Коррекционные игры с дошкольниками

Портал педагога

Картотека коррекционных игр

Ляшко Наталья Сергеевна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 367 г. Челябинска

(МБДОУ «ДС № 367 г. Челябинска»)

воспитатель

Коррекционные игры с агрессивными детьми

«Два барана»

Цель:

Снять

невербальную

агрессию,

предоставить

ребенку

возможность

«легальным

образом»

выплеснуть

гнев,

снять

излишнее

эмоциональное

и

мышечное

напряжение

направить

энергию детей в нужное русло.

Воспитатель разбивает детей на пары и читает текст:

«Рано-рано два барана повстречались на мосту».

Участники

игры,

широко

расставив

ноги,

склонив

вперед

туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга.

Задача — противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как

можно дольше. Можно издавать звуки «Бе-е-е».

Необходимо

соблюдать

«технику

безопасности»,

внимательно

следить, чтобы «бараны» не расшибли себе лбы.

«Тух-Тиби-Дух»

Цель: Снятие негативных настроений и восстановление сил.

«Я

сообщу

вам

по

секрету

особое

слово.

Это

волшебное

заклинание

против

плохого

настроения,

против

обид

и

разочарований.

Чтобы

оно

подействовало

по-настоящему,

необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по

комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам

захочется

поговорить,

остановитесь

напротив

одного

из

участников,

посмотрите

ему

в

глаза

и

трижды,

сердито

произнесите

волшебное

слово:

«Тух-тиби-дух»».

Затем

продолжайте ходить по комнате.

Время

от

времени

останавливайтесь

перед

кем-либо

и

снова

сердито

произносите

это

волшебное

слово.Чтобы

волшебное

слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а

глядя в глаза человека, стоящего перед вами».

В

этой

игре

заложен

комичный

парадокс.

Хотя

дети

должны

произносить

слово

«Тух-тиби-дух»

сердито,

через

некоторое

время они не могут не смеяться.

«Рубка дров»

Цель: Помочь детям переключиться на активную деятельность

после

долгой

сидячей

работы,

прочувствовать

свою

накопившуюся агрессивную энергию и «истратить» ее во время

игры.

Скажите следующее: «Кто из вас хоть раз рубил дрова или видел,

как это делают взрослые? Покажите, как нужно держать топор. В

каком положении должны находиться руки и ноги? Встаньте так,

чтобы вокруг осталось немного свободного места. Будем рубить

дрова. Поставьте кусок бревна на пень, поднимите топор над

головой и с силой опустите его. Можно даже вскрикнуть: «Ха!»»

Для проведения этой игры можно разбиться на пары и, попадая в

определенный ритм, ударять по одной чурке по очереди.

«Бумажные мячи»

Цель: Дать детям возможность вернуть бодрость и активность

после

того,

как

они

чем-то

долго

занимались

сидя,

снизить

беспокойство и напряжение, войти в новый жизненный ритм.

Перед началом игры каждый ребенок должен скомкать большой

лист

бумаги

(газеты)

так,

чтобы

получился

плотный

мячик.

«Разделитесь, пожалуйста, на две команды, и пусть каждая из них

выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами

составляло примерно 4 метра. По команде ведущего вы начинаете

бросать мячи на сторону противника.

Команда будет такой:

«Приготовились! Внимание! Начали!»

Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить

мячи,

оказавшиеся

на

ее

стороне,

на

сторону

противника.

Услышав команду «Стоп!», вам надо будет прекратить бросаться

мячами.

Выигрывает

та

команда,

на

чьей

стороне

окажется

меньше

мячей

на

полу.

Не

перебегайте,

пожалуйста,

через

разделительную линию».

Бумажные мячики можно будет использовать еще неоднократно.

Коррекционные игры с обидчивыми детьми

«Жужа»

Цель: Научить агрессивных детей быть менее обидчивыми, дать

им

уникальную

возможность

посмотреть

на

себя

глазами

окружающих, побыть на месте того, кого они сами обижают, не

задумываясь об этом.

«Жужа» сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные

бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до

нее. «Жужа» терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает

и начинает гоняться за обидчиками, стараясь поймать того, кто

обидел ее больше всех, он и будет «Жужей».

Взрослый должен следить, чтобы «дразнилки» не были слишком

обидными.

Игра «Тренируем эмоции»

Цель: Научиться понимать эмоции других, выражать собственные эмоции и

чувства.

Взрослый

предлагает

ребенку

(или

группе

детей)

потренироваться

в

выражении не только самих эмоций, но и их оттенков, которые могут быть

присущи отдельным людям, сказочным героям, животным.

1.Радость.

Улыбнись, пожалуйста, как: кот на солнышке; само солнышко; хитрая лиса;

довольный ребенок; счастливая мама.

2.Гнев.

Покажи, как рассердились: ребенок, у которого отобрали игрушку; Буратино,

когда его наказала Мальвина; два барана на мосту.

3.Испуг.

Покажи, как испугались: заяц, который увидел волка; котенок, на которого

лает собака.

Игра «Лото настроений»

Цель:

Развитие

умения

понимать

эмоции

других

людей

и

выражать

собственные эмоции.

На столе раскладываются картинкой вниз схематичные изображения эмоций.

Ребенок берет одну карточку, не показывая ее никому. Затем ребенок должен

узнать эмоцию и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых

интонаций. Остальные отгадывают изображенную эмоцию.

Коррекционные игры с застенчивыми детьми

Коммуникативные

игры

и

упражнения,

которые

помогают

«трудным»

дошкольникам

получить

признание

со

стороны

сверстников,

научиться

ориентироваться

на

их

чувства

и

переживания,

добиться

совместных

результатов в деятельности. Эффективными здесь будут коммуникативные

игры,

в

которых

взрослые

(педагоги

и

родители)

смогут

стать

равными

партнерами дошкольников.

Игра: «Клубочек»

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Необходимые приспособления: клубок ниток.

Описание игры: дети садятся в полукруг. Воспитатель становится в центре и,

намотав нитку на палец, бросает ребёнку клубочек, спрашивая при этом о

чём-нибудь (как тебя зовут, что ты любишь, чего ты боишься). Ребёнок ловит

клубочек, наматывает нитку на палец, отвечает на вопрос и задаёт вопрос,

передавая

клубочек

следующему

игроку.

Если

ребёнок

затрудняется

с

ответом, он возвращает клубок ведущему.

Комментарий: эта игра помогает детям увидеть общие связи между ними, а

педагогу определить, у кого из детей есть трудности в общении. Когда все

участники

соединись

ниточкой,

воспитатель

должен

зафиксировать

их

внимание

на

том,

что

все

люди

чем-то

похожи

и

это

сходство

найти

достаточно легко. И всегда веселее, когда есть друзья.

Игра: «Поварята»

Цель:

развитие

коммуникативных

навыков,

чувства

принадлежности

к

группе.

Описание игры: все дети встают в круг — это «кастрюля» или «миска». Затем

договариваемся, что будем «готовить» — суп, компот, салат и т.д. Каждый

придумывает, чем он будет: картошкой, мясом, морковкой или чем-нибудь

ещё.

Воспитатель

ведущий,

он

выкрикивает

название

ингредиентов.

Названный впрыгивает в круг, следующий берёт его за руку и т.д. Когда все

дети окажутся снова в одном круге, игра заканчивается, можно приступить к

приготовлению нового «блюда».

Комментарий: хорошо, если ведущий будет выполнять какие-либо действия с

«продуктами»: резать, крошить, солить, поливать и т.д. Можно имитировать

закипание, перемешивание.

«Воздушный шарик»

Цель: снять напряжение

Все

играющие

стоят

или

сидят

в

кругу.

Ведущий

дает

инструкцию:

«Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните

воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно,

через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш

шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на

нем.

Представили?

Я

тоже

представила

ваши

огромные

шары.

Дуйте

осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу».

Упражнение можно повторить 3 раза.

«Штанга»

Вариант 1

Цель:расслабить мышцы спины.

«Сейчас мы с вами будем спортсменами-тяжелоатлетами. Представьте, что на

полу лежит тяжелая штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола на

вытянутых

руках,

приподнимите

ее.

Очень

тяжело.

Выдохните,

бросьте

штангу на пол, отдохните. Попробуем еще раз».

Вариант 2

Цель:

расслабить

мышцы

рук

и

спины,

дать

возможность

ребенку

почувствовать себя успешным.

«А

теперь

возьмем

штангу

полегче

и

будем

поднимать

ее

над

головой.

Сделали вдох, подняли штангу, зафиксировали это положение, чтобы судьи

засчитали

вам

победу.

Тяжело

так

стоять,

бросьте

штангу,

выдохните.

Расслабьтесь. Ура! Вы все чемпионы. Можете поклониться зрителям. Вам все

хлопают,

поклонитесь

еще

раз,

как

чемпионы».

Упражнение

можно

выполнить несколько раз.

Коррекционные игры для детей с демонстративностью

«Доброе животное»

Цель: Способствовать сплочению детского коллектива, научить

детей

понимать

чувства

других,

оказывать

поддержку

и

сопереживать.

Ведущий

тихим

таинственным

голосом

говорит:

«Встаньте,

пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно большое,

доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь

подышим вместе! На вдох — делаем шаг вперед, на выдох — шаг

назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох — два

шага назад. Вдох — два шага вперед. Выдох — два шага назад.

Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его

большое доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и

т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

Приведем несколько игр, которые помогут лучше увидеть своих сверстников,

оценить

их

и

пережить

чувство

общности

с

ними.

В

этих

играх

могут

участвовать от 2 до 6 детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).

«Зеркало»

Перед началом игры проводится «разминка». Взрослый становится перед

детьми

и

просит

как

можно

точнее

повторять

его

движения.

Он

демонстрирует легкие физические упражнения, а дети воспроизводят его

движения. После этого дети разбиваются на пары и каждая пара по очереди

«выступает» перед остальными. В каждой паре один совершает какое-либо

действие (например, хлопает в ладоши или поднимает руки, или делает

наклон в сторону), а другой пытается как можно точнее воспроизвести его

движение, как в зеркале. Каждая пара сама решает, кто будет показывать, а

кто воспроизводить движения. Если зеркало искажает или опаздывает, оно

испорченное

(или

кривое).

Паре

детей

предлагается

потренироваться

и

«починить» испорченное зеркало.

Когда все зеркала будут работать нормально, взрослый предлагает детям

делать

то,

что

люди

обыкновенно

делают

перед

зеркалом:

умываться,

причесываться,

делать

зарядку,

танцевать.

Зеркало

должно

одновременно

повторять все действия человека. Только нужно стараться делать это очень

точно, ведь неточных зеркал не бывает!

«Эхо»

Взрослый рассказывает детям про Эхо, которое живет в горах или в большом

пустом помещении; увидеть его нельзя, а услышать можно: оно повторяет

все,

даже

самые

странные

звуки.

После

этого

дети

разбиваются

на

две

группы, одна из которых изображает путников в горах, а другая — Эхо.

Первая группа детей гуськом (по цепочке) «путешествует по комнате» и по

очереди издает разные звуки (не слова, а звукосочетания), например: «Ау-у-у-

у», или: «Тр-р-р-р», и т.п. Между звуками должны быть большие паузы,

которые

лучше

регулировать

ведущему.

Он

же

может

следить

за

очередностью произносимых звуков, т.е. показывать, кому из детей и когда

следует издавать свой звук. Дети второй группы прячутся в разные места

комнаты,

внимательно

прислушиваются

и

стараются

как

можно

точнее

воспроизвести

все,

что

услышали.

Если

Эхо

работает

несинхронно,

т.е.

воспроизводит звуки не одновременно, это не страшно. Важно, чтобы оно не

искажало звуки и в точности воспроизводило их.

«Волшебные очки»

Взрослый

торжественно

объявляет,

что

у

него

есть

волшебные

очки,

в

которые можно разглядеть только хорошее, что есть в человеке, даже то, что

человек иногда прячет от всех. «Вот я сейчас примерю эти очки… Ой, какие

вы все красивые, веселые, умные!» Подходя к каждому ребенку, взрослый

называет какое-либо его достоинство (кто-то хорошо рисует, у кого-то новая

кукла, кто-то хорошо застилает свою кровать). «А теперь пусть каждый из вас

примерит

очки,

посмотрит

на

других

и

постарается

увидеть

как

можно

больше хорошего в каждом. Может быть, даже то, чего раньше не замечал».

Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих

товарищей.

В

случае

если

кто-то

затрудняется,

можно

помочь

ему

и

подсказать

какое-либо

достоинство

его

товарища.

Повторения

здесь

не

страшны, хотя по возможности желательно расширять круг хороших качеств.

«Конкурс хвастунов»

Взрослый предлагает детям провести конкурс хвастунов. «Выигрывает тот,

кто лучше похвастается. Хвастаться мы будем не собой, а своим соседом.

Ведь

это

так

приятно

иметь

самого

лучшего

соседа!

Посмотрите

внимательно на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, какой он, что в нем

хорошего,

что

он

умеет,

какие

хорошие

поступки

совершил,

чем

может

понравиться.

Не

забывайте,

что

это

конкурс.

Выиграет

тот,

кто

лучше

похвалится своим соседом, кто найдет в нем больше достоинств».

После

такого

вступления

дети

по

кругу

называют

преимущества

своего

соседа и хвастаются его достоинствами. При этом совершенно не важна

объективность оценки — реальные эти достоинства или придуманные. Не

важен также и «масштаб» этих достоинств — это могут быть и громкий

голос, и аккуратная прическа, и длинные (или короткие) волосы. Главное,

чтобы

дети

заметили

эти

особенности

сверстника

и

смогли

не

только

положительно

оценить

их,

но

и

похвалиться

ими

перед

сверстниками.

Победителя выбирают сами дети, но в случае необходимости взрослый может

высказать свое мнение. Чтобы победа стала более значимой и желанной,

можно

наградить

победителя

каким-либо

маленьким

призом

(бумажная

медаль «Лучшего хвастуна» или значок). Такой приз вызывает даже у самого

себялюбивого ребенка интерес к сверстнику и желание найти у него как

можно больше достоинств.

«Связующая нить»

Дети сидят в кругу, передавая друг другу клубок ниток так, чтобы все, кто

уже

держали

клубок,

взялись

за

нить.

Передача

клубка

сопровождается

высказываниями

о

том,

что

дети

хотели

бы

пожелать

другим.

Начинает

взрослый,

показывая

тем

самым

пример.

Затем

он

обращается

к

детям,

спрашивая,

хотят

ли

они

что-нибудь

сказать.

Когда

клубок

вернется

к

ведущему, дети по просьбе взрослого натягивают нить и закрывают глаза,

представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и

значим в этом целом.

Картотека коррекционно -развивающих игр и упражнений для детей 5-7 лет с ЗПР.

Картотека коррекционно-развивающих игр и упражнений

для детей 5-7 лет с ЗПР

Комплекс коррекционно-развивающих игр и упражнений рассчитан на детей, в психическом развитии которых наблюдается лишь отклонение от нормы, а не симптом психического заболевания,

Грамотное проведение коррекции интелектуального развития позволяет подготовить ребенка к школе: в ходе игровых занятий развиваются мышление, внимание, восприятие, память.

Внимание. Уровень развития внимания во многом определяет успешность обучения ребенка в школе. Ребенок может долго на чем-то удерживать свое внимание, пока не угаснет интерес. Внимание и интерес неразделимы. Поэтому игры и упражнения по развитию внимания должны быть непременно интересны для ребенка. Но в дальнейшем, обучаясь в школе, ему придется выполнять ряд заданий, предполагающих удержание внимания волевым усилием. Поэтому для будущих первоклассников очень важно развитие произвольного внимания, которое развивается постепенно, по мере развития отдельных его свойств (объема, концентрации, распределения, переключения, устойчивости).

Память. Педагог должен научить ребенка различным формам пользования памятью. Все виды памяти тесно взаимосвязаны между собой и не изолированы друг от друга. Экспериментально доказано, что человек может запомнить любой объем материала, однако извлечь его из памяти – лишь при внешнем стимулировании определенных зон головного мозга. Для детей более естественно запоминание материала, включенного в игровую деятельность.

Восприятие. Сенсорное развитие в дошкольном возрасте – одно из направлений умственного развития. Быстрое выделение информативных свойств в предмете способствует его эффективному опознанию. Восприятие сочетается с практическими действиями, они как бы помогают друг другу. Неоценима роль восприятия в овладении ребенком навыками письма, чтения, счета.

Мышление. Мышление ребенка в возрасте 5-6 лет находится «в плену» его житейского опыта: он не может установить связи и отношения предметов логическим путем. Умение мыслить подразумевает: выделение существенных признаков предмета; синтезирование различных признаков в целое представление о предмете; сравнение предметов и выявление различий в них и т.д.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ

  1. «Яблоко»

Цель: обучение способности: концентрировать внимание; уметь сосредоточиваться на зрительной информации; находить отличительные признаки похожих предметов.

Дидактический материал: три похожих яблока.

Описание игры. Воспитатель: «Когда люди собирают урожай? (Осенью.) А какое сейчас время года? (Осень.) Вот яблоко. Постарайся внимательно рассмотреть его, запомнить его цвет, пятна, прожилки. Потом я возьму твое яблоко, перемешаю его с другими, а ты должен будешь найти свое яблоко».

На изучение яблока ребенку дается 3 мин. После этого воспитатель перемешивает яблоки. Затем ребенок ищет свое яблоко. После того как ребенок найдет свое яблоко, воспитатель дарит его ребенку.

  1. «Хлопни в ладоши»

Цель: обучение способности к переключению внимания.

  1. «Зачеркни букву»

Цель: обучение способности концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания.

Дидактический материал: вырезка из газеты или журнала с достаточно большим шрифтом. Карандаш.

Описание задания. Ребенку предлагается газетная вырезка. Воспитатель обращается к нему: «На этом листочке написано много разных букв. Ты должен искать одну и ту же букву и зачеркивать ее карандашом. Какую букву ты хочешь вычеркивать?»

  1. «Портрет»

Цель: обучение способности концентрировать внимание; уметь сосредоточиваться на зрительной информации; уметь смотреть и видеть; уметь рисовать портрет в своем сознании.

Дидактический материал: кукла,

Описание задания. Ребенку предлагается кукла. Он должен рассмотреть лицо куклы, внимательно изучить его, а затем назвать как можно больше характерных деталей.

  1. «Слушай музыку»

Цель: развитие активного внимания.

Дидактический материал: магнитофон, аудиозапись с веселой мелодией.

Описание задания. Воспитатель: «Сегодня у нас будет интересная игра. Пока звучит музыка, ты можешь бегать, прыгать, танцевать. Как только музыка прекратится, ты должен остановиться и не двигаться, пока музыка не зазвучит вновь».

  1. «Ушки на макушке»

Цель: обучение способности концентрировать внимание на слуховых сигналах; умению слушать и слышать.

Описание задания. В абсолютно тихой комнате попросить детей сфокусироваться на звуках, которые им удается услышать (шум за окном, скрип форточки и т.п.). Ребенок должен перечислить все услышанные звуки.

  1. «Корректурные пробы»

Цель: обучение способности концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания.

Дидактический материал: бланк с заданием (рис 1.).

Описание задания. Ребенку предлагается расставить значки, как в образце.

Рис.1

  1. «Бубен и колокольчик»

Цель: развитие активного внимания, умения соотносить свои действия со звучанием инструментов.

Дидактический материал: бубен, колокольчик.

Описание задания. Во время звучания бубна ребенок должен ходить по комнате, во время звучания колокольчика – бегать по ней.

  1. «Бубен, колокольчик, дудочка»

Цель: развитие активного внимания, умения соотносить свои действия со звучанием нескольких разных инструментов.

Дидактический материал: бубен, колокольчик, дудочка.

Описание задания. Во время звучания бубна ребенок должен ходить по кругу в одном направлении, во время звучания колокольчика – бегать по кругу в противоположном направлении, а во время звучания дудочки – стоять на месте.

  1. «Пульс»

Цель: обучение способности: концентрировать внимание на ощущениях своего тела.

Дидактический материал: секундомер или часы.

Описание задания. Попросить ребенка лечь, закрыть глаза, положить руку на пульс и вслушаться в звуки «внутри себя». Можно попросить ребенка сосчитать количество ударов пульса за 1 мин.

  1. «Узор»

Цель: развитие слухового внимания.

Дидактический материал: тетрадный лист в клеточку, карандаш.

Описание задания. Ребенок под диктовку воспитателя рисует узор.

Вариант задания. Две клеточки вверх, две клеточки вправо, две клеточки вниз, две клеточки вправо, две клеточки вверх и так до конца строчки.

  1. «Выложи кружочки»

Цель: увеличение объема внимания.

Дидактический материал: два набора по пять кружочков одного диаметра, но разного цвета.

Описание задания. Воспитатель выкладывает на столе пять кружочков в любой последовательности. Ребенок в течение 10 мин запоминает расположение кружочков. Затем кружочки закрываются. Ребенку предлагается второй набор кружочков, которые он должен выложить в той же последовательности, в какой выложил воспитатель. Повторить 2 – 3 раза.

  1. «Погода»

Цель: развитие умения переключать слуховое внимание, выполнять действия согласно показанной картинке.

Дидактический материал: картинки с изображением солнышка, тучки и дождика; зонт.

Описание задания. Воспитатель: «Сейчас ты пойдешь гулять. Дождя нет, погода хорошая, светит солнышко (Показывает картинку с изображением солнышка.) Можешь собирать ягоды. Но вдруг погода может испортиться. Пойдет дождь. Ты должен сразу, как увидишь картинку с тучкой, прибежать ко мне и спрятаться под зонтик, который я буду держать». Упражнение выполнить 5 – 6 раз.

  1. «Мышка – птичка»

Цель: обучение способности: к помехоустойчивости; максимально сосредоточиться, не обращая внимания на помехи; сосредоточить внимание на словесной инструкции.

Описание задания. Воспитатель называет слово «мышка». Ребенок, услышав это слово, должен присесть на корточки. Услышав слово «птичка», ребенок должен встать и помахать руками. Затем взрослый выполняет действия, не соответствующие словам «птичка» и «мышка», т.е. мешает ребенку правильно выполнять инструкцию. Ребенок должен сосредоточиться только на словесной инструкции и не обращать внимание на помехи.

  1. «Найди отличия»

Цель: развитие концентрации внимания.

Дидактический материал: две картинки с похожими изображениями одного и того же предмета.

Описание задания. Воспитатель: «Посмотри на эти две картинки. Они очень похожи, но у них есть много отличий. Назови, пожалуйста, чем отличаются картинки друг от Друга».

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ ПАМЯТИ

  1. «Запомни картинки»

Цель: развитие зрительной памяти.

Дидактический материал: пять картинок с изображениями знакомых предметов: стула, куклы, яблока, кастрюли, тарелки.

Описание задания. Ребенок рассматривает пять картинок и запоминает, что на них нарисовано. Затем картинки переворачивают. Воспитатель показывает на перевернутую картинку, а ребенок должен вспомнить и назвать предмет, изображенный на ней.

  1. «У оленя дом большой»

Цель: развитие умения использовать мнемонические приемы для запоминания текста.

Описание задания. Ребенок знакомится с игрой. Воспитатель, проговаривая текст игры, сопровождает его движениями.

У оленя дом большой,

Дети скрещивают руки над головой, изображая крышу.

Он глядит в свое окошко.

Руки перед лицом изображают окно.

Заяц по лесу бежит,

Производят движение руками, как при беге.

В дверь к нему стучит:

Кулачком имитируют стук в дверь.

Стук-стук.

— Дверь открой!

Там в лесу охотник злой!

Большим пальцем через плечо показывают, что сзади охотник.

— Заяц, заяц, забегай!

Лапу подавай!

Вытягивают руки вперед.

Повторить 3-4 раза в медленном темпе.

  1. «Каскад слов»

Цель: развитие объема кратковременной слуховой памяти.

Описание задания. Воспитатель просит ребенка повторять слова. Начинать нужно с одного слова, затем назвать два. Ребенок должен их повторить в той же последовательности. Затем воспитатель называет три слова и т.д.

1) огонь;

2) дом, молоко;

3) конь, гриб, игла;

4) петух, солнце, асфальт, тетрадь;

5) крыша, пень, вода, свеча, школа;

6) карандаш, машина, брат, мел, птица, хлеб;

7) орел, игра, дуб, телефон, стакан, пальто, сын;

8) гора, ворона, часы, стол, снег, картина, сосна, мел;

9) мяч, яблоко, шапка, морковка, стул, бабочка, метро, цыпленок, носки;

10) грузовик, камень, ягоды, портфель, санки, молоток, лавочка, скатерть, арбуз, памятник.

Если ребенок не справляется со словесным рядом, нужно повторить ряд еще 2-3 раза.

  1. «Что изменилось?»

Цель: обучение навыкам запоминания образа, ситуации.

Дидактический материал: одна картинка с изображением, например, ванной комнаты. Другая – с изображением той же ванной комнаты, но предметы на ней переставлены и находятся в другом порядке.

Описание задания. Ребенку предлагают рассмотреть первую картинку и запомнить расположение предметов. Затем предлагают другую картинку. Ребенок должен назвать предметы, которые изменили местонахождение.

  1. «Спрячь игрушки»

Цель: развитие целенаправленного запоминания и припоминания.

Дидактический материал: три игрушки.

Описание задания. Воспитатель просит ребенка спрятать три игрушки. При этом ставит ребенку условие, что на следующий день он должен будет вспомнить, куда положил игрушки и найти их.

  1. «Запомни и покажи»

Цель: развитие преднамеренного запоминания и припоминания, долговременной памяти.

Дидактический материал: (Таблица рис. 2)

Описание задания. В течение 5 с. показывается таблицу с изображением четырех фигур, затем таблица с изображением девяти фигур. Ребенок должен показать во второй таблице фигуры из первой. При этом первая таблица закрывается.

Рис. 2

7. «Рассмотри внимательно»

Цель: развитие произвольного внимания.

Дидактический материал: любая сюжетная картинка.

Описание задания. Воспитатель показывает ребенку любую сюжетную картинку и просит ребенка внимательно ее рассмотреть и запомнить как можно больше деталей. Затем картинку закрывает. Воспитатель задает вопросы по картинке, например: «Сколько елочек было на картинке? Кто катался с горки?» Ребенок должен ответить на все вопросы.

8.»Кто не на месте?»

Цель: развитие целенаправленного запоминания и припоминания.

Дидактический материал: десять небольших игрушечных животных.

Описание задания. Игрушки выставляются перед ребенком на столе в один ряд. Воспитатель предлагает ребенку запомнить, какая игрушка на каком месте находится. Затем ребенок отворачивается, а воспитатель переставляет местами две игрушки. После чего ребенок поворачивается и отвечает на вопрос: «Кто не на месте?» Игра проводится 5-6 раз.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ ВОСПРИЯТИЯ

  1. «Пирамидка»

Цель: улучшение качества деятельности зрительного анализатора; развитие цветоразличения.

Дидактический материал: пирамидка, состоящая из колец разных цветов.

Описание задания. Ребенку предлагается назвать и показать на пирамидке все известные ему цвета. Далее воспитатель поочередно показывает и называет цвета на пирамидке. Потом это же проделывает ребенок. Затем воспитатель просит ребенка показать цвет: красный, зеленый, желтый и т.д.

  1. «Актер»

Цель: обучение способности объединять все свойства объекта, воспринимаемые зрением, слухом, тактильными ощущениями.

Описание задания. Воспитатель рассказывает детям сказку: «Однажды я шла по лесу и увидела, что вдоль лесного ручья растут елки и березы. Заглянула я под куст и нашла большой гриб. Испугавшись меня, вылетела из гнезда птичка, метнулся в сторону заяц, неслышно пробирался к своему логову волк». Прослушав сказку, ребенок должен изобразить позой, жестом, движением, мимикой то, о чем рассказывалось в сказке.

  1. «Дорисуй фигуры»

Цель: развитие целостности восприятия.

Дидактический материал: лист с изображением недорисованных геометрических фигур (Рис 3).

Описание задания. Ребенку объясняют, что художник забыл дорисовать геометрические фигуры, поэтому они «дырявые». Ему предлагают дорисовать фигуры, чтобы они стали целыми.

Рис. 3

  1. «Форма»

Цель: развитие наблюдательности, ориентирования на форму.

Дидактический материал: три предмета круглой и прямоугольной формы.

Описание задания. Предварительно в разных местах комнаты выставляются три предмета круглой и прямоугольной формы. Ребенку предлагается за 1 мин принести все выставленные предметы.

  1. «Что забыл нарисовать художник?»

Цель: развитие наблюдательности, умения использовать при восприятии свой прошлый опыт и знания.

Дидактический материал: набор карточек (4 шт.). На первой карточке нарисована лиса без хвоста, на второй – расческа без зубчиков, на третьей – машина без колес, на четвертой – рыба без плавников.

Описание задания. Ребенку предлагается поочередно каждая карточка, и воспитатель спрашивает: «Что забыл нарисовать художник?»

  1. «Снежинки»

Цель: развитие пространственных представлений.

Дидактический материал: лист с практическим заданием «Снежинки» (рис).

Описание задания. Ребенку предлагается попарно соединить одинаковые кружочки, чтобы получилась красивая снежинка. При этом ребенок должен называть признаки кружочков, которые соединяет.

Рис. 4

  1. «Что нарисовано?»

Цель: развитие умения использовать при восприятии свой прошлый опыт и знания.

Дидактический материал: набор карточек (4-10 шт.) с пунктирным изображением знакомых ребенку предметов, животных и т.д.

Описание задания. Воспитатель поочередно показывает карточки и задает вопрос: «Что здесь нарисовано?» Если ребенок затрудняется с ответом, можно предложить ему соединить пунктирные линии карандашом.

  1. «Определи звуки»

Цель: развитие фонематического восприятия.

Описание задания. Воспитатель произносит какое-либо слово и просит ребенка показать на картинке предмет, название которого начинается с того же звука: шар – шуба, петух – пуговица, нож – ночь, цветы – цыпленок, самолет – сапоги, машина – молоко, туфли – трава, яблоко – ягода, ложка – лампа, лошадь – лимон.

  1. «Точки»

Цель: развитие ориентирования в пространстве.

Дидактический материал: лист с заданием, на котором нарисован зайчик (в нижнем левом углу листа) и Домик (в верхнем правом углу листа), между зайчиком и домиком нарисовано большое число точек (рис 5).

Описание задания. Воспитатель говорит ребенку: «Зайчик заблудился и не может найти дорогу к своему дому. Ты хочешь помочь ему? Тогда, соединяя точки, нарисуй дорожку от зайчика к его дому»,

Рис. 5

  1. «Пуговицы»

Цель: развитие способности к сличению и сортировке предметов по форме, цвету и величине.

Дидактический материал: большой набор разных пуговиц, среди которых только три одинаковые.

Описание задания. Перед ребенком хаотично раскладывают все пуговицы и предлагают найти три одинаковые.

  1. «Найди свой цвет»

Цель: развитие координации зрительного, слухового и моторного анализаторов; тренировка подвижности нервных процессов, умения ориентироваться в пространстве и различать цвета.

Дидактический материал: несколько флажков и пуговиц разного цвета.

Описание задания. По всей комнате расставляют стулья, на которые устанавливают флажки разного цвета. Ребенку в руки дают пуговицу одного цвета. По команде воспитателя «Иди гулять!» ребенок ходит по комнате. По команде «Найди свой цвет!» ребенок должен подойти к флажку, соответствующему цвету пуговицы. Игра проводится 4-5 раз.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ МЫШЛЕНИЯ

  1. «Чего не хватает?»

Цель: развитие способности на основе зрительного и мыслительного анализа устанавливать закономерность в изображении.

Дидактический материал: карточка с заданием (рис. 6).

Описание задания. Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть карточку и сказать, какая фигура должна быть в пустой клеточке.

Рис. 6

  1. «Сыщик»

Цель: развитие умения декодировать информацию.

Дидактический материал: схема кабинета психолога, на которой отмечены стол, стул, шкаф, окно, дверь, диван; крестиком отмечено место, где спрятана игрушка.

Описание задания. Воспитатель говорит ребенку: «На листочке нарисован план моего кабинета. Вот нарисован стол, рядом стул, этот прямоугольник – диван, это – дверь, это – шкаф, это – окно. А вот здесь, где стоит крестик, спрятана игрушка. Попробуй по плану найти ее».

  1. «Сравнение предметов»

Цель: развитие способности выделять черты сходства и различия по существенным признакам; развитие мыслительных операций.

Описание задания. Для сравнения ребенку предлагаются следующие пары слов: муха и бабочка, стол и стул, книга и тетрадь, вода и молоко, собака и белка.

Ребенок должен представить себе то, что он будет сравнивать. Воспитатель задает ребенку вопросы; «Ты видел бабочку? А видел муху?» После коротких вопросов о каждом слове из пары ребенку предлагают их сравнить. Снова воспитатель задает вопросы: «Похожи бабочка и муха или нет? Чем похожи? А чем они отличаются друг от друга?»

  1. «Четвертый лишний»

Цель: развитие умения классифицировать предметы по существенным признакам и обобщать.

Дидактический материал: пять карточек, на каждой карточке изображены четыре предмета; три предмета связаны между собой каким-либо общим признаком, а четвертый — лишний.

Варианты карточек:

1) сапог, тарелка, тапок, ботинок;

2) вилка, тарелка, яблоко, кастрюля;

3) яблоко, груша, виноград, огурец;

4) помидор, морковь, машина, картофель;

5) шапка, машина, самолет, поезд.

Описание задания. Ребенку поочередно показывают карточки. Психолог говорит: «Посмотри на эти предметы; их — четыре, три предмета как-то связаны между собой, что-то у них есть общее, похожее, а четвертый — лишний, его нужно убрать. Покажи и назови этот предмет». Если ребенок затрудняется с ответом, психолог должен объяснить правильный ответ на примере первой карточки. (Сапог, тапок, ботинок — это обувь, а тарелка — это не обувь, а посуда.)

  1. «Сложи узор»

Цель: развитие способности к анализу и самоанализу, умения решать нестандартные задачи, интеллектуальных способностей.

Дидактический материал: кубики Б.П. Никитина «Сложи узор».

Описание задания. Ребенку предлагаются поочередно три первые картинки с нарисованным на них узором. Он должен из кубиков выложить такой же узор.

  1. «Найди лишнее слово»

Цель: развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.

Описание задания. Ребенку читают серию, состоящую из четырех слов. Три слова объединены по общему для них признаку, а одно отличается от них и должно быть исключено.

Варианты серий слов:

1) храбрый, злой, смелый, отважный;

2) яблоко, слива, огурец, груша;

3) ложка, тарелка, кастрюля, сумка;

4) платье, свитер, шапка, рубашка;

5) береза, дуб, сосна, земляника;

6) мыло, мочалка, шампунь, веник.

  1. «Тонет – не тонет»

Цель: развитие способности выделять свойства предметов; развитие логического мышления.

Дидактический материал: таз с водой; пустой флакон и флакон, заполненный песком; теннисный и металлический шарики; деревянный брусок и камень; бумажный лист и стакан.

Описание задания. Ребенку показывают пустой флакон и флакон, заполненный песком, и предлагают определить, какой флакон тяжелее. Затем опускают в таз с водой флакон с песком и отмечают, что он «утонул», потому что тяжелый. Затем опускают в воду пустой флакон и отмечают, что он не тонет, потому что легкий. Далее ребенку дают в руки теннисный и металлический шарики и спрашивают: «Какой шарик тяжелее, а какой легче? Какой шарик утонет, а какой – нет?». Ребенок опускает шарики в воду. Такой же опыт проделывают с деревянным бруском и камнем. Затем ребенок, не беря в руки бумажный лист и стакан, должен определить, что легче, а что тяжелее, что утонет, а что – нет. Стакан и бумажный лист опускают в воду.

  1. «Угадай предмет»

Цель: развитие мыслительных операций анализа и сравнения.

Дидактический материал: 15 картинок с изображением знакомых ребенку предметов.

Описание задания. Воспитатель поочередно показывает картинки ребенку и называет характерные признаки каждого изображенного предмета. Например, показывая сапог, психолог говорит, что это – теплая обувь, сапоги носят зимой и т.д. После того как все картинки проанализированы, воспитатель убирает их. Затем он достает по одной картинке и называет ребенку признаки предмета, нарисованного на ней (ребенок картинку не видит). Ребенок должен назвать предмет.

  1. «Мячик»

Цель: развитие аналитического мышления.

Дидактический материал: мяч.

Описание задания. Воспитатель говорит ребенку: «Ты будешь бросать мне мяч и называть любое слово, а я брошу мяч тебе обратно и назову слово, которое подходит к названному тобой». Например, пары слов: тучка – дождик, хлеб – нож, конура – собака, варенье – банка и т.д.

  1. «Мостик»

Цель: развитие мыслительных ассоциативных связей.

Описание задания. Воспитатель показывает первую пару картинок и говорит, что эти картинки пока никак не связаны между собой. Ребенок должен придумать слово, которое, как мостик соединило бы две разные картинки. Например: между картинками «лес» и «гриб» мостиком может быть слово «растет» (гриб растет в лесу) и т.д.

Коррекционно-развивающие игры и упражнения

Наталья Путилова
Коррекционно-развивающие игры и упражнения

Игра «Посмотри, запомни, назови»

На столе в определенной последовательности разложены игрушки. Дети в течение 1 минуты смотрят на игрушки, запоминают их. Затем педагог закрывает игрушки салфеткой, а дети по памяти называют их.

Игра «Зрительный диктант»

Дети в течение 1 минуты смотрят на изображенный на листе знак. Затем они должны воспроизвести этот знак в своих тетрадях. Педагог снова показывает знак, дети исправляют свои ошибки.

Игра «Найди буквы» («Назови предметы»)

Картинка: контуры букв (предметов) наложены друг на друга. Ребенок должен внимательно рассмотреть изображение и назвать буквы (контуры).

Игра «Подчеркни яблочко, зачеркни грушу»

Картинка: ряд рисунков-контуров овощей (цветов). Ребенок должен подчеркнуть и зачеркнуть указанные педагогом изображения.

Игра «Подчеркни А, зачеркни О»

Картинка: ряд букв. Ребенок должен зачеркнуть и подчеркнуть указанные педагогом буквы.

Игра «Чем отличаются две картинки?» («Найди различия»)

Ребенок должен найти различия на двух схожих картинках (не показывая различия молча, а говоря о них предложениями).

Игра «Подбери выражения лиц детям»

Картинки: дети в разных ситуациях (играют, плачут, веселятся, грустят).

Игра «Я — слово, вы — много слов»

Педагог называет обобщающее понятие, а дети должны назвать много слов-предметов из этой группы.

Игра «Пантомима»

Один ребенок выполняет движения (действия). Второй ребенок должен догадаться, что он делает и рассказать об это последовательно.

Игра «Что перепутал художник?»

Картинка: снеговик стоит на траве; конура с собакой на де реве и т. д. Ребенок должен рассказать, что на картинке изображено неправильно.

Игра «Помоги почтальону Тишке»

Собака Тишка несет подарки зверям к Новому году. Ребенок должен определить, кому какой подарок предназначен, и объяснить почему (например, первый звук в названии животного соответствует первому звуку в названии подарка).

Игра «Кто больше назовет.»

Педагог называет тему, например, «Имена девочек» («Клички кошек (собак)», «Названия деревьев» и т. д.). Дети называют имена по очереди. (Можно разделить ребят на 2 команды.) За каждый правильный ответ игрок получает фишку. Выигрывает ребенок, у которого в конце игры окажется больше фишек.

Игра «Кто запомнит больше предметов и назовет их»

Педагог раскладывает на столе 10—12 мелких предметов. Дети в течение 1 минуты смотрят на предметы, запоминают их. Затем педагог закрывает предметы салфеткой, а дети по памяти называют их.

Игра «Кто выразительнее произнесет чистоговорку»

Дети по очереди произносят по одной чистоговорки; прислушиваются, кто лучше это сделал. Выигрывает ребенок, который произнес чистоговорку наиболее четко.

Игра «Кто назовет больше рыбок»

Дети делятся на 2 команды. У ребят удочки с крючками-магнитами. На картинках со звуками также прикреплены магниты. Ребенок должен «ловить» рыбку-картинку на определенный звук.

Игра «Волшебный стул»

Ребенка (по желанию) усаживают на необычный стул, и все дети по очереди говорят ему приятные, добрые слова.

Игра «Придумай рекламу книге (платью и т. д.)»

Ребенок должен рассказать о предмете коротко, ясно, обращая внимание на характерные детали.

Игра «Конкурс чтецов»

Ребенок должен выразительно прочитать стихотворение (грустно, радостно, как просьбу, как вопрос).

Игра «Опиши товарища»

Ребенок должен рассказать о своем друге (его характере, привычках, учитывая его характерные особенности.

Игра «Кто нужнее?» («Кто лучше?»)

«Спор» животных, времен года и т. д. Дети учатся составлять описательные рассказы.

Игра «Расскажи о своей маме (о себе)»

Ребенок должен рассказать о своей маме (или о себе): характере, о привычках, учитывая характерные особенности.

Игра «Черный ящик»

Дети постепенно определяют, что лежит в ящике, задавая вопросы об определенных свойствах предметов: «Это игрушка? Она деревянная? Она пластмассовая? Ее можно катать? И так далее».

Игра «Мой папа — художник»

Ребенок должен составить рассказ (сказку) по рисунку, который нарисовал его папа.

Игра «Передай доброту»

Дети встают в круг. Каждый ребенок должен, бросая соседу мяч, сказать ему 2—3 нежных, ласковых слова или составить предложение.

Игра «Продолжи предложение»

«Учись читать книги, потому что.», «Слова надо говорить громко, потому что.», «Если бы я был волшебником, я бы.».

Игра «Диалоги»

Развивать интонационную выразительность речи.

Игра «Пословицы, поговорки, скороговорки»

Ребенок должен объяснить значение, смысл пословицы, поговорки и произнести ее выразительно.

Игра «Слова перепутались»

Педагог произносит деформированное предложение. Дети должны поменять слова в предложении местами и произнести его правильно

Игра «Найди букву на ощупь»

В «Чудесном мешочке» лежат 5—6 крупных букв. Ребенок на ощупь, не глядя, должен найти по контуру нужную букву.

Игра «На что похожа буква»

На листе бумаги изображены силуэты нескольких букв. Ребенок должен определить, на что похожа каждая буква (желательно, чтобы он называл несколько схожих с ней предметов).

Игра «Определи место звука в слове»

Педагог произносит несложные слова. Ребенок должен определить на слух, какой звук находится в конце, в начале, в середине слова.

Игра «Магазин игрушек»

Дети идут в «магазин», покупают нужную игрушку, определяя первый или последний звуки в ее названии и отдают «продавцу» соответствующую букву-«денежку».

Игра «Ты — дирижер»

Ребенок должен разделить слово на слоги с помощью взмахов руки.

Игра «У телевизора не работает звук»Дети встают в круг. Ребенок должен прошептать слово. Следующий ребенок передает его дальше по кругу и т. д.

Игра «Рассели зверей в домики»

Ребенок должен определить место звука в слове или определить первый звук и поселить зверушку в соответствующий домик.

Игра «Кто больше?»

Игра-соревнование: кто назовет больше слов с данным звуком. За правильные ответы дети получают фишки.

Игра «В каком вагоне поедут животные?»

Ребенок должен определить первый звук в названиях животных, а затем разделить слова-названия на слоги. («В первом вагоне поедет кот, во втором лиса, в третьем собака и т. д.».)

Игра «Наловим рыбки»

«Удочкой» с магнитом дети «ловят» картинки с изображениями предметов, в названиях которых есть названный педагогом звук.

Коррекционно-развивающие игры

Все маленькие дети любят играть. Игра в их жизни представляет огромный интерес и занимает даже большую роль, чем окружающая их действительность. Только при одном воспоминании об интересной игре у малышей начинают гореть глаза, и они с нетерпением ждут дальнейшего развития событий. Благодаря игре любой ребенок чувствует себя более уверенно, он не боится попробовать свои силы в разрешении каких-либо задач или вопросов. Именно здесь он сам может создавать свой мир и быть полноправным и самодостаточным его участником. Во взрослой жизни маленький человек еще не может понять все изобилие проблем и тонкостей, к которым уже готовы взрослые.

Именно для того, чтобы наилучшим образом повлиять на становление личности ребенка, укрепить его уверенность в себе, сформировать хорошие умственные способности, необходимо обращать внимание на коррекционно-развивающие игры. Кроме этого, не зря многими педагогами доказано, что обучение ребенка родителями проходит более эффективно тогда, когда оно сопровождается домашними развивающими играми.

В дошкольных учреждениях игре отводится значительная часть во всем дневном распорядке. Дети играют не только перед и после приема пищи, но и во время процесса обучения. Преимуществом детских садов в полноценном развитии ребенка является то, что воспитатели имеют возможность применять новые развивающие игры, о которых еще могут не знать родители.

Роль и основные функции коррекционно-развивающих игр

Особую роль в логопедической деятельности занимают коррекционно-развивающие игры, поскольку за счет них проблемы с дефектами речи ребенка проявляются намного реже и исправляются гораздо быстрее. Следует отметить также, что коррекционные игры для детей дошкольного возраста несут в себе много положительных качеств:

  • Маленький ребенок, не осознавая проблем в своей речи, никогда не захочет их исправлять под влиянием строгих указаний и требований. В то же время коррекционно-развивающие игры в непроизвольной форме избавляют малыша от различных логопедических проблем;
  • Чтобы заставить ребенка бесчисленное количество раз повторять скучные и не всегда интересные задания для формирования правильного произношения, педагогу не обойтись без коррекционно-развивающих игр.

Исследования показали, что в наши дни увеличилось число детей, которые не только неправильно произносят отдельные звуки, но и обладают маленьким запасом слов, нарушают постановку слов в элементарных фразах, а также не могут выразить собственные мысли в форме сложного предложения. Причиной этого многие считают недостаточное количество заданий на развитие мелкой моторики. Кроме этого, подобные дети чаще всего не могут долгое время концентрироваться на одном процессе, у них наблюдаются проблемы с нормальным мышлением и памятью. В результате этого девочки и мальчики с дефектами произношения отстают в общем развитии, у них отмечается голосовая, мимическая и эмоциональная недостаточность. Нередко наблюдаются случаи, когда ребенок замыкается в себе, становится заторможенным, резко реагирует на высказывания, сделанные в его сторону. Это происходит потому, что малыш понимает, что говорит иначе, не так, как его сверстники. Как отмечают специалисты, дефекты речи проявляются не только в неправильном произношении звуков, проблема кроется также в понимании, восприятии и воспроизведении речи.

За счет новых развивающих игр логопеду под силу определить истинную причину проблем с нормальной речью. В этом случае применяются коррекционно-развивающие игры на исправление неправильных звуков. При этом все коррекционные игры для детей для достижения максимального эффекта усложняются психологическими и лексико-грамматическими упражнениями.

Необходимость коррекционных игр для детей

  • В процессе подобных занятий ребенок чувствует себя более комфортно и расслабленно, не подавляя свою эмоциональную сферу;
  • Они дают возможность увеличить речевую мотивацию;
  • Специальные новые развивающие игры способны устранить недостатки фонематического звучания;
  • Психическое состояние малыша начинает налаживаться и постепенно приходит в норму;
  • Постепенно проблемы с неправильным произношением исчезают, поскольку необходимые речевые задания выполняются с большим количеством повторений.

На сегодняшний день коррекционно-развивающие игры – это одно из наиболее эффективных методов борьбы с неправильным произношением.

Примеры коррекционно-развивающих игр

Рассмотрим некоторые коррекционно-развивающие игры. Так, развить память поможет игра «Повтори за мной». Ведущий выбирает из группы детей одного, который пытается в виде хлопков повторить все постукивания воспитателя по столу карандашом. Остальные дети стоят возле стола и внимательно наблюдают за действиями участника.

К домашним развивающим играм можно отнести упражнение «Запомни движение». Один из родителей показывает определенные движения ногами и руками. Задача ребенка повторить их в прямой и обратной последовательности.

Очень весело проходит такая коррекционно-развивающая игра, которая называется «В магазине зеркал». В магазин с большим количеством зеркал входит человек с обезьянкой на плече. Обезьяна видит отражения и думает, что это другие обезьяны. Она корчит рожицы и делает всякие движения руками и ногами. При этом отражения точно повторяют ее действия. В этом случае обезьяна – одни ребенок, а отражения – все остальные дети.

Среди домашних развивающих игр не следует забывать также игру «Разведчики». Расставив в комнате в произвольном порядке стулья и табуретки, один из родителей в произвольном порядке обходит их. Задание ребенка – повторить увиденный путь. После этого ролями можно поменяться.

Чтобы научить ребенка быстро сосредотачиваться, нужно применять новую развивающую игру «Что слышно». Ведущий дает возможность детям прослушать то, что происходило за дверью. После этого каждый рассказывает то, что запомнил. По команде все переводят свое внимание на окно, а потом снова на дверь и говорят, что там происходило.

Для устранения двигательного автоматизма среди коррекционно-развивающих игр следует отметить упражнение «Флажок». Дети ходят по кругу под музыку. Когда ведущий поднимает флажок, все обязательно должны остановиться.

Выработать хорошее внимание можно с помощью домашней развивающей игры «Карлики и великаны». При слове «великаны» все должны встать, при слове «карлики» – присесть.

Весело и эмоционально проходят и подвижные коррекционно-развивающие игры. Это может быть задание «Иголка и нитка». Дети, стоя друг за другом, бегают за направляющим (иголкой) и повторяют все его движения.

Для того чтобы успокоить очень активных детей, играют в игру «Слушай команду». Все дети ходят под музыку по кругу. Когда мелодия прекращается, ведущий очень тихо произносит какую-либо команду, которую все должны выполнить. При этом все задания должны быть очень спокойными. Игра заканчивается в тот момент, когда вся группа детей правильно выполняет поставленные перед ними задания.

Коррекционные игры

Александра Комар
Коррекционные игры

Коррекционные игры и упражнения для детей с преобладанием холерического и сангвинического темперамента

«Море волнуется» (произвольность поведения чувств).

Водящий начинает так: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три: фигура радости, страха, стыда и т. д. на месте замри». Далее водящий выбирает наиболее яркую фигуру.

«Тыкалки» (тренировка умения владеть своими чувствами).

Дети садятся на стулья, ставят ступни ног на пол и «замирают». Ведущий, медленно считая до 10, проходит между детьми и легонько щекочет каждого. Детям необходимо не рассмеяться при этом и сохранить неподвижность.

«А-а-ах!» (тренировка умения владеть своими чувствами).

Ведущий кладёт руку на стол и затем медленно поднимает её до вертикального положения. Дети в соответствии с поднятием руки усиливают громкость звука «а» — с тем чтобы когда рука достигнет верхнего положения, завершить её громким совместным «Ах!» и мгновенно замолчать.

«Да и нет» (гармонизация осознания прав и обязанностей).

Инструкция. Попробуем определить, кто из нас умеет быть внимательным. Каждому из вас по очереди мы будем задавать вопросы, на которые заранее знаем ответы «да» и «нет». Например: «Ты ходишь в школу?», «Ты был на Северном полюсе?» и т. п. А тот кто отвечает, должен обязательно отвечать наоборот. Тот, кто ошибается, выбывает из игры.

Игры для детей разного типа темперамента

ИГРА «ДОБРЫЙ БЕГЕМОТИК»

Цель: Снятие эмоционального напряжения, агрессии, снижение двигательной активности.

: Дети встают в шеренгу. Взрослый говорит, что все вместе они — маленький добрый бегемотик. Каждый ребенок обнимает за талию (или кладет руки на плечи) впередистоящего.

Взрослый просит каждого ребенка погладить сво его соседа по плечику, по головке, по спинке, по ручке.

Затем взрослый просит «бегемотика» походить по группе, присесть. Обычно дети, приседая все вместе, падают и смеются. Иногда игра превращается в общую «кучу-малу», ко всеобщему удовольствию всех участников.

ИГРА «САМОЛЕТ ЛЕТИТ ПО НЕБУ»

Цель: Развитие воображения, слухового внимания, способности быстро реагировать на инструкцию.

: Дети стоят в кругу. Взрослый говорит:

— Самолет летит по небу,

В самолете я лечу.

Дети изображают руками крылья самолета, гудят.

Взрослый говорит:

— На машине я поеду,

Если только захочу.

Дети изображают, как они едут в машине, держат ся за руль, рычат, подражая звуку мотора.

Взрослый выполняет движения вместе с детьми.

ИГРА «МОЙ ХОРОШИЙ ПОПУГАЙ»

Цель: Развитие эмпатии детей, быстроты реакции, снятие агрессии, расширение словарного запаса и поведенческого репертуара детей.

: Дети стоят в кругу, плотно прижимаясь плечиками друг к другу. Взрослый бросает кому-либо из них плюшевого попугая (или другую мягкую игрушку). Ре бенок, поймав игрушку, должен прижать ее к себе, на звать ласковым именем и передать (или перебросить) ее другому ребенку.

Сначала игра проходит в очень медленном темпе, так как дети с трудом находят ласковое имя для попугая, не умеют передавать игрушку кому-либо из играющих. Но затем, по мере освоения этих операций, темп игры, как правило, ускоряется.

Примечание: Для более старших детей, которые уже умеют говорить, можно использовать стихотворное сопровождение:

Мой хороший попугай,

Мне его скорее дай.

Он красивый, он хороший

И еще.

ребенок добавляет свое ласковое слово, например:

Он добрый очень.

ИГРА «ПАУЧКИ И КОМАРЫ»

Цель: Развитие координации движений, навыков взаимодействия, сплочение группы.

: Все дети — «комарики» — ходят, бегают по ковру.

Двое детей берутся за руки — это «паучки». Они пытаются свободными руками поймать и заманить в «па утину» как можно больше «комаров».

Когда все «комары» будут пойманы, дети берутся за руки и танцуют все вместе.

ИГРА «КОЛОКОЛЬЧИК»

Цель: Развитие координации движений, умения подчиняться правилам игры, отработка быстроты реакции.

: Все дети сидят в кругу на стульчиках. Стулья должны стоять как можно плотнее друг к другу. Один из детей встает в центр круга — он водящий. Дети, сидя щие в кругу, передают друг другу колокольчик (он дол жен быть со звонким, отчетливым звуком). Задача во дящего — дотронуться до того ребенка, у которого в руках колокольчик. Как только ему это удастся, он садится на стул, а место водящего занимает тот, кого «поймали» с колокольчиком в руках.

ИГРА «ПОКАЖИ НОС»

Цель: Развитие слухового внимания, обучение детей ориентации на своем теле.

: Все играющие стоят напротив взрослого, который говорит им:

— Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем мы играть.

Вы смотрите, не зевайте

И за мной все повторяйте,

Что я вам сейчас скажу

И при этом покажу.

Далее взрослый называет вслух (можно вместе с детьми и одновременно показывает на себе) какую-либо часть лица, тела:

«Уши-уши» — все показывают уши. «Глазки-глазки» — все показывают глазки. «Ручки-ручки» — все показывают ручки и т. д.

Примечание: Когда дети привыкнут к этой инструкции, взрослый может усложнить игру: он специально путает детей — называет одну часть тела или лица, а показы вает другую. Дети должны заметить это и не повторить неверное движение. Взрослый может помогать им, изменяя интонацию, хитро улыбаясь, тем самым заостряя внимание на каком-либо движении.

ИГРА «ЛЯГУШКИ»

Цель: Развитие умения подчиняться словесной инструкции, формирование чувства ритма, развитие коорди нации движений, снятие излишней двигательной активности, сплочение группы.

: Все дети сидят на маленьких подушечках-думочках.

Затем они начинают передвигаться на этих подушках по ковру и приговаривают все вместе:

Две лягушечки с утра

Съесть хотели комара.

Далее взрослый говорит:

Комары все улетели,

И лягушки их не съели.

Дети встают с подушек и все вместе пляшут, взявшись за руки и припевая:

Тара-ра, тара-ра,

Веселиться всем пора.

ИГРА «КЕНГУРУ»

Цель: Обучение детей двигаться в паре, подстраиваться к ритму движения партнера.

: Дети разбиваются на пары (совсем маленьких детей расставляет взрослый). Один ребенок — «кен гуру» — стоит, второй — «кенгуренок» — сначала встает к нему спиной, а затем приседает. Дети берутся за руки. Их задача — не расцепляя рук, пройти в таком положении до воспитателя (до стены, до окна.).

Примечание: В эту игру охотно играют дети 2,5—3 лет Более младшие дети могут играть в нее не со сверстниками, а с ма мой, со старшими братом или сестрой.

ИГРА «ЧЕРЕПАХА»

Цель: Знакомство с домашними животными, развитие слухового внимания.

: Дети стоят в кругу. Взрослый называет животное, дети отвечают характерным для этого животного звуком.

Например:

Собака — «Гав-гав.» Кошка — «Мяу-мяу.» Корова — «Му-му.»

Но как только взрослый говорит: «Черепаха», —

все дети приседают (можно еще прижать подбородок к груди).

До начала игры, особенно с самыми маленькими детьми, взрослый многократно повторяет характерные для домашних животных звуки. Кроме того, он объясняет, чем отличается черепаха от названных животных, показывает картинку с ее изображением, рассказывает, как и почему черепаха прячет голову в панцирь.

Для детей постарше можно усложнить условие игры, добавив названия диких животных, объяснив разницу между домашними и дикими животными. С этой це лью можно использовать как соответствующие игрушки, так и картинки с изображением животных.

ИГРА «ИЩУ ДРУГА»

Цель: Обучение детей навыкам сотрудничества, переход от игры «рядом» к игре «вместе».

: Для проведения игры необходимо иметь набор игрушек, среди которых должно быть 2—3 зайчика, 2—3 мишки, 2—3 рыбки и т. д. Каждому ребенку выдается игрушка.

Взрослый говорит детям, что сейчас они будут танцевать вместе со зверятами. Но одному зайчику, мишке танцевать скучно, поэтому, пока звучит музы ка, каждый ребенок должен найти для своей зверюшки одного-двух друзей. На первом этапе взрослый показывает детям все игрушки, заостряя их внимание на том, что в наборе не один зайчик, а два или три, не один мишка, а два или три.

Когда начинает звучать музыка, дети ходят по ком нате и ищут детей с парными игрушками, то есть по дыскивают своей зверюшке друга. Когда друг (пара) будет найден, дети танцуют вместе с игрушками. Игрушки можно поставить на пол перед собой и танцевать вокруг них.

ИГРА «САМОЛЕТЫ»

Цель: Развитие воображения, слухового внимания, умения быстро подчиняться инструкции взрослого.

: Дети находятся на одной стороне площадки (комнаты) или в кругу. Взрослый стоит перед ними и по казывает, как заводит двигатель самолет: делает вращательные движения руками перед грудью и произносит; «Р-Р-Р.» Дети повторяют движение и звук,

указанные взрослым.

Взрослый дает сигнал «Полетели!», и дети сразу разводят руки в стороны и «летают», то есть бегают по комнате в разных направлениях.

Как только взрослый дает сигнал «На посадку», все дети должны остановиться и присесть (или сесть на стульчики).

ИГРА «ПОМОГИ ТАНЕ»

Цель: Воспитание навыков партнерского общения, усиление мотивации к общению, снятие тревожности у детей.

: Взрослый говорит, что у девочки Тани случилась беда: сломались все игрушки, и ей больше не во что играть. Детям показывают несколько заранее подобранных старых игрушек, каждая из которых разделена на две части. Например, шляпка гриба и ножка гриба, две части одной матрешки и др. Для более старших детей каждую игрушку можно разделить не на две, а уже на три-четыре части.

Полученные детали раздают детям — каждому ребенку по одной — и просят их помочь Тане починить ее игрушки.

Задача малышей — найти отдельные части игрушки и соединить их.

С совсем маленькими детьми или «особыми» деть ми на первых порах можно играть в эту игру вдвоем: ребенок и взрослый.

ИГРА «ЗАЙЧИК»

Цель: Развитие эмпатии, координации движений, умения взаимодействовать с другими детьми, подчинять ся общему ритму игры, управлять своим телом, движениями.

: Дети (5—6 человек) вместе с воспитателем держат за края небольшую скатерть или пеленку, на которой лежит игрушечный зайчик.

Сначала дети плавно качают пеленку и говорят:

Зайчик, зайчик крепко спит

И шуметь нам не велит.

Затем взрослый ускоряет ритм движения и вместе с детьми говорит:

Зайка глазки открывает,

За морковкой убегает.

Далее взрослый еще более энергично раскачивает пеленку,

даже слегка подбрасывая зайчика, и снова вместе с детьми говорит:

Он бежит от волка прочь.

Мы хотим ему помочь.

Взрослый постепенно замедляет темп, дети говорят:

Успокойся, зайчик-зайка.

Ляг в кровать и засыпай-ка.

После этих слов движения становятся совсем плавными,

и дети со взрослым как можно тише, спокойнее говорят:

Зайчик-зайчик крепко спит

И шуметь нам не велит.

Тсссссссссс.

ИГРА «КОРШУН»

Цель: Развитие внимания, быстроты реакции, умения следовать инструкции взрослого, обучение навыкам взаимодействия с детьми.