этапах развития в зарубежной психологии
  • •164 Я Часть II. Младенчество (от рождения до 2 лет)
  • •In часть
  • •Глава 1
  • •Особенности
  • •Процесса развития
  • •Детства
  • •Глава 2
  • •Развитие памяти
  • •Развитие речи
  • •Период развития языка ребенка в процессе речевой практики
  • •Развитие внутренней речи
  • •Развитие мышления
  • •Теория пиаже: 4 стадии в развитии мыслительных операций
  • •Развитие представления
  • •Развитие воображения
  • •Стадии развития воображения
  • •Аффективная функция воображения
  • •Развитие внимания
  • •Диагностика развития познавательных процессов
  • •Глава 3
  • •Развитие чувства юмора
  • •Моральные чувства
  • •Развитие эмпатии
  • •Развитие понимания эмоции
  • •II ‘ 11шшшшшшшшшшшшшшяшшшшшшшш
  • •Формирование высших чувств
  • •Развитие социальных эмоций
  • •Эмоциональные нарушения
  • •Глава 4
  • •Потребность в общении
  • •Общение со взрослыми
  • •Общение с детьми
  • •Глава 4. Мотивационная сфера я 209
  • •Мотивация достижения
  • •Уровень притязании
  • •Глава 5
  • •Общение ребенка со сверстниками
  • •Глава 6
  • •Развитие моторных умении и физической активности
  • •Развитие «схемы тела»
  • •Состав группы
  • •Развитие самоконтроля
  • •Усвоение конвенциональных норм
  • •IV часть
  • •Глава 1
  • •Специфика развития психических познавательных процессов у ребенка в возрасте от 6 до 11 лет
  • •Развитие мышления
  • •Консервация
  • •Классификация
  • •Сериация
  • •Транзитивность
  • •Развитие логического мышления
  • •Развитие речи
  • •Развитие восприятия
  • •Развитие внимания
  • •252 * Часть IV. Среднее детство (от 6 до 11 лет)
  • •Развитие памяти
  • •Школа и развитие познавательных процессов
  • •Готовность к школьному обучению
  • •Глава 2
  • •Выражение эмоций и чувств
  • •Эмоциональная готовность к школьному обучению
  • •Взаимоотношения со сверстниками
  • •Социальные эмоции
  • •Эмоциональные нарушения в младшем школьном возрасте
  • •Глава 3
  • •Мотивация общения
  • •Мотивация общения со сверстниками
  • •Мотивация просоциального поведения
  • •Формирование долга как основного морального мотива
  • •Эмпатия
  • •Познавательные мотивы
  • •Структура учебно-познавательных мотивов младшего школьника
  • •Социальные мотивы
  • •Мотив хорошей отметки
  • •Исследовательская активность в области запретного
  • •Глава 4
  • •Образ тела и я-концепция
  • •Развитие самооценки
  • •Структура самооценки. Взаимодействие когнитивного и эмоционального компонентов самооценки
  • •Влияние школьного обучения на развитие самооценки ребенка
  • •Формирование заниженной самооценки
  • •Возможности коррекции самооценки
  • •Коррекция неуспеваемости
  • •Глава 5
  • •Развитие ребенка как субъекта деятельности ведущая деятельность
  • •Развитие тонкой моторики
  • •Поведение в школе
  • •Поведение в семье
  • •Поведение в кругу сверстников
  • •Лидерство
  • •Половые различия
  • •Глава 6
  • •Влияние семьи на развитие детской агрессии
  • •316 Я Часть IV. Среднее детство (от 6 до 11 лет)!
  • •V часть
  • •Глава 1
  • •Развитие мышления
  • •320 И Часть V. Подростковый и юношеский возраст (от 11 до 19 лет)
  • •Глава 1. Когнитивные особенности ш 321
  • •Пик интеллектуальных возможностей
  • •Стадии развития мышления Пиаже
  • •Формирование индивидуального стиля умственной деятельности
  • •Глава 2
  • •»Подростковый комплекс» эмоциональности
  • •Развитие социальных эмоции в подростковом возрасте
  • •Палитра эмоции в юношеском возрасте
  • •Глава 3
  • •Мотивация общения
  • •Потребность в принадлежности группе
  • •Потребность в дружбе
  • •Мотивы общения со взрослыми
  • •Мотивы поступления в вуз и пту
  • •Мотивация подростковой и юношеской сексуальности
  • •Мотивы аддиктивного поведения
  • •Мотивы делинквентного поведения
  • •Глава 4
  • •Развитие самооценки в подростковом возрасте
  • •Адекватность самооценки
  • •Динамика самооценки
  • •Физический облик и самооценка
  • •Эмансипация самооценки
  • •Влияние родителей на самооценку
  • •Самооценка и педагогическая оценка
  • •Отклонения в развитии аффект неадекватности
  • •Самооценка в структуре личности делинквентного подростка
  • •Самооценка подростков при неврозах
  • •Глава 5
  • •Особенности физической активности подросткового возраста
  • •Половые различия
  • •Поведение в семье
  • •Реакция эмансипации
  • •Конфликты в семье
  • •Поведение в кругу сверстников
  • •Подростковые группы
  • •Конфликты в группе
  • •Полоролевое поведение
  • •Развитие увлечений, хобби
  • •Типы увлечений
  • •Индивидуализация
  • •Глава 6
  • •13 Психология человека
  • •Глава 6. Подростковая агрессия я 387
  • •Половые различия развития агрессии у подростков
  • •388 * Часть V. Подростковый и юношеский возраст (от 11 до 19 лет)
  • •VI часть
  • •Глава 1
  • •Особенности развития психических познавательных процессов в период ранней взрослости
  • •Понятие возраста и возрастных часов
  • •Развитие памяти
  • •Развитие мышления
  • •Развитие речи
  • •Развитие внимания
  • •Диалектическое мышление
  • •Обязательность и ответственность
  • •Гибкость мышления
  • •Глава 2
  • •Теории эмоций психофизиологическая теория эмоций
  • •Теория эмоций в. Вундта
  • •Дыхание
  • •Особенности развития эмоций в период ранней взрослости
  • •Глава 2. Аффективная сфера «417
  • •Глава 3
  • •Мотивационные установки периода ранней взрослости
  • •Выбор жизненной стратегии
  • •Мотивация брака
  • •Планирование численности семьи
  • •Мотивационная установка одинокого образа жизни
  • •Мотивы выбора профессии
  • •Глава 4
  • •Влияние условий ценности на я-концепцию
  • •Феномен «консервации возраста»
  • •Способность сублимироваться также лучше развита у женщин (например, общение с ребенком).
  • •Близость и одиночество
  • •Глава 5
  • •Социальное поведение профессиональная деятельность
  • •Семейно-брачные отношения
  • •Родительские отношения
  • •Досуговая деятельность
  • •Глава 6
  • •VII часть
  • •Глава 1
  • •Развитие сенсорных функции ощущения и восприятия
  • •Развитие внимания
  • •Развитие интеллекта
  • •Типы интеллекта
  • •Динамика развития интеллекта
  • •486 Я Часть VII. Средняя взрослость (от 40 до 60 лет)
  • •Кризис середины жизни
  • •Роль когнитивного развития человека
  • •Глава 2
  • •Стресс в жизни человека в период средней взрослости
  • •Стресс и развитие негативных эмоций
  • •Глава 2. Аффективная сфера я 497
  • •Симптомы стресса
  • •Стресс и дистресс
  • •Половые различия в реакции на стресс
  • •Глава 2. Аффективная сфера ш 501
  • •Пути преодоления стресса
  • •Глава 3 мотивационная
  • •Смысл жизни
  • •Глава 3. Мотивационная сфера и 507
  • •Мотивация семейной жизни
  • •512 Ш Часть VII. Средняя взрослость (от 40 до 60 лет)!
  • •Глава 4
  • •Временной аспект самооценки
  • •Глава 4. Особенности я-концепции и 523
  • •526 Я Часть VII. Средняя взрослость (от 40 до 60 лет)
  • •Глава 5
  • •Социальное поведение
  • •Профессионализм
  • •Смена профессиональной деятельности
  • •Взаимоотношения с супругами
  • •Взаимоотношения с детьми
  • •Взаимоотношения с родителями
  • •544 К Часть VII. Средняя взрослость (от 40 до 60 лет)
  • •Часть VIII
  • •Глава 1
  • •Изменение слуховой чувствительности
  • •Нарушение зрения
  • •Динамика психофизических функции
  • •Изменения памяти
  • •Развитие мышления
  • •Мудрость
  • •Деменция
  • •Болезнь алыдгеймера
  • •Симптомы заболевания
  • •Микроинсульты
  • •Косвенные причины ослабления интеллектуальных функций
  • •Глава 2
  • •570 И Часть VIII. Поздняя взрослость и старость (60… 75…)
  • •Глава 3
  • •Смена мотивов у пенсионеров
  • •Старость
  • •Позднестарческии период
  • •Физическое здоровье
  • •Экономическое положение
  • •Позитивное функционирование
  • •Мотивация семейных отношении
  • •Мотивация супружеских отношении
  • •Отношения с внуками
  • •Глава 4
  • •Теории «относительности» старения
  • •Концепция э. Эриксона
  • •В старости
  • •Адаптивное (продуктивное) старение
  • •Неадаптивный процесс старения
  • •Глава 5
  • •Половые особенности
  • •Теория «разобществления»
  • •Материальное благосостояние
  • •Утрата близких и одиночество
  • •Нередко поздний возраст человека сопровождает таков тяжелое событие, как потеря близких людей, и связанное с этим состояние одиночества.
  • •Сужение жизненного пространства
  • •604 * Часть VIII. Поздняя взрослость и старость (60… 75…)
  • •Социальное поведение
  • •Поведение в семье
  • •Религиозность
  • •Счастливая старость
  • •Глава 6
  • •Страх смерти
  • •Галлюцинации умирающих и посмертные переживания
  • •Добровольный уход из жизни
  • •Автоэвтаназия
  • •Глоссарии
  • •1 Социальный коийликт
  • •195197, С-Петербург, а/я 46, Богатыревой е. Н.

Методика «Мотивация аффилиации»

Методика (тест) А. Меграбяна в модификации М. Ш. Магомед-Эминова предназначена для диагностики двух обобщенных устойчивых мотиваторов, входящих в структуру мотивации аффилиации, — стремления к принятию (СП) и страха отвержения (СО). Тест состоит, соответственно, из двух шкал: СП и СО.

Инструкция

Тест состоит из ряда утверждений, касающихся отдельных сторон характера, а также мнений и чувств по поводу некоторых жизненных ситуаций. При согласии с утверждением рядом с его цифровым обозначением ставьте на бланке для ответа знак «+» («да»), при несогласии — знак «-» («нет»). При прочтении (или прослушивании) утверждения не тратьте много времени на обдумывание ответов. Давайте тот ответ, который первым пришел вам на ум.

В тесте нет «хороших» или «плохих» ответов, поэтому не старайтесь произвести своими ответами благоприятное впечатление. Выражайте свое мнение искренне.

Текст опросника для шкалы СП

1. Я легко схожусь с людьми.

2. Когда я расстроен, то предпочитаю быть на людях, чем оставаться в одиночестве.

3. Я предпочел бы, чтобы меня считали способным и сообразительным, чем общительным и дружелюбным.

4. Я меньше, чем большинство людей, нуждаюсь в близких друзьях.

5. О своих переживаниях я говорю людям скорее часто и охотно, чем редко и в особых случаях.

6. От хорошего фильма я получаю больше удовольствия, чем от большой компании.

7. Мне нравится заводить как можно больше друзей.

8. Я скорее предпочел бы провести свой отдых вдали от людей, чем на оживленном курорте.

9. Я думаю, что большинство людей славу и почет ценят превыше дружбы.

10. Я предпочел бы самостоятельную работу коллективной.

11. Излишняя откровенность с друзьями может повредить.

12. Когда я встречаю на улице знакомого, я не просто здороваюсь, проходя мимо, а стараюсь перекинуться с ним парой слов.

13. Независимость и свободу от других я предпочитаю прочным дружеским узам.

14. Я посещаю компании и вечеринки потому, что это хороший способ завести друзей.

15. Если мне нужно принять важное решение, то я скорее посоветуюсь с друзьями, чем стану обдумывать его один.

16. Я не доверяю слишком открытому проявлению дружеских чувств.

17. У меня очень много близких друзей.

18. Когда я нахожусь с незнакомыми людьми, мне совсем не важно, нравлюсь я им или нет.

19. Индивидуальные развлечения я предпочитаю групповым.

20. Открытые эмоциональные люди привлекают меня больше, чем серьезные, сосредоточенные.

21. Я скорее прочту интересную книгу или посмотрю телевизор, чем проведу время на вечеринке.

22. Путешествуя, я больше люблю общаться с людьми, чем наслаждаться видами и посещать достопримечательности в одиночестве.

23. Мне легче решить трудный вопрос, когда я обдумываю его один, чем когда обсуждаю с другими.

24. Я считаю, что в трудных жизненных ситуациях скорее нужно рассчитывать только на свои силы, чем надеяться на помощь друзей.

25. Даже в компании мне трудно полностью отвлечься от забот и срочных дел.

26. Оказавшись на новом месте, я быстро приобретаю широкий круг знакомых.

27. Вечер, проведенный за любимым занятием, привлекает меня больше, чем оживленная вечеринка.

28. Я избегаю слишком близких отношений с людьми, чтобы не потерять личную свободу.

29. Когда у меня плохое настроение, я скорее стараюсь не показывать своих чувств, чем пытаюсь с кем-нибудь поделиться.

30. Я люблю бывать в обществе и всегда рад провести время в веселой компании.

Текст опросника для шкалы СО

1. Я стесняюсь идти в малознакомое общество.

2. Если вечеринка мне не нравится, я все равно не ухожу первым.

3. Меня бы очень задело, если бы мой близкий друг стал противоречить мне при посторонних людях.

4. Я стараюсь меньше общаться с людьми критического склада ума.

5. Обычно я легко общаюсь с незнакомыми людьми.

6. Я не откажусь пойти в гости из-за того, что там будут люди, которые меня не любят.

7. Когда два моих друга спорят, я предпочитаю не вмешиваться в их спор, даже если с кем-то из них я не согласен.

8. Если я попрошу кого-то пойти со мной и он мне откажет, то я не решусь попросить его снова.

9. Я осторожен в высказывании своих мнений, пока хорошо не узнаю человека.

10. Если во время разговора я что-то не понял, то лучше я это пропущу, чем прерву говорящего и попрошу повторить.

11. Я открыто критикую людей и ожидаю от них того же.

12. Мне трудно отказывать людям.

13. Я все же могу получить удовольствие от вечеринки, даже если вижу, что одет не так, как надо.

14. Я болезненно воспринимаю критику в свой адрес.

15. Если я не нравлюсь кому-то, то стараюсь избегать этого человека.

16. Я редко стесняюсь обращаться к людям за помощью.

17. Я редко противоречу людям из боязни их задеть.

18. Мне часто кажется, что незнакомые люди смотрят на меня критически.

19. Всякий раз, когда я иду в незнакомое общество, я предпочитаю брать с собой друга.

20. Я часто говорю то, что думаю, даже если это неприятно собеседнику.

21. Я легко осваиваюсь в новом коллективе.

22. Временами я уверен, что никому не нужен.

23. Я долго переживаю, если посторонний человек нелестно выражается в мой адрес.

24. Я никогда не чувствую себя одиноким в компании.

25. Меня очень легко задеть, даже если это не заметно со стороны.

26. После встречи с новым человеком меня обычно мало волнует, правильно ли я себя вел.

27. Когда я должен за чем-либо обратиться к официальному лицу, я почти всегда жду, что мне откажут.

28. Когда нужно попросить продавца показать понравившуюся мне вещь, я чувствую себя неуверенно.

29. Если я недоволен тем, как ведет себя мой знакомый, я обычно прямо указываю ему на это.

30. Если в транспорте я сижу, мне кажется, что люди смотрят на меня с укором.

Обработка результатов

Выводы

Если сумма баллов по шкале СП больше таковой по шкале СО, то у испытуемого выражено стремление к аффилиации, если же сумма баллов меньше, то у испытуемого выражен мотив «страх отвержения». При равенстве суммарных баллов по обеим шкалам следует учитывать, на каком уровне (высоком или низком) оно проявляется. Если уровни стремления к принятию и страха отвержения высокие, это может свидетельствовать о наличии у данного испытуемого внутреннего дискомфорта, напряженности, так как страх отвержения препятствует удовлетворению потребности быть в обществе других людей.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Аффилиация – это стремление быть в обществе других людей, потребность в создании доверительных, теплых, эмоционально значимых отношений. Под это понятие попадают такие категории как общение, дружба, любовь и многие другие. Характер взаимоотношений с родителями и сверстниками в раннем детстве обусловливает формирование данной потребности. Аффилиация ведет к снижению тревожности и смягчает последствия как психологического, так и физиологического стресса.

Негативный опыт, закрепленный при частом повторении ситуаций, сопряженных с неуверенностью в себе и недоверием к другому человеку или группе людей, блокирует аффилиацию и вызывает отчужденность, одиночество и фрустрацию.

Высокая и низкая аффилиация

Под аффилиацией в психологии понимают уровень социальных потребностей человека. Каждый из нас в разной степени нуждается в общении. Одни хотят всегда находиться в обществе, видеться с друзьями и коллегами на различных мероприятиях или вечеринках. Другим для общения достаточно использовать Интернет – недаром такое распространение получили социальные сети и различные коммуникационные программы, которые обеспечивают не только текстовую связь, но и позволяют видеть и слышать собеседника. Третьи, напротив, предпочитают шумным компаниям уединение, не любят привлекать к себе внимание и даже выбирают удаленную работу с целью ограничить контакт с окружающими. Разумеется, сколько людей – столько и вариантов. Аффилиация – это и есть то понятие, которое определяет, насколько человека воодушевляет перспектива общения с другими.

Высокая и низкая аффилиация – это две крайности, которые редко встречаются в чистом виде. В первом случае – это безусловные экстраверты. Они открыты для общения, без труда могут завести разговор с незнакомцами, часто бывают душой компании. Не выносят одиночества и добиваются лучших результатов только в окружении людей. Им важен обмен идеями и мнениями «вживую».

Низкий уровень аффилиации больше свойственен интровертам. Такие люди, как правило, независимы и самодостаточны, для них важно личное пространство. Долгое общение с окружающими их выматывает, а душевное равновесие восстанавливается только в одиночестве. Дело не в недостатке социальных навыков, а в желании устанавливать и поддерживать близкие отношения с небольшим кругом друзей, не знакомясь постоянно с новыми людьми.

Содержание мотивации аффилиации заключается в поддерживании отношений такой степени близости, которая устраивает человека и не вызывает дискомфорта. Цели при этом могут существенно различаться – от попыток впечатлить другого человека до желания оказать властное воздействие.

Аффилиация предполагает партнерство, и несимметричное распределение ролей разрушает ее, приводя в тяжелых случаях к социальным фобиям. Если человек поймет, что его пытались унизить или использовать для удовлетворения чьих-либо потребностей, то это может нанести ущерб его потребности в аффилиации. Поэтому необходимо повышать ценность общения в глазах партнера, устанавливать доверительную связь и добиваться того, чтобы симпатия и дружеская поддержка были взаимны. Достижению и сохранению отношений такого рода способствует множество вербальных и невербальных средств – это количество и позитивное содержание высказываний, дружелюбное выражение лица, длительность зрительного контакта, поза, жестикуляция и другие способы поведения.

Мотивация аффилиации коррелирует, с одной стороны, с потребностью самоутвердиться и получить одобрение, а с другой – со страхом быть отвергнутым. На основе прошлого опыта формируются соответствующие ожидания. Например, если необходимость общаться с незнакомыми людьми сопряжена с ожиданием успеха, то привлекательность этой ситуации будет высока, и наоборот. Соответственно, человек либо стремится к другим людям, ищет в них товарищей и доверяет им, либо относится к ним с подозрением и избегает их. Если оба вида ожиданий низки, то в межличностном взаимодействии проявляется незаинтересованность и безразличие.

Аффилиация существенно влияет на процесс и результат общения – ведь завязывание нового знакомства будет происходить дружелюбно и непринужденно или, напротив, робко, неловко и неприязненно. Поскольку позитивный опыт повышает аффилиацию, а негативный – снижает, с каждым разом будет происходить закрепление или постепенное разрушение сложившегося ранее стереотипа.

В психологии аффилиация и ее мотивы поддаются измерению – например, с помощью методики Мехрабиана. Более надежной является проективная методика, но из-за ее сложности в основном используют тест. Его шкала разделена на 2 части, одна из которых призвана оценить силу желания общаться, а другая – боязнь быть отвергнутым.

В результате подсчета баллов возможно 4 типичных сочетания этих двух мотивов со следующей интерпретацией:

  • Сильное стремление быть принятым другими людьми (СП) с выраженным страхом отвержения (СО). Такая комбинация мотивов характерна для внутреннего конфликта у людей, которые одновременно хотят быть в обществе и избегают знакомств;
  • Высокий показатель СП и низкий СО. Эти люди активно налаживают контакты и получают от общения только радость;
  • Маленький уровень СП и большой СО. Такой результат бывает у тех, кто ищет одиночества и избегает межличностного взаимодействия;
  • Низкое значение обоих мотивов аффилиации. Свойственно всем, кто живет среди людей, общается с ними, но от этого не испытывает ни положительных, ни отрицательных эмоций и нормально себя чувствует как в компании, так и без нее.

Если тест показал средние оценки мотивации, то о предполагаемом социальном поведении человека и его переживаниях нельзя сказать ничего определенного.

На основании расчета уровня аффилиации можно, например, выбирать род занятий. Для педагогов, учителей, врачей, юристов и представителей других профессий, связанных с общением, аффилиация должна быть одной из главных потребностей.

Опросник аффилиации А. Мехрабиана

Под аффилиацией понимается потребность человека в установлении, сохранении и упрочении добрых отношений с людьми. Индивид, обладающий этой потребностью, не только постоянно стремится к людям и испытывает удовлетворение от эмоционально положительного общения с ними, но в человеческих отношениях видит один из главных смыслов жизни. Иногда эта потребность становится для человека настолько значимой, что перевешивает остальные.

Испытуемые, проходящие тестирование по данной методике, перед началом исследования получают инструкцию следующего содержания:

«Вам предлагается несколько десятков суждений, ознакомившись с которыми необходимо выразить степень своего согласия с каждым из этих суждений при помощи следующей шкалы:

Меру своего согласия с тем или иным утверждением можно выразить цифрой с соответствующим знаком, проставленной на листе бумаги рядом с номером данного суждения».

Предлагаемый опросник оценивает две мотивационные тенденции, функционально взаимосвязанные и соотносимые с потребностью аффилиации: стремление к людям и боязнь быть отвергнутыми. Соответственно, испытуемым предлагаются для ответов два разных опросника, один из которых предназначен для оценки первой мотивационной тенденции, а другой – второй.

Шкала теста для оценки силы стремления к людям

  1. Я легко схожусь с людьми.
  2. Когда я расстроен, то обычно больше предпочитаю быть среди людей, чем оставаться одному.
  3. Если бы мне пришлось выбирать, то я предпочел бы, чтобы меня считали способным и сообразительным, а не дружелюбным и общительным.
  4. Я нуждаюсь в близких друзьях меньше, чем большинство людей.
  5. Я часто и охотно говорю с людьми о своих переживаниях.
  6. От хорошего фильма или книги я получаю большее удовольствие, чем от хорошей компании.
  7. Мне нравится иметь как можно больше друзей.
  8. Я скорее предпочел бы провести свой отдых вдали от людей, чем на оживленном курорте.
  9. Я думаю, что большинство людей славу и почет ценят больше, чем дружбу.
  10. Я предпочел бы самостоятельную работу коллективной.
  11. Излишняя откровенность с друзьями может повредить.
  12. Когда я встречаю на улице знакомого, я всегда стараюсь перекинуться с ним парой слов, а не просто пройти мимо, поздоровавшись.
  13. Независимость и свободу от личных привязанностей я предпочитаю прочным дружеским узам.
  14. Я посещаю компании и вечеринки потому, что это хороший способ завести друзей.
  15. Если мне нужно принять важное решение, то я скорее посоветуюсь с друзьями, чем стану обдумывать его один.
  16. Я не доверяю слишком открытому проявлению чувств.
  17. У меня много близких друзей.
  18. Когда я нахожусь с незнакомыми людьми, мне совсем не важно, нравлюсь я им или нет.
  19. Индивидуальные игры и развлечения я предпочитаю групповым.
  20. Эмоционально открытые люди привлекают меня больше, чем сосредоточенные и серьезные.
  21. Я скорее предпочту интересную книгу или схожу в кино, чем проведу время на вечеринке.
  22. Путешествуя, я больше люблю общаться с людьми, чем просто наслаждаться видами и посещать достопримечательности одному.
  23. Мне легче решить трудную проблему, когда я обдумываю ее один, чем тогда, когда я ее обсуждаю с друзьями.
  24. Я считаю, что в трудных жизненных ситуациях скорее нужно рассчитывать на свои силы, чем надеяться на помощь друзей.
  25. Даже в обществе друзей трудно полностью отвлечься от забот и срочных дел.
  26. Оказавшись на новом месте, я быстро приобретаю новый круг знакомых.
  27. Вечер, проведенный за любимым занятием, привлекает меня больше, чем общение с людьми.
  28. Я избегаю слишком близких отношений с людьми, чтобы не потерять личную свободу.
  29. Когда у меня плохое настроение, я скорее стараюсь не показывать окружающим свои чувства, чем пытаться с кем-нибудь поделиться ими.
  30. Я люблю бывать в обществе и всегда рад провести время в хорошей компании.

Шкала теста для оценки боязни быть отвергнутым

  1. Я стесняюсь идти в малознакомое общество.
  2. Если вечеринка мне не нравится, я все равно не ухожу первым.
  3. Меня бы очень задело, если бы мой близкий друг стал противоречить мне при посторонних людях.
  4. Я стараюсь меньше общаться с людьми критического склада ума.
  5. Обычно я легко схожусь с незнакомыми людьми.
  6. Я не откажусь пойти в гости из-за того, что там будут люди, которые меня не любят.
  7. Когда два моих друга спорят, я предпочитаю не вмешиваться в их спор, даже если с кем-то из них не согласен.
  8. Если я попрошу кого-то пойти со мной, а он мне откажет, то я не решусь попросить его снова.
  9. Я осторожен в высказывании своего мнения, пока хорошо не узнаю человека.
  10. Если во время разговора я чего-то не понял, то лучше промолчу, чем прерву говорящего и попрошу повторить сказанное.
  11. Я открыто критикую людей и ожидаю от них того же.
  12. Мне трудно говорить людям «нет».
  13. Я все же могу получить удовольствие от вечеринки, даже если вижу, что одет не по случаю.
  14. Я болезненно воспринимаю критику в свой адрес.
  15. Если я не нравлюсь кому-то, то стараюсь избегать этого человека.
  16. Я не стесняюсь обращаться к людям за помощью.
  17. Я редко противоречу людям из боязни их задеть.
  18. Мне часто кажется, что незнакомые люди смотрят на меня критически.
  19. Всякий раз, когда мне предстоит идти в незнакомое общество, я предпочитаю брать с собой друга.
  20. Я часто говорю то, что думаю, даже если это неприятно собеседнику.
  21. Я легко осваиваюсь в новом коллективе.
  22. Временами у меня возникает чувство, что я никому не нужен.
  23. Я долго переживаю, если посторонний человек нелестно высказался в мой адрес.
  24. Я никогда не чувствую себя одиноким в компании.
  25. Меня очень легко задеть, даже если это не заметно со стороны.
  26. После встречи с новым человеком меня обычно мало волнует, правильно ли я себя вел.
  27. Когда мне необходимо за чем-то обратиться к официальному лицу, я почти всегда жду, что мне откажут.
  28. Когда нужно попросить продавца показать понравившуюся мне вещь, то я чувствую себя неловко.
  29. Если я недоволен тем, как ведет себя мой знакомый, я обычно прямо указываю ему на это.
  30. Если в транспорте я сижу, мне кажется, что люди смотрят на меня с укором.
  31. Оказавшись в незнакомой компании, я скорее включаюсь в беседу, чем остаюсь в стороне.
  32. Я стесняюсь просить, чтобы мне вернули книгу или какую-либо другую вещь, занятую на время у меня.

Оценка результатов

По каждой из представленных выше шкал в отдельности определяется сумма баллов, полученных испытуемым. Для этого пользуются ключом и переводными оценочными шкалами, представленными ниже.

Ключ к шкале «стремление к людям»: +1, +2, -3, -4, +5, -6, +7, -8, -9, -10, -11, +12, -13, +14, +15, -16, +17, -18, -19, +20, -21, +22, -23, -24, -25, +26, -27, -28, -29, +30.

Ключ к шкале «боязнь быть отвергнутым»: +1, +2, +3, +4, -5, -6, +7, +8, +9, +10, -11, +12, -13, +14, +15, -16, +17, +18, +19, -20, -21, +22, +23, -24, +25, -26, +27, +28, -29, +30, -31, +32.

Для определения суммы баллов по каждой шкале используется следующая процедура. Пунктам опросника, помеченным в ключе знаками «+», приписываются баллы в соответствии со следующей переводной шкалой, где в числителе представлены оценки, данные испытуемыми соответствующим суждениям, а в знаменателе – те баллы, которые в конечном счете должны получить эти пункты шкалы, и которые суммируются:

-3 -2 -1 0 1 2 3
1 2 3 4 5 6 7

Пунктам опросника, помеченным в ключе знаком «–», точно так же приписываются баллы, но в соответствии с другим соотношением:

-3 -2 -1 0 1 2 3
7 6 5 4 3 2 1

Выводы об уровне развития

Для каждого из испытуемых отдельно устанавливаются уровень развития мотива «стремление к людям» и уровень развития мотива «боязнь быть отвергнутым». При этом пользуются следующей суммарной шкалой:

  • Сумма баллов от 32 до 80 – низкий уровень развития мотива.
  • Сумма баллов от 81 до 176 – средний уровень развития мотива.
  • Сумма баллов от 177 до 224 – высокий уровень развития мотива.

Возможны следующие типичные сочетания двух обсуждаемых мотивов и способы их интерпретации:

  1. Высокий уровень развития мотива «стремление к людям», сочетаемый с высоким уровнем развития мотива «боязнь быть отвергнутым». Индивид, имеющий такое сочетание обоих мотивов, характеризуется сильно выраженным внутренним конфликтом между стремлением к людям и их избеганием, который возникает каждый раз, когда ему приходится встречаться с незнакомыми людьми.
  2. Высокий уровень развития мотива «стремление к людям», сочетаемый с низким уровнем развития мотива «боязнь быть отвергнутым». Такой человек активно ищет контактов и общения с людьми, испытывая от этого в основном только положительные эмоции.
  3. Высокий уровень развития мотива «боязнь быть отвергнутым» в совокупности с низким уровнем развития мотива «стремление к людям» Индивид, обладающий таким сочетанием обоих мотивов, напротив, активно избегает контактов с людьми, ищет одиночества.
  4. Низкий уровень развития обоих мотивов. Такое сочетание данных мотивационных тенденций характеризует человека, который, живя среди людей, общаясь с ними, не испытывает от этого ни положительных, ни отрицательных эмоций и хорошо себя чувствует как среди людей, так и без них.

При средних значениях мотивационных тенденций «стремление к людям» и «боязнь быть отвергнутым» ничего определенного о возможном поведении человека и его переживаниях, связанных с человеческими отношениями, сказать нельзя.

Вконтакте Facebook Twitter Одноклассники

Похожие материалы в разделе Психологический практикум:

  • Диагностика развития тонкой моторики руки у старших дошкольников
  • Социальный паспорт личности ребенка
  • Нормы профессиональной этики для разработчиков и пользователей психодиагностических методик
  • Водитель автомобиля
  • Тест «Классификация»
  • Проба Н.И. Озерецкого на динамический праксис «Кулак – ребро – ладонь»
  • Методика «Пословицы» (разработана кандидатом психологических наук С.М. Петровой)
  • Акт контрольного обследования условий жизни и воспитания подопечного
  • Обзор диагностических методик, используемых для изучения особенностей межличностного взаимодействия воспитателя с детьми
  • Анкета выявления частоты прибегания младшего школьника к обману С.С. Носова

Аффилиация автора

Слово аффилиация до недавнего времени не было известно широкой публике. Лишь в последние полтора десятка лет об этом понятии узнали наши авторы научных статей, которые начали публиковаться в зарубежных изданиях.

Аффиляция (affiliation) в переводе с английского языка означает присоединение, установление связи. Понятие institutional affiliation или academic affiliation указывают на место выполнения работы, результаты которой изложены в научной статье. Часто это переводят как «данные об авторе», что на самом деле не очень корректно. Данные о самом авторе как, например, должности, звания, ученые степени, награды должны быть отделены от аффилиации и не размещаться с ней в одну строку.

Наукометрические базы интересуют только фамилия и имя автора и его принадлежность к определенной организации (аффилиация).

Аффилиация авторов научных публикаций

Аффилиация авторов научных публикаций используется в международных базах, как важный фактор для определения рейтинга журнала, и как показатель публикационной активности научных учреждений, в которых ученые проводят свои исследования. На основе этих показателей (включая индекс Хирша) решаются вопросы финансирования научных исследований.

В зарубежных изданиях культура аффилиации распространена очень широко, в отличие от нашей издательской практики, которая никогда не была требовательна к освещению этой информации на страницах своих публикаций. Во многом это было связано с тем, многие ведущие научные организации в нашей стране раньше были засекречены, и поэтому информация о них не указывалась в открытой научной периодике. Это привело к тому, что на отсутствие этой важной информации никто не обращал внимания, да и сейчас не очень обращают.

Совсем другое дело в зарубежных изданиях. Статьи с неполной аффилиацией не индексируются в международных базах данных. А это значит, что информация о стране пребывания и названии научного учреждения, где была выполнена данная работа, будет отсутствовать. Следовательно, публикация такой статьи никак не повлияет на изменение индекса Хирша автора, его организации и никак не отразится на импакт-факторе журнала, ее опубликовавшего.

Поэтому при индексировании журнала в базе данных очень важно, чтобы вся информация о месте работы автора была правильно идентифицирована, а научная работа при этом была бы отражена как в профиле автора, так и в профиле организации.

Как оформить аффилиацию

Правильно составленная аффилиация автора при публикации должна включать в себя информацию в следующем виде: факультет или иное структурное подразделение, организация, город, почтовый индекс, страна. Это необходимые данные для включения статьи в профиль организации. Отдельно следует упомянуть о двойных аффилиациях. В случае, если автор проводил работы в двух организациях (например, постоянное место работы и место выполнения проекта), то нужно указать через интервал сведения о второй организации.

Еще один важный момент, который должны учитывать авторы. В рекомендациях авторам многие зарубежные издания не обращают внимания на правильное оформление аффилиации, поскольку традиции указания аффилиации во всех опубликованных работах имеют многолетнюю историю и не нуждаются в дополнительных упоминаниях.

Данные об организации легко идентифицируются, и их профили будут корректными только в том случае, если они хорошо структурированы. Небрежное отношение авторов и издателей к правильному написанию исходных данных аффилиации приводит к утере информации о публикации из наукометрических баз.

Размеры этой проблемы в процентном отношении сильно впечатляют. Так, например, из 7415 статей, опубликованных в русскоязычных журналах Scopus в 2014 году, в 4041 статье не указана страна, и, следовательно, они не попали в публикации России. Статьи, с неполной аффилиацией, которые не индексируются наукометрическими базами, часто называют «бомж-публикациями», и они не только не попадают в профили организаций, но и зачастую не фиксируются в профилях авторов. Доля таких публикаций Scopus составляет около 1,5% от общего числа российских статей за год.

Описанная ситуация требует от авторов, редакторов и издателей большего внимания к формальной стороне представления публикаций. Корректность аффилиации авторов снимет необходимость внесения исправлений в глобальные информационные системы.

Возможно, Вам будет интересно:

Публикация научной статьи в журналах Scopus