Идиотизм

Идиотизм

Идиотизм – это полное отсутствие интеллекта или состояние, при котором развитие интеллекта остановилось, достигнув уровня детского возраста. Идиотизм относится к психической болезни, обусловленной задержкой в развитии умственных способностей в начале первых лет жизни. Данное заболевание относят к врожденному слабоумию. Тяжелая форма патологии отмечается полнейшим отсутствием речи, мышления, снижением болевой чувствительности.

Причины идиотизма

Причины, вызвавшие идиотизм, могут быть различными:

— случайное повреждение у новорожденного головы;

— инфекционное заболевание, осложнившееся воспалением мозга;

— генетическая предрасположенность к душевным и нервным болезням;

— пьянство, во время зачатия;

— болезни или нравственные потрясения будущей матери в период беременности;

— родство родителей;

— наследственный сифилис;

— задержка зародышевого развития мозга;

— дурные гигиенические условия, недостаточное питание, чрезмерное укутывание головы;

— применение водки, опия в убаюкивании ребенка.

Симптомы и признаки идиотизма

Врач после осмотра больного может сделать выводы о степени слабоумия и установить диагноз. Например, для врожденного тупоумия характерна задержка развития умственных способностей, однако она настолько незначительна, что эти пациенты внешне и по поведению мало чем отличаются от нормальных людей. Тупоумие – это узконаправленное мышление, принимающее узкий спектр информации и не воспринимающее спектр информации противоположного значения. К тупоумию относят ограниченность умственных способностей, которые выражаются в несообразительности, глупости, невосприимчивости.

Идиот, страдающий тупоумием, не способен осмысливать информацию, подвергать ее анализу, производить осмысленное умозаключение и делать правильный вывод. Тупоумие обусловлено мутацией на генном уровне. У таких индивидов духовное развитие способно к незначительному прогрессу, при этом восприимчивость их слабая, а мыслительная деятельность вялая, однако у них может формироваться не существенное самосознание и они могут стать самостоятельными личностями. Ничего такого подобного не происходит при глубоких степенях идиотизма.

Глубокая степень идиотизма отмечается неспособностью к оборонительным движениям, во время инъекций идиоты не одергивают руку, а только кричат или плачут. Другие настолько беспомощны, что самостоятельно не едят и акт питания происходит после того, как будет положена пища в рот. Третьи всю жизнь не могут выучиться управлять функциями мочеиспускания, а также испражнениями, и эти акты происходят непроизвольно. Некоторые идиоты не способны пользоваться ногами для ходьбы, однако их мышцы не поражены параличом. При ходьбе движения их рук неловки, а походка неуклюжая. Речь может отсутствовать или ограничиваться произнесением отдельных нечленораздельных звуков. У других индивидов отмечается способность к речи, однако разговор напоминает детский лепет, а отдельные буквы совсем не выговариваются. У идиотов с сохранностью речи, имеются проявления умственных признаков, однако в зачаточном состоянии.

Определяют степень умственного развития больного, сравнивая его развитие с нормальным ребенком. Идиоты напоминают детей по развитию от одного года до четырех лет. Это сравнение позволяет лишь в общих чертах представить психическое состояние идиотов, также они еще различаются существенно по характеру. Одни малоподвижны, молчаливы, не восприимчивы к различным впечатлениям. Другие, наоборот, очень подвижны, подбирают блестящие предметы, кладут их в рот, всегда что-то бормочут, проявляют симпатию к определенным личностям.

У третьих наблюдаются стереотипные привычки (вертятся на одном месте, качаются, засовывают палец в рот). Многим присуща подражательность. Эта подражательность проявляется в том, что на вопросы, предлагаемые им, они отвечают этими же вопросами.

При высших степенях идиотизма речь способна быть совершенно свободной, возможно обучение идиотов письму и чтению, некоторым механическим простым работам, а также рукоделию. Такие идиоты различают предметы и людей, выполняют простые поручения, однако к дальнейшему совершенствованию они неспособны, поскольку теряются перед сложной задачей.

У высших идиотов возникают склонности к лакомствам, интерес к другому полу, который они удовлетворяют импульсивно, не удерживаясь ни стыдом, ни нравственными побуждениями.

К умственной бедности зачастую присоединяется нравственное извращение, склонность к обману и лжи в грубой форме. В целом идиоты безвредны и добродушны, однако в случае раздражения превращаются в злых и опасных личностей, не умеющих оценить последствия своих поступков.

Феномены идиотии отмечаются поразительным развитием памяти в одном направлении. Некоторые личности прославились способностью производить наизусть сложнейшие вычисления, другие выделялись феноменальным музыкальным слухом, или талантом к определенному ремеслу. Известен в истории случай идиота Минда, получивший название «кошачьего Рафаэля», поскольку замечательно рисовал кошек.

Характеристика идиотов не ограничивается только духовной стороной больных. Идиотия зачастую сопровождается физическими симптомами, например, она сочетается с параличом одной половины тела, обширными параличами или эпилептическими припадками. Нередко встречаются неправильные формы лица и черепа — асимметрия, уменьшение или увеличение головы, уродливые, искривленные формы черепа, аномалии в расстановке и неправильное развитие зубов, безобразные ушные раковины, слепота, косоглазие и другие физические недостатки. Очень часто отмечается недостаточное развитие, а также аномалии половых органов. Однако в большинстве случаях способность к половой жизни сохраняется и у некоторых больных идиотизмом женщин даже наблюдались роды.

Традиционная психиатрия выделяет несколько стадий врожденного слабоумия:

— олигофрения;

— дебильность или дебилизм;

— имбецильность;

— идиотизм или идиотия.

Первая стадия отмечается благоприятным прогнозом социальной адаптации пациента с применением корректирующих методик олигофренопедагогики, при условии, если слабоумие не отягощается социопатией. Наличие в анамнезе дебильности или олигофрении в ограниченной степени не выступает препятствием прохождения службы в армии.

На бытовом уровне часто под признаками идиотизма подразумевают непрактичное поведение, которое не следует путать с асоциальным или девиантным. Политкорректная психиатрия рассматривает идиотизм, как нетрадиционную интеллектуальную ориентацию, а не как клиническое отклонение от нормы.

Идиотизм согласно МКБ-10

МКБ-10 относят дебильность, имбецильность, а также идиотию к нарастающим степеням тяжести олигофрении, при этом всего выделяют четыре степени:

— легкая — IQ 50-70

— умеренная — IQ 35-50

— тяжелая — IQ 20-35

— глубокая — IQ менее 20

Излечению идиотизм не подлежит. Осуществляют попытки в лечении идиотов-микроцефалов, вырезая кусочки черепных костей, чтобы устранить черепную тесноту, мешающую росту мозга.

Специалисты ограничиваются по отношению к идиотам систематическим обучением в специальных заведениях. Они редко доживают до преклонного возраста, однако при хорошем уходе их жизнь можно продлить до нескольких десятков лет.

Психоневролог Гартман Н.Н.

Врач Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Идиотия

Смотреть что такое «Идиотия» в других словарях:

  • ИДИОТИЯ — (гр. idites особенность). Состояние идиота. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. идиотия ((гр. ididteia невежество) самая тяжелая форма врожденного психического недоразвития олигофрении ср. имбецильность … Словарь иностранных слов русского языка

  • Идиотия — Идиотия ♦ Idiotie Крайний дефицит интеллекта. В традиционной психопатологии слово «идиот» служило для обозначения человека, страдающего тем, что сегодня именуется тяжелой формой дебилизма (в отличие от имбецила, затронутого его легкой… … Философский словарь Спонвиля

  • идиотия — сущ. • слабоумие • идиотизм Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 Информатик. 2012. идиотия сущ., кол во синонимов: 4 • идиотизм … Словарь синонимов

  • идиотия — и, ж. idiotie, нем. Idiotie <гр. idioteia частная жизнь; невежественность, необразованность. Самая тяжелая форма врожденного психического недоразвития олигофрении; то же, что идиотизм. Крысин 1998. Степень идиотии родителей безгранична. Г.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Идиотия — Термин широко применяется (хотя он недостаточно четко очерчен) с 18 го века для обозначения состояний, в которых с рождения или раннего младенческого возраста имеется первичная слабость интеллекта, ведущая к невозможности усвоения образовательных … Большая психологическая энциклопедия

  • ИДИОТИЯ — (от греческого idioteia невежество), наиболее глубокая степень олигофрении. При идиотии мышление и речь не развиваются, влечения и эмоции элементарны, не корригируются … Современная энциклопедия

  • ИДИОТИЯ — (от греч. idioteia невежество) наиболее глубокая степень олигофрении. При идиотии мышление и речь не развиваются; влечения и эмоции элементарны, не корригируются … Большой Энциклопедический словарь

  • ИДИОТИЯ — ИДИОТИЯ, идиотии, мн. нет, жен. (мед.). То же, что идиотизм1 в 1 знач. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

  • ИДИОТИЯ — Серьезная умственная отсталость. Термин идиот, от которого образован этот термин, считается устаревшим (см. умственная недостаточность и умственная отсталость), но сам термин идиотия сохранился в ряде составных форм в основном медицинского или… … Толковый словарь по психологии

  • идиотия — и; ж. Мед. Тяжёлая форма врождённого психического недоразвития. * * * идиотия (от греч. idiōtéia невежество), наиболее глубокая степень олигофрении. При идиотии мышление и речь не развиваются; влечения и эмоции элементарны, не корригируются. * * … Энциклопедический словарь

Как распознать идиота во время дискуссии

Вовремя выявить идиота во время дискуссии крайне важно, так как это позволит вам сэкономить значительные усилия.

фото es.forwallpaper.com

Все жалуются на свою память, но никто не жалуется на свой ум ©Ларошфуко

Прежде всего, автор хотел бы выразить признательность многочисленным собеседникам, как в реале, так и на интернетфорумах, без чьей помощи эта статья никогда не увидела бы свет.

Вовремя выявить идиота во время дискуссии крайне важно, так как это позволит вам сэкономить значительные усилия. Конечно, иногда можно изменить мнение идиота не опираясь на факты и не пользуясь логическими доводами, но в данной статье предполагается, что дискуссия ведется для обмена логически непротиворечивыми мнениями и получения новой информации друг от друга, а не для вербовки в ряды сторонников своей идеи идиотов.

Прежде чем приступить к разбору признаков, с помощью которых вы сможете определить, что данный человек участвующий в дискуссии является идиотом, мы поясним, что в данном случае имеется в виду под термином идиот. Естественно в данном случае понятие «идиот» является не медицинским термином, а скорее характеризует интеллектуальные способности человека.

Теперь приступим к рассмотрению признаков того, что вы дискутируете с идиотом.

1) Грубость и/или отсутсвие каких-либо обоснований фактических или логических при даче ответа или утверждении чего-либо

Примеры: Все, что ты говоришь фигня! Ерунда! Земля плоская и стоит на трех китах и не смей утверждать обратное! И т.д.

Пояснения. Если собеседник не в состоянии привести какие-либо логические или фактические доводы в поддержку своего мнения, то ему ничего не остается, как грубить и безапелляционно и бездоказательно твердить свое. Неспособность же обосновать свое мнение говорит о том, что дискутирующий с вами идиот с достаточно высокой вероятностью.

Надежность признака: не очень высокая.

Пример поясняющий причины возможной ненадежности: Допустим, в дискуссию двух интеллектуальных и эрудированных собеседников обсуждающих Наполеона, его политику и т.д.вмешивается еще один человек. » А Наполеон, между прочим, еврей и агент Моссада и его задачей было установить мировое господство масонов» — заявляет он. Течение дискуссии в дальнейшем зависит от крепости нервов и педагогических склонностей первых двух ее участников.

Если нервы у них крепкие и они не чужды педагогического таланта, то они могут попробовать просветить нового участника дискуссии о исторических реалиях наполеоновского времени. Получится у них это или нет сказать заранее нельзя, но можно предположить, что вероятность этого относительно низкая.

Так как, если человек и правда интересуется вопросом и способен к обучению, то он уж смог бы вероятно найти какую-нибудь более менее приемлемую литературу об этом периоде и не нес бы подобной ахинеи.

Следовательно, если два первых участника дискуссии не слишком выдержаны, не склонны бесплатно заниматься обучением вклинившегося в дискуссию, то очень может быть, что один из них или они оба скажут новому собеседнику нечто вроде — «Иди отсюда! Дебил!» никак не аргументируя свой ответ. И это их высказывание вполне подпадает под приведенный выше признак идиотизма, но, как вполне очевидно из приведенного примера, в данном конкретном случае этот признак срабатывает неправильно, поскольку сделавшие это высказывание идиотами отнюдь не являются. Так что его желательно применять только в совокупности с другими признаками.

2) Попытка убеждения оппонента не логическими доводами и фактами, а через повторение бездоказательного утверждения

Пример: Рассмотрим все тех же упомянутых нами выше собеседников дискутирующих о наполеоновских временах. Предположим, что после того, как встрявший в дискуссию заявил им — » А Наполеон, между прочим, еврей и агент Моссада и его задачей было установить мировое господство масонов», они не послали его сразу куда подальше, а обстоятельно и с доказательствами из авторитетных источников принялись ему объяснять, что Наполеон не мог быть агентом Моссада хотя бы потому, что на тот момент Израиля как государства еще не существовало и уж тем более не существовало такой спецслужбы как Моссад. И Наполеон не был евреем, а был корсиканцем. После чего выступивший с подобными утверждениями некоторое время выжидает, а потом снова появляется с теми же утверждениями, которые были опровергнуты его собеседниками. Дальнейшие действия дискутирующих с подобным персонажем зависят от их терпения, а с его стороны выдача подобных многократно опровергнутых утверждений приобретает циклический характер.

Примечание: Из примера очевидно, что ведущий себя подобным образом либо не в состоянии удержать в голове приведенные против его утверждений доводы более чем в течение некоего относительно кратковременного периода, или же он считает, что многократное повторение какого-то утверждения несмотря на то, что оно было логически или фактически опровергнуто, тем не менее постепенно делает его истинным либо вообще либо в глазах собеседников

Надежность признака: весьма высокая

3) Необоснованные обобщения и экстраполяция

Пример: Когда некто утверждает, например, что все финны из музыки слушают только Фрэнка Синатру на том основании, что ему были знакомы всего два финна, и они ничего кроме песен Фрэнка Синатры не слушали или что все французы носят треугольные шляпы и мечтают завоевать Россию, так как он прочитал где-нибудь о Наполеоне и экстраполировал эту информацию на всех французов.

Или же приведем еще один из примеров ошибочной экстраполяции автором которого является Бобби Хендерс (подробнее об этом в статье Википедии Летающий Макаронный Монстр)

Пираты и глобальное потепление

Влияние количества пиратов на глобальное потепление как иллюстрация к тому, что взаимосвязь не равна причинности (лат. um hoc ergo propter hoc — после этого, значит, вследствие этого). В этом письме Хендерсон развивает аргумент, что «глобальное потепление, землетрясения, ураганы и другие природные катастрофы — прямое следствие сокращения количества пиратов с 1800 г.». График, приложенный к письму, показывает, что с сокращением количества пиратов глобальная температура повышается, тем самым иллюстрируя, что статистически связанные вещи, тем не менее, не обязательно взаимосвязаны.

Пояснения: Из приведенных выше утверждений или им подобных можно вполне четко констатировать, что делающий их понятия не имеет о том, что представляет собой репрезентативная выборка и что далеко не любая экстраполяция имеет смысл сама по себе.

Надежность признака: весьма высокая

4) Попытка опровержения статистических данных единичными примерами.

Пример: Когда некто в ответ на статистическое исследование, которое показывает, что средний уровень жизни в США выше, чем, например, в Белоруссии заявляет — «Вранье! Я в США был и там у меня бомж деньги на еду клянчил! Разве это высокий уровень жизни?! А вот в Белоруссии у меня брат живет и у него своя вилла, машина «Ягуар» и вообще он чуть ли не миллионер! Так что врет все ваша статистика про то, что в Белоруссии уровень жизни ниже, чем в США!»

Пояснения: В принципе пояснения в данном случае излишни.

Надежность признака: очень высокая

5) Попытка привлечения аргументов (для опровержения или подтверждения утверждений) из области, не являющейся предметом дискуссии (линчеванные негры и т.д.)

Пример: Некто скажем в дискуссии о том в какой стране средний уровень жизни выше заявляет «Вот Вы утверждаете, что в США уровень жизни выше, чем в Сомали. А США, между прочим,ядерную бомбу сбросили на Хиросиму и Нагасаки! Там куча людей погибла!» и т.д.

Пояснения: В данном случае человек не понимает, что т.к. предметом дискуссии является сравнительный уровень жизни по странам, а не то какой имидж имеет страна, какими методами был достигнут в ней высокий уровень жизни и т.д. Поэтому, хотя его утверждение абсолютно правдиво, в рамках приведенной выше дискуссии оно абсолютно бессмысленно, т.к. никоим образом не опровергает и не подтверждает то, что в США средний уровень жизни выше или ниже, чем в Сомали.

Надежность признака: не очень высокая

Пример поясняющий причины возможной ненадежности: Если предмет дискуссии не оговорен четко, а это не такой уж редкий случай, то один из собеседников просто может решить расширить сферу дискуссии, приведя аргументы из смежных и взаимозависимых с темой дискуссии других областей. В подобном случае такой оппонент отнюдь не будет являться идиотом. Идиотом он будет являться только в том случае, если тема дискуссии была оговорена достаточно четко, а он вопреки этому будет пытаться протащить в дискуссию аргументы под эту тему не подпадающие.

6) Избирательное применение данных и логических рассуждений

Пример: Если какой-либо монгол всем доказывает, приводя множество исторических сведений, что Чака (основатель государства зулусов в Южной Африке) был кровожадным дикарем и агрессором, но жутко оскорбляется и отказывается на основании не меньшего количества данных и руководствуясь той же логикой, признать таким же дикарем Чингисхана, демонстрируя тем самым избирательное применение логики и стремление игнорировать те данные, которые не вписываются в его идеи.

Пояснения: Собственно пояснения в данном случае излишни

Надежность признака: очень высокая

7) Непонимание неравной ценности различных источников информации

Пример: Если человек не понимает, что статья в области физики, опубликованная в журнале СПИД-Инфо, имеет гораздо меньший вес чем статья на ту же тему опубликованная, например, в таких научных журналах как «Nature» или «Physical Review Letters» или что при прочих равных условиях информация, сообщенная новостным агентством «Рейтерс», пользуется большим доверием, чем информация из такого источника, как все тот же СПИД-Инфо, то это само по себе очень показательно.

Пояснения: Область оценки авторитетности тех или иных источников информации еще достаточно мало формализована, что не отменяет, тем не менее, возможности градации этих источников по степени надежности эмпирическим путем. В таких же областях как наука уже разрабатываются вполне работоспособные методики оценки авторитетности научных статей наподобие индекса цитируемости

Надежность признака: достаточно высокая

Пример поясняющий причины возможной ненадежности: Несмотря на сказанное выше, тем не менее, следует отметить, что известны случаи, когда серьезная и заслуживающая доверия информация перекочевывала в авторитетные издания именно со страниц желтой прессы, а в науке некоторые теории, впоследствии признанные правильными не могли пробиться на страницы серьезных научных журналов. Хотя следует отметить, что в настоящее время подобные случаи являются скорее редкими исключениями.

8) Неспособность к логическим рассуждениям, а также понимаю и исправлению логических ошибок в своих доводах, даже если на них прямо указывается оппонентами.

Пример:

Некто проводит эксперимент на дрессированной собаке. По его команде «Ко мне!» она подбегает к экспериментатору. Затем он ампутирует ей ноги и снова командует «Ко мне!» собака остается неподвижной и на этом основании экспериментатор делает вывод, что органы слуха у собаки находятся на ногах и если ей ампутировать ноги, то собака глохнет.

Или же приведем пример из книги Ивина «Искусство правильно мыслить»

Обычно мы применяем логические законы, не задумываясь о них, нередко не подозревая о самом их существовании. Но бывает, что использование даже простой схемы сталкивается с известными трудностями.

Эксперименты, проводившиеся психологами с целью сопоставления мышления людей разных культур, наглядно показывают, что чаще всего причина трудностей в том, что схема рассуждения, его форма не выделяется в чистом виде. Для решения вопроса о правильности рассуждения вместо этого привлекаются какие-то не относящиеся к делу содержательные соображения. Обычно они связаны с конкретной ситуацией, описываемой в рассуждении.

Вот как описывают ход одного из экспериментов, проводившихся в Африке, М.Коул и С.Скрибнер в книге «Культура и мышление».

Экспериментатор.

Однажды паук пошел на праздничный обед. Но ему сказали, что прежде чем приступить к еде, он должен ответить на один вопрос. Вопрос такой: «Паук и черный олень всегда вместе едят. Паук ест. Ест ли олень?»

Испытуемый. Они были в лесу?

Экспериментатор. Да.

Испытуемый. Они вместе ели?

Экспериментатор. Паук и олень всегда вместе едят. Паук ест. Ест ли олень?

Испытуемый. Но меня там не было. Как я могу ответить на такой вопрос?

Экспериментатор. Не можете ответить? Даже если вас там не было, вы можете ответить на этот вопрос. (Повторяет вопрос.)

Испытуемый. Да, да, черный олень ест.

Экспериментатор. Почему вы говорите. что черный олень ест?

Испытуемый. Потому что черный олень всегда весь день ходит по лесу и ест зеленые листья. Потом он немного отдыхает и снова встает, чтобы поесть.

Здесь очевидная ошибка. У испытуемого нет общего представления о логической правильности вывода. Чтобы дать ответ, он стремится опереться на какие-то факты, а когда экспериментатор отказывается помочь ему в поисках таких фактов, он сам придумывает их.

Еще пример из этого же исследования.

Экспериментатор. Если Флюмо или Йакпало пьют сок тростника, староста деревни сердится. Флюмо не пьет сока тростника. Йакпало пьет сок тростника. Сердится ли староста деревни?

Испытуемый. Люди не сердятся на других людей.

Экспериментатор повторяет задачу.

Испытуемый. Староста деревни в тот день не сердился.

Экспериментатор. Староста деревни не сердился? Почему?

Испытуемый. Потому что он не любит Флюмо.

Экспериментатор. Он не любит Флюмо? Скажи почему?

Испытуемый. Потому что когда Флюмо пьет сок тростника, это плохо. Поэтому староста деревни сердится, когда Флюмо так делает. А когда Йакпало иногда пьет сок тростника, он ничего плохого не делает людям. Он идет и ложится спать. Поэтому люди на него не сердятся. Но тех, кто напьется сока тростника и начинает драться, — староста не может терпеть их в деревне».

Испытуемый имеет в виду скорее всего каких-то конкретных людей или просто выдумал их. Первую посылку задачи он отбросил и заменил ее другим утверждением: люди не сердятся на других людей. Затем он ввел в задачу новые данные, касающиеся поведения Флюмо и Йакпало. Ответ испытуемого на экспериментальную задачу был неправилен. Но он был результатом вполне логичных рассуждений на основе новых посылок.

Для анализа задачи, поставленной в первом эксперименте, переформулируем ее так, чтобы были выявлены логические связи утверждений: «Если ест паук, то ест также олень; если ест олень, то ест и паук; паук ест; следовательно, олень тоже ест». Здесь три посылки. Вытекает ли из двух из них: «Если ест паук, олень также ест» и «Паук ест» заключение «Олень ест»? Конечно. Рассуждение идет по упоминавшейся уже схеме: «если есть первое, то есть второе; есть первое; значит, есть второе». Она представляет собой логический закон. Правильность этого рассуждения не зависит, разумеется, от того, происходит ли все в лесу, присутствовал ли при этом испытуемый и т. п.

Несколько сложнее схема, по которой идет рассуждение во второй задаче: «Если Флюмо или Йакпало пьют сок тростника, староста деревни сердится. Флюмо не пьет сок тростника. Йакпало пьет сок тростника. Сердится ли староста деревни?» Отвлекаясь от конкретного содержания, выявляем схему рассуждения: «если есть первое или второе, то есть третье; первого нет, но есть второе; следовательно, есть третье». Эта схема является логическим законом, н, значит, рассуждение правильно. Схема близка указанной ранее схеме «если есть первое, то есть второе; есть первое; следовательно, есть второе». Различие только в том, что в качестве «первого» в более сложном рассуждении указываются две альтернативы, одна из которых тут же исключается»

Пояснения: Собственно этот признак является совокупным и фактически включает в себя все остальные признаки, упомянутые выше (они были рассмотрены отдельно лишь для большей ясности), а потому является наиболее надежным. Все множество логических ошибок, которые можно совершить рассмотреть невозможно, поскольку они, как и глупость человеческая, безграничны и потому выше приводится всего несколько примеров подобных ошибок. В остальном же применяя этот признак нужно просто проверять ход рассуждений дискутирующего на соответствие логике.

Надежность признака: крайне высокая

Что еще следует помнить, дискутируя с идиотом.

Как правило, идиот считает, что победил в дискуссии, если вы первым перестаете с ним дискутировать, т.е. отвечать на его идиотские высказывания и опровергать их. А вы таки с большой вероятностью перестанете делать это первым в силу закона Шапиро, скромно названного мной в честь меня. И закон этот гласит, что ‘высказывание идиотского утверждения требует на порядок меньше усилий, чем его последовательное и обоснованное опровержение и более того, иногда это опровержение вообще невозможно’. Чтобы понять, почему это так следует обратиться к знаменитому ‘Чайнику Рассела’. В 1952 году Рассел писал:

‘Если я предположу, что между Землёй и Марсом вокруг Солнца по эллиптической орбите летает фарфоровый чайник, никто не сможет опровергнуть моё утверждение, особенно если я аккуратно добавлю, что чайник настолько мал, что не виден даже самыми мощнейшими телескопами’

Вы представляете, каких усилий потребует опровержение подобного утверждения и что на современном уровне технического развития данное опровержение вообще невозможно осуществить?

И даже в тех случаях, когда опровержение возможно, оно требует несопоставимо чудовищных усилий по сравнению с усилиями требующимися для осуществления идиотского высказывания, которое требуется опровергнуть. Поэтому вариант, что вы просто физически не сможете опровергнуть высказывание своего оппонента-идиота и вынуждены будете прекратить дискуссию очень даже возможен.

И вам абсолютно не поможет, если вы решите потребовать от оппонента-идиота, чтобы он сам доказал истинность своего бредового утверждения т.к. он элементарно в доказательство своего бредового утверждения приведет столь же бредовые рассуждения и доказательства, а это в свою очередь означает, что вам придется опровергать и их. И это уже не говоря о том, что идиот с легкостью может воспользоваться методом, упомянутым мной во втором признаке идиотизма т.е. постоянным повторением (иногда слегка видоизмененным) своих уже опровергнутых утверждений.

Исходя из этого, идиот согласно своим критериям победы всегда одержит над вами верх в дискуссии. А потому не лучше ли выявив идиота с помощью приведенных мной выше признаков сразу же послать его куда подальше? Так вы сэкономите очень много времени и сил. опубликовано econet.ru

Максим Шапиро

Идиотия (глубокая умственная отсталость )

Проявления патологии начинают быть заметны уже на первом полугодии жизни ребенка. Наиболее ранними признаками идиотии оказываются отсутствие или слабость реакций на окружающее, отсутствие дифференциальной улыбки, комплекса оживления при приближении родных. Отмечается неспособность отличать близких от чужих людей; отсутствует реакция на мать, интерес к игрушкам, выразительная мимическая активность — все это является характерным клиническим проявлением врожденного слабоумия. У ребенка отмечается маловыразительный взгляд, поздно появляется улыбка, отсутствует предметно-манипуляторная деятельность и начальное понимание обращенной речи. Степень отставания моторного развития начинает проявляться с течением времени все ярче.

В более старшем возрасте главными клиническими проявлениями заболевания являются отсутствие речи и недоразвитие других психических функций. С больными трудно вступать в контакт, так как они не воспринимают обращенную к ним речь, реакция на окружающее либо вообще не возникает, либо имеет извращенный, неадекватный характер. Внимание неустойчиво или полностью отсутствует. У таких больных совершенно не развиты моторные и статические функции; они не в состоянии обслуживать сами себя и не владеют даже самыми простейшими навыками самообслуживания, в связи с чем нуждаются в постоянном надзоре и уходе.

Больным доступны лишь самые элементарные умственные операции, а их психическая жизнь находится на уровне безусловно-рефлекторной (условной рефлекс может формироваться только на кормление). Основные психические функции либо полностью отсутствуют, либо недоразвиты. Эмоции не дифференцированы и представлены только двумя противоположными реакциями – удовольствия и недовольства. Больные прожорливы, тянут в рот абсолютно все – съедобное или несъедобное.

Существуют две основные клинические формы идиотии — торпидная и возбудимая. При торпидном варианте пациенты предоставлены сами себе и остаются неподвижными; при возбудимом же они находятся в состоянии постоянного нецеленаправленного и часто стереотипного психомоторного возбуждения (хлопают в ладоши, раскачиваются и совершают прочие движения).

Довольно часто тяжелая форма умственной отсталости сочетается с аномалиями и пороками физического развития. Они могут быть представлены различными дисплазиями: дефектами развития верхних и нижних конечностей, шестипалостью или сращением пальцев, врожденными контрактурами суставов, спинномозговыми и мозговыми грыжами; также довольно часто встречаются диастемы, недоразвитие или дефекты наружного уха. Нередки и пороки развития внутренних органов: врожденные пороки сердца, дисгенезии желудочно-кишечного тракта, пороки развития мочеполовой системы.

Идиотия: лечение, формы и степени, причины

Идиотией называется максимально тяжелая степень умственной отсталости. Такой патологией больные страдают с момента рождения. Выявить патологию можно уже у грудничка первых недель жизни за счет зрительного отставания психомоторного развития.

Пациенты полностью беспомощны. Психологическое и эмоциональное развитие у них не происходит. Они не в состоянии узнавать близких и родных, не разговаривают. Больные малыши появляются на свет у абсолютно здоровых родителей. Коэффициент IQ у таких больных пациентов всю жизнь так и не превысит 20.

Такие дети не способны к обучению. Не усваивают даже элементарные навыки самообслуживания. Могут отличаться непристойным поведением, неопрятны. Дети практически не проявляют положительные эмоции, но показывают высокую склонность к агрессии и аутоагрессии. Могут рвать на себе волосы, щипать и кусать себя и окружающих. Больные нуждаются в пожизненном присмотре. В наиболее сложных случаях возможность восприятия окружающего мира полностью отсутствует, не и малейшей двигательной активности.

Виды идиотии

В настоящий момент специалисты выделяют одиннадцать видом этой тяжелой патологии. В том числе выделяются следующие виды.

Амавротическая идиотия

Является одним из наиболее сложных вариантов этого тяжелейшего диагноза. У больных амавротической идиотией по мере взросления патология прогрессирует. В короткие сроки начинается деградация интеллекта, которая в короткий срок доходит до уровня полной идиотии с отсутствием реакции на любые внешние раздражители. У пациента снижается уровень зрения, приводя к полной слепоте. Медики выделяют особое строение глазного дна у страдающих данной патологией.

В настоящий момент точные причины заболевания не выделены. Наблюдения за пациентами позволяют предположить присутствие наследственной предрасположенности, патология часто наблюдается в родственных браках. При рождении младенец страдает гидроцефалией. Он страдает от судорог и параличей. Продолжительность жизни не превышает нескольких месяцев.

Дебильность идиотия

Дебильность является одной из степеней олигофрении. Такая патология может быть как врожденной, так и приобретенной. В числе причин, приводящих к дебильности, медики отмечают следующие факторы:

  • наследственная предрасположенность, включая генеративную патологию клеток родителей больного, в этом случае может развиваться болезнь Дауна, истинная микроцефалия и другие патологии аналогичного типа;
  • заражение зародыша или плода в период внутриутробного развития при перенесении матерью в этот период таких заболеваний, как краснуха, сифилис, токсоплазмоз, другие инфекции, вызванные вирусами;
  • вредные факторы, которые ребенку пришлось перенести в первые три года жизни, в том числе травмы головы, конфликт резус-фактора матери и плода, родовые травмы и другое.

Такие пациенты могут при должном обучении обслуживать себя, они получают образование во вспомогательных школах. Некоторые больные отличаются частичной одаренностью. При низкой общей продуктивности мышления они, например, могут хорошо совершать арифметические действия в уме. Пациенты могут быть апатичными или наоборот отличаться повышенным уровнем возбудимости.

Дебильность имбецильность идиотия

Пациенты, страдающие олигофренией, могут в зависимости от типа отличаться по уровню развития. Олигофрения делится на дебильность, имбецильность и идиотию. Дебильность в этом списке является наименее сложным случаем патологии. Пациенты в состоянии самостоятельно себя обслуживать. Многие заканчивают специализированную школу и в дальнейшем могут вести почти полноценный образ жизни, работая на производстве, выполняя несложные рудовые действия, например, делать уборку, выполнять погрузочно-разгрузочные работы. За счет нарушения восприятия окружающего мира лица, страдающие олигофренией в стадии дебильности, нуждаются в пожизненном контроле.

Идиотия имбецильность

Средняя степень олигофрении носит наименование имбецильности. Патология может быть врожденной или возникнуть в первые месяцы жизни в случае получения травм головы или перенесении некоторых вирусных инфекций.

Имбецилы в отличие от дебилов не в состоянии полностью обслуживать себя, но могут самостоятельно выполнять простые механические действия. Например, они в состоянии обеспечивать свой гигиенический уход. Пациентов, страдающих олигофренией в стадии имбецильности, могут признавать обучаемыми. Они осваивают простые навыки чтения. Как правило, такие больные не в состоянии осваивать счет и выполнять простейшие математические действия. При этом такие пациенты показывают высокую степень привязанности к родным, они понимают родственные чувства, могут находить друзей в кругу таких же пациентов. Но отличаются полным отсутствием инициативы. Теряются при малейшем изменении окружающей обстановки. Нуждаются в постоянном уходе, не способны к каким-либо самостоятельным действиям.

Идиотия является самой сложной степенью олигофрении. При этом варианте патологии почти полностью или полностью отсутствуют мышление и речь. На эмоциональном уровне пациенты способны только на самом примитивном уровне демонстрировать наличие удовольствия или неудовольствия. Родственников от посторонних такие больные отличит не в состоянии. Могут произносить лишь отдельные, несвязанные и неосознанные, звуки.

Семейная амавротическая идиотия

Сложная и тяжелая форма умственной отсталости. В основе патологии лежит генетическое нарушение липидного обмена. Первые проявления диагноза чаще всего выявляются в возрасте от трех до шести месяцев. Изменения проявляются в дегенеративных процессах в сетчатке глаза, приводящей к полной слепоте, прогрессирующей слабости мускулатуры и полной умственной отсталости.

В медицинской практике различают четыре варианта патологии:

  • Являющаяся ранней формой болезнь Тея-Сакса, дети, которые страдают этим диагнозом, умирают возрасте максимум трех лет от нарастающей кахексии.
  • Поздняя форма, которая носит название болезнь Большовского-Яского, симптомы проявляются у детей в возрасте 2-4 лет. Дети погибают в возрасте 5-7 лет.
  • Юношеский вариант, болезнь Шпильмейера-Фогта-Баттена, начинает проявляться в возрасте от 5 до 15 лет. Пациенты страдают от параличей, судорожных припадков, у них прогрессирует слабоумие. Максимальная продолжительность жизни достигает в большинстве случаев 20 лет.
  • В зрелом возрасте возможно начало развития болезни Куфса. Симптомы аналогичны всем типам данной патологии. Зрение в этом случае снижается постепенно, развиваются параличи и эпилептические, присутствует выраженная пигментация глазного дна.

Вне зависимости от формы патологии, в настоящий момент лечения не существует. Используется только поддерживающая терапия, призванная облегчить страдания пациента.

Тяжелая идиотия

В медицинской практике выделяются несколько степеней этой формы умственной отсталости. Пациенты, у которых отмечается легкая и средняя степень, способны научиться самым простым действиям. Они иногда способны узнавать людей, которые постоянно с ними общаются, отличают горячее и холодное. При постоянных занятиях способны освоить несколько слов, хотя обычно не осознают их значение и не могут применять в жизни.

Тяжелая идиотия является самым сложным вариантом наивысшей степени олигофрении идиотии. Пациенты, страдающие этим диагнозом, способны вести только вегетативное существование. Они не реагируют на окружающую действительность. В состоянии только произносить отдельные неосознанные звуки. Такие больные нуждаются в постоянном уходе. Уровень развития соответствует новорожденным детям.

Минусом диагноза становится понимание отличия степеней только медиками или людьми, которые проводят с больным большое количество времени. По сути все три степени фактически друг от друга не отличаются.

Олигофрения идиотия

Идиотия, как самая тяжелая степень олигофрении, показывает полное отсутствие возможности больным выполнять какие-либо осознанные действия. Пациенты не высказывают привязанности к родным и близким. Они не могут отличить посторонних и родных.

Степени идиотии

Врожденное слабоумие имеет несколько степеней. В самых сложных случаях пациенты способны только к вегетативному образу жизни, они не двигаются, не выказывают эмоций. При более высокой степени пациенты выказывают минимальные жизненные требования, например, они могут подавать знаки в виде возгласов в случае желания принимать пищу. Показывают свое приятие или неприятие действий, которые могут провоцировать неприятные ощущения.

Идиотия у детей

Идиотия является врожденной патологией. В настоящий момент медики выявили наследственную предрасположенность к появлению заболевания, но гарантированного рождения в семье, где были ранее отмечены случае умственной отсталости, больного ребенка не выявлено.

Дети, страдающие этой самой сложной формой олигофрении, в умственном отношении не изменяются. Уровень их коэффициента IQ составляет максимум 20.

Формы идиотии

В настоящий момент медики выделяют две формы самой тяжелой степени олигофрении идиотии:

  • Торпидная, страдающие ею пациенты словно полностью отсутствуют в пространстве и времени. Предоставленные сами себе они не выказывают желания даже к минимальному движению. Без ухода умирают от голода и жажды, так как не в состоянии понимать необходимость выполнять какие-либо действия.
  • Возбудимая, в том случае больные находятся в постоянном движении, непрерывно раскачиваясь как маятник, могут ритмично биться головой о стену, пол, спинку кровати, не ощущая или не понимая боли.

Вне зависимости от формы, пациенты нуждаются в постоянном уходе. Самостоятельные действия они выполнять не способны. Учитывая отсутствие возможности узнавать близких, медики рекомендуют определять таких больных в специализированные медицинские учреждения.

Рождение умственно отсталого ребенка с олигофренией в стадии идиотии становится настоящим проклятьем для его семьи. Часто родственники стараются оставлять больного идиотией в семье, беря на себя обременительные задачи в области ухода. В реальности медики обращают внимание, что такие жертвы целесообразны только при присутствии возможности пригласить для ухода за пациентом профессиональную сиделку с медицинским образованием. Люди, страдающие от этой патологии, часто испытывают проблемы с появлением пролежней, они требуют наблюдения за счет возможности поражения организма инфекциями, нуждаются в выполнении специализированных гигиенических процедур.

Идиотия (идиотизм) – наиболее тяжелая степень умственной отсталости (олигофрении), которая может быть обусловлена как врожденными, так и приобретенными факторами. Частота заболеваемости примерно одинакова среди мужчин и женщин. Идиотия характеризуется дефектом умственного развития, который присутствует с рождения или раннего детского возраста.

Идиотия (идиотизм) – глубокая умственная отсталость

Причины и факторы риска

Причинами возникновения врожденной идиотии могут выступать генные или хромосомные (аберрации) мутации. Кроме того, развитию заболевания способствуют:

  • воздействие неблагоприятных факторов внешней среды в период беременности;
  • перенесенные беременной женщиной инфекционные заболевания;
  • вредные привычки матери;
  • недостаточное питание беременной (в том числе вегетарианство);
  • недоношенная беременность;
  • дефицит йода;
  • травма головного мозга ребенка во время родов.

Идиотия нередко сочетается с патологиями физического развития (пороками внутренних органов, сращением пальцев рук, шестипалой кистью и др.).

Немаловажное значение имеют наследственный фактор и психологическое состояние женщины во время беременности.

Формы заболевания

Идиотию разделяют на две основные формы – торпидную и возбудимую. Помимо этого, с учетом клинических признаков заболевание классифицируется следующим образом:

  • идиотия Тея – Сакса (детская ранняя);
  • детская поздняя;
  • амавротическая;
  • юношеская;
  • поздняя;
  • гидроцефальная;
  • тимическая;
  • микседематозная; и пр.

Стадии заболевания

Выделяют четыре стадии идиотии, которые соотносят с показателями интеллектуального развития:

  1. Легкая.
  2. Умеренная.
  3. Тяжелая.
  4. Глубокая.

Симптомы

Идиотия имеет схожую клиническую картину вне зависимости от формы заболевания. Для детей характерно явное отставание как в физическом, так и в психическом развитии. Подобным детям свойственны импульсивность, раздражительность, несамостоятельность, нарушение абстрактного мышления, эмоциональная недоразвитость. Осмысленная речь отсутствует или развита крайне слабо, к самообслуживанию больные идиотией неспособны. Могут наблюдаться нарушения координации, снижение всех видов чувствительности. Выраженность симптомов зависит от формы и стадии болезни, а также от индивидуальных особенностей пациента.

Для идиотии характерно системное нарушение интеллекта

Заболевание нередко сочетается с патологиями физического развития (пороками внутренних органов, сращением пальцев рук, шестипалой кистью и др.).

К ранним признакам идиотии относятся:

  • отсутствие реакции или неадекватная реакция на окружающих;
  • системное нарушение интеллекта;
  • приступы немотивированной агрессии;
  • отсутствие эмоций;
  • вялость, малоподвижность;
  • недержание кала и мочи.

Дети с идиотией поздно учатся держать голову, сидеть, стоять, ходить; они могут вовсе не освоить определенные навыки.

Средняя продолжительность жизни пациентов с идиотией зависит от формы и стадии заболевания и составляет 20–50 лет.

Врожденные патологии и гениальность: 5 известных савантов

Анималотерапия: 6 видов лечения с помощью животных

Арт-терапия: музыка, которая лечит

Диагностика

Диагноз идиотии устанавливается на основании данных анамнеза, объективного осмотра ребенка, оценки умственного развития при помощи опросников, специальных возрастных шкал, беседы. Кроме того, показано проведение компьютерной или магнитно-резонансной томографии головы, генетического исследования.

Необходима дифференциальная диагностика идиотии с длительным астеническим расстройством, педагогической запущенностью, а также рядом психических заболеваний (шизофренией, эпилепсией), которые могут возникнуть в раннем детстве и при отсутствии адекватного лечения приводить к выраженным расстройствам интеллекта.

Лечение

Идиотия не подлежит лечению. Пациентам необходим постоянный надзор в психиатрических лечебницах, психоневрологических интернатах или в домах инвалидов. Больные нуждаются в полном уходе, а также в сопровождении во время прогулок. Для облегчения течения заболевания применяется симптоматическая терапия. Вспышки агрессии купируются успокоительными препаратами. Кроме того, пациентам с идиотией назначают лекарственные средства, которые улучшают функции мозга (нейрометаболические стимуляторы), витамины. В ряде случаев хороший эффект обеспечивают физиопроцедуры.

Больным идиотией назначают препараты, улучшающие функции мозга

Возможные осложнения и последствия

Пациенты с идиотией не могут адаптироваться к социуму. Свойственные больным вспышки агрессии могут послужить причиной социально опасного поведения. При отсутствии симптоматического (поддерживающего) лечения качество жизни больных существенно ухудшается.

Прогноз

Для идиотии характерно необратимое нарушение интеллекта. Больные не способны к самостоятельной жизни, нуждаются в круглосуточном надзоре и уходе. Средняя продолжительность жизни пациентов зависит от формы и стадии заболевания и составляет 20–50 лет. В ряде случаев при существенных иммунных, метаболических и (или) биохимических нарушениях больные умирают еще в раннем детском возрасте.

Профилактика

В целях профилактики развития идиотии у ребенка беременным женщинам рекомендуют придерживаться ряда следующих мер:

  • систематический осмотр беременной акушером-гинекологом;
  • достаточный сон;
  • сбалансированное питание;
  • достаточные физические нагрузки;
  • отказ от вредных привычек;
  • контроль артериального давления;
  • генетическое исследование и регулярная пренатальная диагностика состояния плода;
  • профилактика инфекционных заболеваний;
  • квалифицированное ведение врачом родов.

Идиотия (идиотизм) — самая тяжелая степень умственной отсталости (олигофрении), при которой мышление и речь отсутствуют практически полностью. Некоторые ученые-психиатры предлагают не использовать это название болезни, а больных не называть «идиотами», поскольку термины стали носить оскорбительный характер и вышли далеко за рамки медицины.

Онлайн консультация по заболеванию «Идиотия». Задайте бесплатно вопрос специалистам: Невролог.

  • Причины
  • Классификация
  • Симптомы
  • Диагностика
  • Лечение
  • Прогнозы
  • Профилактика

Предлагается употреблять термин «глубокая умственная отсталость», «умственная отсталость глубокой степени». В США и Западной Европе в социуме и педагогике используется термин «труднообучаемые». С греческого название болезни переводится как «необразованность», «обособленность». Чаще болеют представители мужского пола.

Причины

Причины идиотии:

  • генетически обусловленные заболевания, связанные с хромосомными дефектами, проявляющиеся умственной отсталостью и физическим недоразвитием (синдромы Вильямса, Дауна, Ангельмана, Прадера-Вилли, болезнь Тея-Сакса) — на сегодня известно около 2000 генных аберраций (мутация), ежегодно их число увеличивается;
  • различные отравления матери в период беременности;
  • облучение;
  • злоупотребление будущей матерью спиртным, наркотиками, медикаментами;
  • инфицирование в период гестации: цитомегаловирус (герпесвирус человека 5 типа, имеющий собственную ДНК), краснуха (вирусная болезнь, опасная для беременных на ранних этапах гестации), сифилис (венерическое заболевание, вызванное бледной спирохетой), токсоплазмоз (заражение паразитами — токсоплазмами), простой герпес и другие опасные инфекции;
  • нерациональное питание с дефицитом витаминов и микроэлементов, недоедание;
  • йододефицит у будущей матери;
  • болезни обмена веществ у беременной;
  • асфиксия новорожденных (отсутствие или нерегулярное дыхание);
  • травма ребенка в родах, ЧМТ, сдавление головы, кровоизлияние во время родоразрешения;
  • дефицит йода у ребенка до 3 лет;
  • энцефалиты, менингиты (перенесенные в детстве);
  • недоношенность (вес младенца при рождении менее килограмма).

Родители детей с идиотией в большинстве своем не имеют отклонений в умственном развитии. Здоровье родителей не означает рождение полноценного ребенка.

Классификация

Классифицируют идиотию по степени тяжести:

  1. Легкая и средняя степени характеризуются способностью больных вырабатывать простой кругозор. Например, понимание, что нельзя прикасаться к пламени, опускать в кипяток руку. Дети осваивают простейшие навыки самообслуживания, имеют привязанность к ухаживающим людям, запоминают простые слова, но произносят их неправильно, меняют или пропускают в словах слоги, шепелявят, гнусавят.
  2. Тяжелая степень. Отмечается практически полное отсутствие речи и навыков самообслуживания. Жизнь больного регулируется инстинктами. После рождения младенцы сразу попадают в интернаты для психохроников.

По времени и причинам возникновения:

  1. Амавротическая идиотия — в основе лежит нарушение обмена ганглиозидов (сложные молекулы) в головном мозге. Интеллект снижается стабильно.
  2. Врожденная — характеризуется прогрессирующей гидроцефалией (избыток воды в тканях головного мозга), мышечным гипотонусом (пониженный тонус мышц), судорогами, психическим недоразвитием.
  3. Детская ранняя — развивается в первые годы жизни, характеризуется прогрессирующими параличами, снижением зрения, гиперакузией (непереносимость обычных звуков ввиду нарушения механизмов равновесия между торможением и усилением биологических процессов в слуховых путях), психическим недоразвитием.
  4. Детская поздняя — характерные признаки появляются в 4 года: атрофия зрительного нерва (отмирание нервных волокон), прогрессирующее слабоумие, судороги, атаксия (нарушение координации).
  5. Юношеская — признаки появляются к 6 годам. Характерны снижение умственных способностей, двигательные расстройства, ухудшение памяти, вегетативно-эндокринные расстройства, пигментный ретинит (дегенеративное поражение глаз, ведущее к слепоте).
  6. Поздняя — признаки появляются у взрослых. Характерно изменение личности, глухота, вестибуло-мозжечковый синдром (головокружение, потеря равновесия), пигментный ретинит, психосиндром (психологическая дисфункция).
  7. Гидроцефальная — врожденная форма, характеризующаяся водянкой головного мозга.
  8. Ксеродермическая — наследственное заболевание, проявляющееся разной степенью слабоумия, гипоплазией (недоразвитием) половых органов, пигментной ксеродермией (высокая чувствительность к ультрафиолету), неврологическими нарушениями, невысоким ростом.
  9. Дизостотическая — поражение соединительной ткани, вследствие чего страдают органы зрения, кости, нервная система, внутренние органы.
  10. Микседематозная — развивается при нарушении работы щитовидной железы.
  11. Тимическая — развивается при нарушении работы тимуса (вилочковая железа).

По клиническим проявлениям:

  1. Возбудимая — характеризуется повторяющимися движениями больного (раскачивание, хлопанье в ладоши, примитивные движения).
  2. Торпидная — характеризуется неподвижностью, «уходом» в себя.

Стадии умственной отсталости по показателю IQ (международная и российская классификация):

  1. Незначительная — IQ 50–70 (дебильность).
  2. Умеренная — IQ 35–49 (имбецильность).
  3. Тяжелая — IQ 25–39 (олигофрения в стадии идиотизма).
  4. Глубокая — IQ ниже 20 (глубокая умственная отсталость).

Стадии умственной отсталости

Если говорить о социальной идиотии, выделяют 5 форм:

  1. Верноподданность. Главные люди для этой категории больных — вышестоящее начальство, его мнение, указания.
  2. Нигилизм. Отстранение от общественных и даже семейных процессов — от всего, что не касается самого больного.
  3. Либерализм. Либералы ставят во главу угла полную свободу личности, что в либеральном государстве выливается в попустительстве за преступления, совершенные представителями сексуальных меньшинств, беженцами, популяризацию однополой любви и браков.
  4. Жидовосхищение. Восхищение и превозношение евреев и еврейской нации, проявляющееся в том, что Христос был иудеем, а этот народ больше остальных перенес страданий, что среди евреев больше, чем среди других национальностей, гениальных ученых, писателей и так далее.
  5. Чистоплюйство. Выражается в надменном поведении. Чистоплюи считают те или иные дела и разговоры «грязными», отказываются участвовать в мероприятиях и беседах, чтобы не опускаться до уровня собеседников и не «испачкаться» самому.

Выделяют еще один вид социального идиотизма — калейдоскопичный. О психических отклонениях свидетельствует все: мировоззрение, рассуждения, поступки, поведение.

Больные не способны к самообслуживанию, нуждаются в постоянном присмотре и уходе. Идиотия у детей проявляется с рождения: ребенок не может держать головку, поздно садится, речь не развивается либо появляется очень поздно, эмоции упрощенные (нравится — не нравится). Из речи в лучшем случае понятны лишь отдельные слоги, выстраивать предложения малыш не может.

Больные не реагируют на окружающих, громкие звуки, яркий свет. С большинством пациентов возможен только невербальный (без речи, с помощью жестов) контакт. В лучшем случае дети понимают интонацию, но не значение слов. Не могут выражать эмоции, помимо вспышек немотивированного гнева у одних и безразличия у других. Близких или ухаживающих за ними людей не узнают.

Физически ребенок развивается нестандартно: тело непропорциональное, лицо припухшее, выражение лица бессмысленное, часто искажено злобной гримасой, язык толстый. Двигательная активность либо не развита, либо наблюдаются стереотипные движения, многие передвигаются ползком.

Могут встречаться аномалии физического развития и внутренних органов: сращение пальцев, шестипалость, контрактуры (сужение) суставов, мозговые грыжи, пороки сердца, аномалии мочеполовых органов, дискинезия (раздраженность) кишечника, эндокринные расстройства, параличи. Некоторые испытывают галлюцинации — такие пациенты должны находиться в условиях стационара.

Характерен неумеренный аппетит вплоть до булимии и поедания несъедобных предметов, даже собственных конкрементов, поскольку больные не отличают пищу от несъедобных предметов, горячее от холодного. Дефекация и мочеиспускание произвольные. Стеснение отсутствует полностью: взрослые больные или подростки могут открыто на людях заниматься онанизмом.

Другие признаки идиотии:

  • больным все равно, во что они одеты (грязная или чистая одежда);
  • мокрое белье не доставляет дискомфорта;
  • дети не могут сами одеться и раздеться;
  • характерна склонность к членовредительству, агрессии, направленной на себя;
  • немотивированные импульсивные поступки;
  • эпилептические судороги;
  • повышенный болевой порог — даже если причинить серьезные телесные повреждения, большинство больных никак не отреагирует.

У детей с тяжелой степенью идиотии отсутствует инстинкт самосохранения, диагностируется слабая ориентация в пространстве и нарушение координации движений и моторики.

Диагноз ставится на основании показателей IQ, осмотра пациента, беседы с его родственниками. Врач собирает семейный анамнез, оценивает данные генетического скрининга, диагностических исследований, свидетельствующих о состоянии внутренних органов. Выясняет все о периоде беременности матери и родоразрешении, о перенесенных инфекциях во время гестации, времени первого появления характерных признаков.

Психиатр беседует с пациентом (если это возможно), оценивает умственные способности с помощью специальных анкет, уровень адаптации в социуме, отношение к родственникам.

Из обследований назначается МРТ головного мозга, позволяющее судить о строении органа и возможных отклонениях. При необходимости больных консультируют невролог, офтальмолог и другие узкие специалисты. Родители и больной ребенок проходят консультацию и обследование у генетика, что позволяет выяснить причину когнитивного диссонанса, выявить возможные риски у будущих детей.

При исследовании у больных отмечается увеличение головного мозга, диффузная (рассеянная) атрофия отдельных участков (чаще страдают мозжечок и затылочные доли).

При гистологическом исследовании отмечается распространенный распад нейронов (нервная клетка, ганглиозная, ганглионарная). Дегенерация ганглиозных клеток происходит в виде увеличения размера, набухания, вздутия, заполнения мелкозернистым веществом, сморщиванием и утерей формы ядер, сдвиг ядер к периферии.

В тяжелых случаях при большой концентрации липидов развивается демиелинизация (разрушение миелиновой оболочки, окружающей нервные волокна), повреждение нервных отростков (аксоны).

Терапевтический эффект зависит от того, на какой стадии идиотии находится пациент. При легкой степени больные могут развиваться, научиться элементарным навыкам самообслуживания и общения, овладеть минимальным кругозором. Главное, в чем нуждаются больные — уход и наблюдение. Медикаменты эффективны при их использовании на ранних этапах болезни.

Из фармакологических средств применяются седативные при повышенной возбудимости и агрессии, психотропные препараты (нейролептики) при выраженных психических отклонениях, ноотропы при нейродегенеративных расстройствах, витамины, противосудорожные средства при судорожном синдроме.

Прогнозы

При идиотии развиваются такие осложнения, как социальная дезадаптация, опасное поведение с направлением агрессии чаще на себя.

Ребенок может травмироваться из-за зрительных и двигательных нарушений. Слабая физическая активность приводит к возникновению застойной пневмонии (развивается в результате нарушения гемодинамики и вентиляции легких). Судороги могут закончиться развитием эпилептического статуса.

Дисфагия (нарушение глотания) опасна попаданием пищи в трахею и развитием аспирационной пневмонии (повреждение паренхимы легких). Нарушение липидного обмена приводит к жировому гепатозу (избыточное накопление жира в печени) и печеночной недостаточности. Сердечную недостаточность вызывают отложения жира на клапанах. Погибают чаще от дыхательной или сердечной недостаточности, вторичных инфекций, отягчающих течение основного заболевания.

Самый неблагоприятный прогноз имеет амавротическая идиотия Тея-Сакса, инфантильная форма которой заканчивается летальным исходом. Поздняя форма развивается наиболее медленно, имеет доброкачественное течение, поэтому прогноз относительно благоприятный. В большинстве случаев пациенты проживают не более 20 лет.

Благодаря тщательному уходу, врачебному наблюдению, медикаментозной поддерживающей терапии больные могут прожить 40 лет. Излечиться от идиотизма невозможно.

Профилактика идиотии начинается и проводится будущей матерью в период гестации. Следует отказаться от вредных привычек, рационально питаться, наблюдаться у врача, выполнять в точности его рекомендации.

Следует избегать браков между близкими родственниками, при которых значительно повышается риск развития идиотизма у ребенка. Рекомендованы генетический скрининг и консультация у генетика.

Идиотизм – это одно из немногих психических отклонений, для которых характерно абсолютное отсутствие интеллекта или же остановка его развития на уровне ребенка 4-6 лет.

Идиотизм как отсутствие интеллекта является одним из возможных типов изначального слабоумия.

Крайняя степень этого расстройства обладает выраженным снижением способности ощущать боль, а также нарушением речевых и мыслительных функций.

Причины, вызывающие идиотизм

Существуют достаточно разнообразные причины, вызывающие идиотизм:

  • Применение различных народных средств, включающих в себя опий и водку для убаюкивания ребенка.
  • Плохие условия проживания, гигиенические условия, нарушение питания.
  • Нарушение развития центральной нервной системы в зародышевой стадии.
  • Заболевание сифилисом, унаследованное от матери.
  • Близкое родство родителей – инцест.
  • Заболевания центральной нервной системы матери или перенесенные эмоциональные переживания во время беременности.
  • Зачатие ребенка в состоянии алкогольного опьянения.
  • Генетическая предрасположенность матери и отца к психическим и интеллектуальным расстройствам.
  • Воспаление головного мозга вследствие инфекционного заболевания.
  • Травмы головного мозга.

Признаки и симптомы идиотизма

Только после подробного осмотра врач может оценить степень интеллектуального развития больного и выставить окончательный диагноз. Идиотизм часто сочетается с тупоумием, но само по себе тупоумие не является признаком идиотизма.

Тупоумие выражается в узконаправленном, поверхностном и ригидном мышлении. В случае тупоумия задержка в развитии настолько незначительна, что внешне больной похож на абсолютно нормального человека.

Тем не менее, его мыслительные способности ограничены восприятием лишь определенного спектра информации и категорическом неприятии иного. Это выражается в банальной глупости, плохой сообразительности, ограниченном мышлении и неспособности самостоятельно анализировать получаемую информацию.

Страдающий тупоумием больной идиотизмом абсолютно неспособен воспринимать информацию, делать какие-либо умозаключения и выводы из происходящего вокруг него. В целом, тупоумие развивается на уровне генетики и обуславливается явлением мутации.

У таких людей может наблюдаться незначительный прогресс в духовном развитии и даже формирование некоторого самосознания, хотя мыслительная функция, как таковая, по-прежнему остается на низком уровне. Тем не менее, все эти незначительные прогрессы невозможны в случае идиотизма.

Признаки и симптомы идиотизма в достаточной степени выражены и яркие. Для больных нехарактерны активные оборонительные действия. К примеру, во время проведения медицинской инъекции идиот, ощущая страх или боль, не предпринимает попыток закрыться или оттолкнуть объект угрозы, вместо этого он будет плакать и кричать.

Беспомощность больных достигает самых различных степеней развития и форм проявления: отсутствие способности к самостоятельному употреблению пищи, непроизвольные акты мочеиспускания и дефекации, неспособность ходить, несмотря на отсутствие поражения или паралича мышц ног.

Попытки ходьбы похожи на детские – походка крайне неуклюжая, шаткая, руки растопырены в стороны. То же самое касается и речи: она может полностью отсутствовать или же напоминать детский лепет, произношение повторяющихся нечленораздельных звуков.

В плане общего психологического развития идиоты схожи с детьми возрастом от года до четырех лет. Тем не менее, по чертам характера они могут отличаться между собой: от молчаливых и апатичных, до крайне активных и любопытных. Многим из них присуща склонность к подражанию и стереотипному поведению, формированию привычек.

При высшей форме идиотизма возможна свободная речь и даже поверхностное обучение больного письму и чтению. Его можно также обучить простейшим навыкам и умениям, выполнению несложных поручений. Тем не менее, дальнейшее обучение абсолютно невозможно, так как идиоты быстро теряются перед сложными задачами.

Идиотизм как отсутствие интеллекта влечет за собой и нравственное разрушение личности, что проявляется в импульсивных действиях, которые направлены исключительно на удовлетворение желаний, склонности ко лжи и обману, грубости.

Феномен идиотизма заключается также в том, что вместе с тотальным нарушением интеллекта возникает чрезмерное развитие памяти – некоторые больные способны запомнить и повторить необыкновенное сложные и объемные вычислительные действия, текст, иногда обладают впечатляющими музыкальными и художественными способностями.

Характеристика данного психического заболевания, однако, не ограничивается духовными и этическими проблемами. В большинстве случаев оно сопровождается и физическими нарушениями: асимметрия или уменьшение черепа, обширные параличи или паралич одной половины тела, эпилепсия, косоглазие, слепота, неправильно сформированная ушная раковина, неправильная расстановка и рост зубов.

На уровне быта, в наше время, под признаками этого заболевания часто называют непрактичное поведение, путая его с асоциальным или девиантным, говоря иными словами – «ненормальным».

Тем не менее, современная политкорректная психиатрия определяет идиотизм не как клиническое отклонение от «нормы», а как нетрадиционную интеллектуальную ориентацию. Идиотизм, наравне с имбецильностью и идиотией, согласно общепринятой медицинской классификации болезней, относят к нарастающим степеням олигофрении.

Лечению идиотизм не поддается

Лечению идиотизм не поддается, хотя предпринимаются попытки улучшения качества жизни некоторых больных. В случае микроцефалии это достигается путем проведения трепанации черепа и удалению некоторых элементов костей черепа, с целью снизить давление на головной мозг.

Идиоты, как правило, проходят систематическое обучение в специализированных учреждениях, где для них создаются максимально благоприятные условия проживания.